Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2014 N 11АП-17177/2014 ПО ДЕЛУ N А65-6517/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. по делу N А65-6517/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 15 декабря 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 декабря 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
от общества с ограниченной ответственностью "РОУД" - представителя Кабирова Р.З., доверенность от 24.03.2013 года,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - представитель не явился, извещен,
от МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" - представитель не явился, извещен,
от Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционным жалобам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "РОУД"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 октября 2014 года по делу N А65-6517/2014 (судья Абульханова Г.Ф.)
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОУД", (ИНН 1657030557), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1041632209541, ИНН 1657030758),
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани,
МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
о признании незаконным решения от 22.11.2013 года N 1474,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РОУД" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - третьи лица), о признании незаконным решения от 22.11.2013 года N 1474.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан от 22.11.2013 N 1474, в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 286 050 рублей, а также соответствующие суммы пени и штраф. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "РОУД". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "РОУД" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа удовлетворения заявленных требований отменить и признать решение о привлечении к налоговой ответственности от 22.11.2013 N 1474 вынесенное Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан незаконным в полном объеме, жалобу - удовлетворить.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан в своей апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014 года по делу N А65-6517/2014 отменить в части удовлетворенных требований заявителю, апелляционную жалобу инспекции удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства, Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционные жалобы в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрены в их отсутствие.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрены в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, дополнений, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 площадью 2290 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 16:50:230103:9 площадью 1520 кв. м, расположенные в г. Казани по ул. Дементьева, дом 2 А.
Заявителем в адрес ответчика представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налога в размере 127 871 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков:
- - 16:50:230103:15 площадью 2290 кв. м - 6 931 899 руб., соответствующая рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 по делу N А65-2154/2013;
- - 16:50:230103:9 площадью 1520 кв. м - 7 598 878 руб., изъятой муниципальным органом на основании постановления исполкома от 11.12.2008.
Ответчиком по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации составлен акт от 27.09.2013 N 1474 и вынесено решение 22.11.2013 N 1474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 307 878 руб. земельного налога за 2012 год, а также соответствующие им пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 24 461, 38 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 24 044, 4 руб.
Основанием доначисления земельного налога за 2012 год в указанной сумме послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 25.12.2013 N 2.14-0-18/028935004@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено частично.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В соответствии со п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет, в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений, осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.04.2013 по делу N А65-2154/2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:230103:15 общей площадью 2290 кв. м, установлена равной ее рыночной стоимости в размере 6931 899 руб., с внесением в государственный реестр соответственно изменений в сведения о стоимости земельных участков в 2013 году.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу в 2013 году, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость по вышеназванному земельному участку в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Следовательно, в спорном периоде, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Кроме того, судом верно указано, что в силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом обязанности по самостоятельному исчислению налога, не могут быть приняты доводы налогоплательщика о необходимости исчисления спорного налога по двум вышеназванным земельным участкам с применением налоговых ставок 0,61%, вместо 0,88%, примененной самим налогоплательщиком, в представленной налоговому органу вышеупомянутой уточненной налоговой декларации за 2012 год.

Согласно Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (ред. от 14.08.2008) "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" состав 9 вида разрешенного использования включает земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в том числе земельные участки баз и складов.
Из сведений государственного кадастра недвижимости следует, что у земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 и 16:50:23 01 03:09 значатся разрешенное использование - "для здания и сооружения комплексной автозаправочной станции" и "административное здание, трансформаторная подстанция и подземный резервуар для ливневых стоков".
Соответственно, налоговым органом при исчислении спорного налога применена ставка указанная самим налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации, с учетом сведений кадастровой службы, подтвержденная письмом финансового управления исполнительного комитета Муниципального образования от 28.08.2014 N 387 на запрос инспекции (т. 2 л.д. 92), из которого следует, возможность отнесения земельных участков, с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 и 16:50:23 01 03:09 к 5 и 7 видам разрешенного использования, по которым в 2012 году решением муниципального органа N 2-3 установлена налоговая ставка 0, 88%.
Налогоплательщиком не представлены доказательства подачи уточненной налоговой декларации с расчетом суммы налога по налоговой ставке 0,61% до принятия инспекцией оспариваемого решения, рассмотрения вышестоящим налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика, либо обжалование ненормативного акта муниципального органа, выраженного в вышеназванном письме от 28.08.2014.
При этом представленная налогоплательщиком в суд уточненная налоговая декларация с расчетом налога по налоговой ставке 0, 61%, поданная в налоговый орган 24.09.2014, то есть в день принятия судебного акта по настоящему делу, в силу вышеназванных обстоятельств не является основанием для признания недействительным решения от 22.11.2013.
Судом правомерно отклонены доводы заявителя об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 877 кв. м с кадастровым номером 16:50:23 01 03:09 на основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 11.12.2008 г. N 10113, поскольку из вступившего в законную силу судебного акта по делу N А65-28638/2012 по спору между теми же участниками судебного разбирательству, имеющим в силу статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение при разрешении настоящего дела следует, что факт регистрации за налогоплательщиком на праве собственности земельных участков, в силу ст. 388 НК РФ свидетельствует о том, что спорный земельный участок из оборота не изъят, следовательно, налоговым органом правомерно произведено доначисление налога на всю площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 391 НК РФ на налогоплательщиков-организации возложена обязанность по самостоятельному определению налоговой базы на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателями земельных участков самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Казанской городской Думы от 24.10.2011 N 12-8 "О внесении изменений в решение представительного органа муниципального образования города Казани "О земельном налоге" от 29.11.2005 N 2-3 на территории муниципального образования г. Казани установлены дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка, согласно приложению к решению от 29.11.2005 N 2-3.
Данным решением установлено 16 видов разрешенного использования, каждому из которых соответствует своя ставка земельного налога.
При этом к 5 и 7 виду разрешенного использования отнесены "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религию" и "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения".
К 16 виду относятся "прочие земельные участки".
Судом правомерно приняты доводы инспекции со ссылкой на письмо финансового управления исполнительного комитета Муниципального образования от 28.08.2014 N 387 (т. 2 л.д. 92), явившееся основанием отнесения земельных участков, с кадастровыми номерами 16:50:230103:15 и 16:50:23 01 03:09 к 5 и 7 видам разрешенного использования, по которым в 2012 году решением муниципального органа N 2-3 установлена налоговая ставка 0, 88%, доводы налогоплательщика о расположении рядом со спорными земельными участками земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:230103:10 и 16:50:23 01 03:11 по которым установлена ставка 0,61% не могут быть приняты судом.
Аналогичная правовая позиция о том, что для целей исчисления земельного налога в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ категории облагаемых земельных участков следует определять на основе данных земельного кадастра об их целевом назначении и виде разрешенного использования и сведений муниципального органа, содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 г. N 16720/11 и Постановлении Федерального Поволжского округа от 14.05.2014 по делу N А65-18071/2013.
Исходя из всего вышеизложенного в совокупности, суд верно указал, что размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 составит сумму в размере 410 504 руб., а с учетом налога уплаченного заявителем в бюджет, что следует из платежного поручения от 04.02.2013 в размере 290 271 руб. (не учтена инспекцией при доначислении налога) и имеющейся переплатой на 01.01.2013 в сумме 98 405 руб. (выписки лицевого счета, представлена инспекцией) составит сумму в размере 21 828 руб., соответственно, начисление инспекцией земельного налога в сумме 286 050 руб., а также соответствующие на данную сумму пени, штрафы по статье 76, 122 НК РФ произведено ответчиком незаконно, требования заявителя правомерно удовлетворены в данной части.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования частично.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 октября 2014 года по делу N А65-6517/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)