Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2014 N 11АП-484/2014 ПО ДЕЛУ N А55-18894/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2014 г. по делу N А55-18894/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Федерального бюджетного учреждения "Самарский центр стандартизации, метрологии и сертификации" - до и после перерыва - Дружинина В.А. (доверенность от 10.09.2013 N 20),
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области - до перерыва - Видмановой Т.В. (доверенность от 04.02.2014 N 04-32/01576), после перерыва - Погоржальского Д.В. (доверенность от 04.02.2014 N 04-32/01574),
представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12-17 февраля 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2013 года по делу N А55-18894/2013 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Самарский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (ОГРН 1026300522104, ИНН 6311012306), г. Самара,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (ИНН 6325029638), Самарская область, г. Сызрань,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительными решений,

установил:

Федеральное бюджетное учреждение "Самарский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (далее - заявитель, учреждение, ФБУ "Самарский ЦСМ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными, как не соответствующие нормам Налогового кодекса Российской Федерации, вынесенные 14.05.2013 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области) решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности:
- N 9948 в части начисления и предложения уплатить пени по земельному налогу за 2009 год в сумме 65.524,49 рублей (пункт 2 решения), в части предложения уплатить земельный налог за 2009 год в сумме 387.587,00 рубля (пункт 3.1 решения), в части предложения о внесении необходимых изменений в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 4 Решения);
- N 9967 в части начисления и предложения уплатить пени по земельному налогу за 2010 год в сумме 31.574,44 рублей (пункт 2 решения), в части предложения уплатить земельный налог за 2010 год в сумме 387 587,00 рубля (пункт 3.1 решения), в части предложения о внесении необходимых изменений в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 4 решения);
- N 9974 в части начисления и предложения уплатить пени по земельному налогу за 2011 год в сумме 10.016,15 рублей (пункт 2 решения), в части предложения уплатить земельный налог за 2011 год в сумме 407 663,00 рубля (пункт 3.1 Решения), в части предложения о внесении необходимых изменений в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 4 решения) (т. 1 л.д. 2-9).
Определением от 17.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - третье лицо) (т. 2 л.д. 151).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2013 по делу N А55-18894/2013 заявленные требования удовлетворены (т. 4 л.д. 79-81).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 4 л.д. 85-88).
Учреждение апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества учреждения апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 12.02.2014 до 10 час. 30 мин. 17.02.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решениями от 14.05.2013 N 9948, N 9967 в п. 3.1 ФБУ "Самарский центр стандартизации, метрологии и сертификации" предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 387 587 руб. за 2009 и 2010 года, а в решении от 14.05.2013 N 9974 в п. 3.1 ФБУ "Самарский центр стандартизации, метрологии и сертификации" предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 407 663 руб. за 2011 год.
Не согласившись с вынесенными решениями, заявитель обжаловал их в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Самарской области.
Решениями Управления ФНС России по Самарской области от 08.07.2013 в удовлетворении апелляционных жалоб отказано.
Основанием для доначисления налога по всем трем проверяемым декларациям являются разногласия между заявителем и налоговым органом по поводу кадастровой стоимости земельного участка, занимаемого зданиями центра стандартизации в г. Сызрани. Как считает заявитель, в связи с допущенной ошибкой в указании вида разрешенного использования, в период 2009-2011 годы кадастровая стоимость земельного участка была определена неверно. Ошибка исправлена только в 2012 году.
ФБУ "Самарский ЦСМ" владеет на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 63:08:0111042:007, расположенным по адресу - Самарская область, г. Сызрань, ул. Новосибирская, дом 41, имеющим площадь 7 000 кв. м.
Данное обстоятельство подтверждено Свидетельствами о государственной регистрации права от 16.11.2004 серия 63-АБ N 33514, от 07.05.2008 серия 63-АВ N 829774, от 26.12.2008 серия 63-АГ N 154916 и от 24.12.2012 серия 63-АК N 219448.
На земельном участке с кадастровым номером 63:08:0111042:007, расположенном по адресу Самарская область, г. Сызрань, ул. Новосибирская, дом 41, расположено построенное в 1973 году нежилое здание Сызранского филиала ФБУ "Самарский ЦСМ". В этом здании в соответствии с проектом и назначением его строительства размещены и оборудованы промышленные лаборатории по проверке средств измерений, включая лабораторию по проверке средств радиометрического и радиационного контроля, в которой проводятся работы повышенной опасности. По этой причине здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 63:08:0111042:007, является режимным объектом, спроектированным и построенным с учетом всех требований безопасности, предъявляемым к объектам повышенной радиационной опасности.
Содержание производственной деятельности Сызранского филиала ФБУ "Самарский ЦСМ" с 1973 года по настоящее время не изменилось.
Учреждение не согласилось с решениями налоговой инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 1 статьи 388 и статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ФБУ "Самарский ЦСМ" является плательщиком земельного налога по земельному участку.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Первоначально кадастровая стоимость 1 квадратного метра указанного выше земельного участка в размере 1026,41 руб. была установлена Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
При этом, кадастровая стоимость всего земельного участка составила 7184,807 руб.
Исходя из этой кадастровой стоимости ФБУ "Самарский ЦСМ" исчислял и уплачивал земельный налог в 2005-2010 годах.
Письмом от 02.07.2010 N 03-25/798 ФБУ "Самарский ЦСМ" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее Управление Росреестра по Самарской области) с просьбой о предоставлении информации о кадастровой стоимости земельных участков, находящихся во владении ФБУ "Самарский ЦСМ" на праве постоянного бессрочного пользования.
Из ответа Управления Росреестра по Самарской области от 12.10.2010 N 11-5680-3 следовало, что кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка с 01.01.2009 увеличилась более чем в 4.5 раза - до 32 577 812 рублей.
Новая кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка была установлена постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" на основании кадастровой оценки земельных участков, проведенной в 2007-2008 годах Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата").
Завышение кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка произошло вследствие неправильного определения вида разрешенного использования для этого земельного участка при проведении кадастровой оценки в 2007-2008 годах.
Данный вывод обусловлен следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 15.02.2007 N 39 были утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
На основании утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 были утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее "Технические рекомендации" N П/0152), на основании которых ФГУ "Земельная кадастровая палата" произвело оценку кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, в том числе и рассматриваемого земельного участка.
В Технических рекомендациях N П/0152 для земельных участков установлены 16 видов разрешенного использования, указанных в таблице 1 приложения 2 к Техническим рекомендациям N П/0152. При этом кадастровая стоимость одного квадратного метра конкретного земельного участка и, соответственно, вся кадастровая стоимость этого участка напрямую зависят от установленного для этого земельного участка вида разрешенного использования.
В Свидетельстве от 07.05.2008 серия 63-АВ N 829774 о государственной регистрации права на рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 63:08:0111042:007 в графе "назначение" указано: "Земли населенных пунктов, для лаборатории".
Согласно письму Управления Росреестра по Самарской области N 16/525-1-1 комплекс работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Самарской области проводился в период 2007-2008 годы Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" на основании Технических рекомендаций N П/0152 с применением специального программного обеспечения "Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов".
При этом, земельный участок с кадастровым номером 63:08:0111042:007 был отнесен указанной выше программой к 7 (седьмому) виду разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Удельная стоимость 1 квадратного метра участков, отнесенных к 7 (седьмому) виду разрешенного использования установлена в Самарской области сумме 4868,36 руб. Соответственно кадастровая стоимость рассматриваемого участка была установлена в размере 32577,812 руб.
Такое произвольное отнесение рассматриваемого земельного участка к 7 (седьмому) виду разрешенного использования произведено при том обстоятельстве, что назначение земельного участка "под лабораторию" не содержится ни в наименовании, ни в составе какого либо вида разрешенного использования (в том числе и 7 (седьмого) вида), указанного в таблице 1 приложения 2 к Техническим рекомендациям N П/0152.
Заявитель считает, что исполнителю кадастровых работ надлежало установить вид деятельности правообладателя земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111042:007 для правильного определения вида разрешенного использования этого участка, который фактически относится к 9 (девятой) группе видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности". При этом, удельная кадастровая стоимость 1 квадратного метра рассматриваемого земельного участка должна была составить 771,47 руб., а кадастровая стоимость всего участка - сумму 5 400 290 руб. Однако такого установления действительного вида разрешенного использования для надлежащего определения кадастровой стоимости в отношении рассматриваемого земельного участка исполнителем кадастровых работ произведено не было.
ФБУ "Самарский ЦСМ" обратилось с письмами в Управление Росреестра по Самарской области (исх. N 16/525-1 от 23.03.2011), в ФГУ "Земельная кадастровая палата" (исх. N 30-12/824 от 23.05.2011), в ФГБУ "Кадастровая палата" по Самарской области (исх. N 30-12/1948 от 27.10.2011) с просьбой об устранении кадастровой ошибки путем исправления вида разрешенного использования и кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка с даты принятия постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Не получив до конца 2011 года положительного решения этого вопроса ФБУ "Самарский ЦСМ" 23.01.2012 сдало уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2009 и 2010 годы и первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка в сумме 32 577 812 руб.
В 2012 году органы кадастрового учета и государственной регистрации исправили кадастровую ошибку, изменив вид разрешенного использования и кадастровую стоимость рассматриваемого земельного участка.
Об этом свидетельствуют полученные от ФГБУ "Кадастровая палата" по Самарской области кадастровый паспорт и кадастровая справка о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, а также полученное от Управления Росреестра по Самарской области свидетельство о государственной регистрации права на этот земельный участок (т. 2 л.д. 18-20).
Так, в кадастровом паспорте от 06.11.2012 N 63-00-102/12-425964 рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111042:007. расположенного по адресу Самарская область, г. Сызрань, ул. Новосибирская, дом 41, указан вид разрешенного использования "промышленные предприятия и склады V класса опасности с санитарно-защитной зоной до 50 метров" и кадастровая стоимость в размере 5 400 290 руб.
Такая же кадастровая стоимость (5 400 290 рублей) указана в кадастровой справке о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка от 26.12.2012, выданной ФГБУ "Кадастровая палата" по Самарской области.
При этом на основании измененных данных в кадастровом учете ФГБУ "Кадастровая палата" по Самарской области были внесены изменения и в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, в свидетельстве о государственной регистрации права серии 63-АК N 219448 от 24.12.2012 на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0111042:0007, выданном правообладателю рассматриваемого земельного участка Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в порядке замены предыдущих свидетельств, вместо ранее указываемого вида разрешенного использования "для лаборатории" указан вид разрешенного использования "промышленные предприятия и склады V уровня опасности с санитарно-защитной зоной до 50 м" (т. 2 л.д. 64).
Изложенные обстоятельства свидетельствует об ошибке, допущенной при установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111042:0007 в размере 32 577 812 руб. при подготовке Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Дополнительным подтверждением наличия кадастровой ошибки в определении вида разрешенного использования и в установлении кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка при принятии постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" свидетельствует тот факт, что при проведении кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области в 2012 году (по нормам законодательства) кадастровая оценка земель пересматривается не реже, чем 1 раз в пять лет) земельный участок с кадастровым номером 63:08:0111042:0007 отнесен к 9 (девятой) группе разрешенного использования, а его кадастровая стоимость установлена в размере 2 259 110 руб.
Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, изложенным в письме от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21, если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
Указанная позиция изложена также в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2013 N БС-4-11/959.
В связи с исправлением кадастровой ошибки в государственных учетных документах, 19.12.2012 ФБУ "Самарский ЦСМ" представило в Межрайонную ИФНС России N 3 по Самарской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за налоговые периоды 2009, 2010 годы, а 24.12.2012 года - уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за налоговый период 2011 год.
В уточненных налоговых декларациях указана соответствующая действующим нормативным документам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111042:0007 в размере 5 400 290 руб.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта, что в постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" не внесены изменения по кадастровой стоимости земельного участка.
Признавая оспариваемые решения несоответствующими закону, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что уточненные декларации были направлены на уменьшение подлежащей к уплате в бюджет суммы налога, ранее уплаченной налогоплательщиком - бюджетным учреждением.
В своих возражениях, налоговая инспекция указывает на то, что поскольку никаких мер для взыскания доначисленных решениями сумм налога и пени не принималось, то они и не нарушают права заявителя.
Оценивая законность или незаконность решения налогового органа, а также нарушение им прав заявителя, следует исходить не из того, как это решение исполнялось, а из самого его содержания. Непринятие мер по принудительному взысканию налога и пропуск срока для такого взыскания не лишает налоговый орган права обратиться с таким требованием в судебном порядке, с ходатайством о восстановлении срока.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 НК РФ относятся на налоговый орган, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2013 года по делу N А55-18894/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
А.А.ЮДКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)