Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2014 ПО ДЕЛУ N А39-3248/2011

Разделы:
Земельный налог; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2014 г. по делу N А39-3248/2011


Резолютивная часть объявлена 14.02.2014.
полный текст постановления изготовлен 14.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.
при участии представителя
от ответчика: Сайгина С.Н. (доверенность от 25.10.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.05.2013,
принятое судьей Цыгановой Г.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013,
принятое судьями Малышкиной Е.Л., Логиновой О.А., Соловьевой М.В.,
по делу N А39-3248/2011
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия

к открытому акционерному обществу "Лисма"
о взыскании задолженности по арендной плате
и
установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - ТУ ФАУГИ, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Лисма" (далее - ОАО "Лисма", Общество) о взыскании 12 257 003 рублей 40 копеек задолженности по арендной плате.
ОАО "Лисма" предъявило встречный иск к ТУ ФАУГИ в Республике Мордовия о признании недействительным договора от 14.04.2006 N 94 в части ставки арендной платы в размере 15,09 рублей за один квадратный метр в год, установленной на 2011 год, и арендной платы за 2011 год в размере 19 201 826,40 рублей (4 800 456,60 рублей ежеквартально).
До принятия судом решения ОАО "Лисма" в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявило об отказе от встречных исковых требований в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.05.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд посчитал, что арендная плата за использование спорного земельного участка должна определяться на основании кадастровой, а не рыночной стоимости земельного участка.
Не согласившись с решением и постановлением, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты вследствие нарушения норм материального права.
Основные доводы заявителя сводятся к следующему. Законность применения ставки 15,09 рублей за один квадратный метр в год установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Мордовия по делам N А39-257/2011 и А39-1429/2010, имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Суд неправильно применил положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, исходя из которых применение льготного порядка расчета арендной платы возможно только для налогоплательщиков, имеющих право на освобождение от уплаты земельного налога. Доказательства того, что Общество имеет право на освобождение от уплаты земельного налога, отсутствуют в материалах дела. Кроме того, Общество обладает земельным участком на праве аренды, поэтому не является плательщиком земельного налога в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение Саранского городского Совета депутатов от 22.04.2013 N 198 признано решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 23.07.2013 противоречащим пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем данный муниципальный правовой акт необоснованно применен к спорным правоотношениям.
Суд распространил действие льготной ставки на всю площадь земельного участка, однако, из условий пункта 2 договора аренды от 14.04.2006 N 94 следует, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, которые не могут быть использованы для производства электрических ламп и (или) осветительного оборудования к ним.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и просили оставить решение и постановление без изменения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Управление не обеспечило явку представителя в третью инстанцию.
Суд округа отклонил ходатайство Управления об отложении судебного заседания ввиду отсутствия на то правовых оснований.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ТУ ФАУГИ (арендодатель) и ОАО "Лисма" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 14.04.2006 N 94, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование земельный участок площадью 812 260 квадратных метров, с кадастровым номером 13:23:10 07 035:0002, расположенный по адресу: город Саранск, Пролетарский район, шоссе Светотехников, 5, для эксплуатации производственных помещений, в границах, указанных на кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью.
Земельный участок находится в собственности Российской Федерации на основании государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 20.10.2005, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.10.2005 сделана запись регистрации N 13-13-01/186/2005-057.
Объект аренды передан арендатору по акту приема-передачи от 14.04.2006.
Срок аренды земельного участка согласно пункту 3.1 договора установлен на 49 лет - до 14.04.2055.
Размер арендной платы за участок устанавливается согласно расчету арендной платы за землю, являющемуся неотъемлемой частью договора (пункт 5.1 договора).
В пункте 5.5 договора предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается:
- - при изменении ставок земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае определения арендной платы, исходя из ставок земельного налога, установленного за такие земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
- - при изменении рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы за земельный участок, но не реже одного раза в пять лет (в случае определения арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка).
В случаях, указанных в настоящем пункте, и при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения, размер арендной платы исчисляется, а порядок и условия ее внесения определяются в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.
Вследствие неисполнения Обществом обязанности по внесению арендной платы с 01.01 по 31.12.2011 Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В пункте 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу подпункта "а" пункта 3 Правил арендная плата определяется в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах).
Суд установил и материалами дела подтверждено, что договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 14.04.2006 N 94 не был заключен по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно пункту 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
На территории городского округа Саранск земельный налог введен решением Саранского городского Совета депутатов от 23.11.2005 N 174 "Об установлении земельного налога".
На основании решения Саранского городского Совета депутатов от 22.04.2013 N 198 внесено изменение в решение Саранского городского Совета депутатов от 23.11.2005 N 174 "Об установлении земельного налога". В соответствии с пунктом 1 решения Саранского городского Совета депутатов от 22.04.2013 N 198 на территории городского округа Саранск освобождены от уплаты земельного налога - организации в отношении земельных участков, непосредственно на которых располагаются здания, строения, сооружения, используемые полностью или частично для производства электрических ламп и (или) осветительного оборудования к ним. Применение данной льготы распространено с 01.01.2010.
Суд установил, что ОАО "Лисма" принадлежат на праве собственности здания, сооружения и оборудование, используемые для производства электрических ламп, которые расположены на спорном земельном участке. Указанные здания и оборудование переданы во временное пользование ГУП Республики Мордовия "Лисма", что подтверждается договором аренды недвижимого имущества от 29.08.2007 N 301/3-и и договором аренды оборудования от 29.08.2007 N 301/2-и, и используются для производства электрических ламп, что подтверждается письмом ГУП Республики Мордовия "Лисма".
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что на основании решения Саранского городского Совета депутатов от 22.04.2013 N 198 ОАО "Лисма" освобождено от уплаты земельного налога, поэтому арендная плата за пользование данным земельным участком должна определяться на основании кадастровой, а не рыночной стоимости земельного участка, как предусмотрено Правилами.
Исчислив сумму арендной платы исходя из 0,01 процента от кадастровой стоимости спорного земельного участка и учитывая отсутствие у Общества задолженности, суд обоснованно отказал Управлению в удовлетворении иска.
Ссылка заявителя на то, что решение Саранского городского Совета депутатов от 22.04.2013 N 198 признано решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 23.07.2013 противоречащим пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не принимается во внимание, поскольку это не повлекло каких-либо правовых последствий для решения Саранского городского Совета депутатов от 22.04.2013 N 198.
Довод заявителя, что законность применения ставки 15,09 рублей за один квадратный метр в год установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Мордовия по делам N А39-257/2011 и А39-1429/2010, был предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, а потому оснований для их пересмотра в условиях кассации по доводам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.05.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по делу N А39-3248/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.Г.КИСЛИЦЫН
Судьи
С.В.БАБАЕВ
Д.В.ЧЕРНЫШОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)