Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
заинтересованного лица - от Прокуратуры Волгоградской области - Валиахметова А.Р., удостоверение серия ТО N 147285/447 от 13.05.2013,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красное"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 (председательствующий судья Пономарев А.В., судьи: Маслова И.И., Пономарева Е.В.)
по делу N А12-26379/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красное" (ИНН 3431007101, ОГРН 1063457030273), х. Красный, Урюпинский район, Волгоградская область, к Урюпинской районной Думе (ИНН 3438200062, ОГРН 1023405780970), г. Урюпинск, о признании нормативного правового акта недействующим, заинтересованные лица - Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Отдел по управлению муниципальным имуществом Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области, УФАС по Волгоградской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красное" (далее - ООО "Красное", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Урюпинской районной Думе о признании решения от 16.04.2008 N 27/195 "Об установлении коэффициентов к Порядку расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области на территории Урюпинского муниципального района Волгоградской области" (в редакции решений Урюпинской районной Думы от 23.04.2009 N 40/324 и от 23.12.2010 N 18/145) в части установления в пунктах 1, 2, 3, подпункте 4.1 пункта 4, пунктах 5, 6, 7 и 8 Приложения N 5 коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в размерах 5,2 и 7,2 не действующим и не соответствующим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 4 статьи 22, пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
В статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены две формы платы за использование земли: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Таким образом, названная статья предусматривает разный порядок платы за землю для арендаторов и собственников земельных участков, который регламентируется различным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты арендной платы устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог как один из видов местных налогов регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации (глава 31 "Земельный налог") и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 22, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды земельного участка и является его существенным условием.
Материалами дела установлено, что постановлением Главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 N 2033 (далее - Постановление N 2033), утвержден "Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области".
Согласно пункту 2.2.1 Порядка расчет арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения величина арендной платы рассчитывается по формуле: А = КСЗУ х Кви х Кдс х Ки, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, определяемая как произведение площади земельного участка и средней кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по земельно-оценочным и муниципальным районам Волгоградской области, определяемой в соответствии с постановлением Главы администрации Волгоградской области от 27.12.2007 N 2173 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения"; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка (устанавливается приложением 1 к Порядку и составляет для земель сельскохозяйственного назначения значение 0,003); Кдс - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения; Ки - коэффициент индексации (устанавливается постановлением Главы администрации Волгоградской области ежегодно в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год).
В силу пункта 1.5 Порядка коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района Волгоградской области по согласованию с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 3 к Порядку и не может быть ниже 1. Таким образом, значение коэффициента Кдс устанавливается органами местного самоуправления муниципального района не произвольно, а в обязательном порядке, до его утверждения органами местного самоуправления, согласовывается с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
В данном случае на основании Постановления N 2033, решением Урюпинской районной Думы от 16.04.2008 N 27/195 "Об установлении коэффициентов к Порядку расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области на территории Урюпинского муниципального района Волгоградской области" (далее - Решение N 27/195) установлены коэффициенты дифференциации в зависимости от назначения объектов арендных отношений.
Решением Урюпинской районной Думы от 23.04.2009 N 40/324, в решение от 16.04.2008 N 27/195 были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми значения коэффициентов Кдс были указаны в пунктах 1 - 8 приложения 5. При этом ранее установленное значение коэффициента 5,2 (земли сельхозназначения - пашня) осталось прежним и действовало до 31.12.2010. Коэффициенты, установленные данным решением, предварительно были согласованы администрацией Урюпинского муниципального района с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, о чем последним было издано распоряжение от 26.03.2009 N 407-р "О согласовании значений коэффициентов Урюпинскому муниципальному району Волгоградской области".
Решением Урюпинской районной Думы от 23.12.2010 N 18/145, вступившим в силу с 01.01.2011, в решение от 16.04.2008 N 27/195 (в редакции решения от 23.04.2009 N 40/324) были внесены изменения, в соответствии с которыми в строках 1, 3, 8 приложения 5 к решению значение коэффициента Кдс установлено в размере 7,2 (земли сельхозназначения - под многолетние насаждения). Коэффициенты, установленные данным решением, предварительно были согласованы администрацией Урюпинского муниципального района с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, о чем последним было издано распоряжение от 03.06.2010 N 1117-р "О согласовании Урюпинскому муниципальному району Волгоградской области значений коэффициентов дифференциации, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки".
Решение N 27/195 принято в пределах компетенции Урюпинской районной Думы, было опубликовано в "Урюпинской газете" от 29.12.2008N 17, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Из материалов дела следует, что между муниципальным образованием "Урюпинский муниципальный район Волгоградской области" и ООО "Красное" заключен договор от 24.05.2011 N 113 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:150006:101, площадью 2278000,0 кв. м, расположенного на территории Краснянского сельского поселения Урюпинского района, для сельскохозяйственного производства (далее - Договор N 113).
Между муниципальным образованием "Урюпинский муниципальный район Волгоградской области" и ООО "Красное" заключен договор от 11.10.2011 N 142 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:150006:121, площадью 638965,0 кв. м, расположенного на территории Краснянского сельского поселения Урюпинского района, для сельскохозяйственного производства (далее - Договор N 142).
Согласно пунктам 2.1 вышеуказанных Договоров исчисление размера годовой арендной платы на основании Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного соответственно Постановлением N 2033, Постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п.
Следовательно, договорами установлена методика расчета арендной платы, включающая в себя кадастровую стоимость земельного участка, коэффициент вида функционального использования земельного участка, коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, коэффициент индексации.
Пунктами 2.2 Договоров предусмотрено право арендодателя на изменение в одностороннем порядке размера арендной платы, без внесения соответствующих изменений и дополнений в Договоры, в связи с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления, после опубликования в местной печати и других СМИ.
Так как условия и порядок расчета платы за использование земли, переданной в аренду и использование земли, находящейся в частной собственности различаются, в связи с чем, действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, ограничивающих размер арендной платы за земельный участок размерами земельного налога или выкупной стоимостью земельного участка, позиция заявителя о неравных условиях оплаты за землю в 2013 году для арендаторов и собственников земельных участков является несостоятельной и основана на неверном толковании действующего законодательства Российской Федерации.
Конкретные случаи ограничения размера арендной платы за земельные участки установлены федеральным законодательством:
1) ЗК РФ: пункт 2.1 статьи 30 (размер арендной платы за земельный участок для строительства определяется в размере земельного налога); пункт 3 статьи 65 (определяет минимальный размер арендной платы на земельный участок);
2) статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации": пункт 2 (при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды таких земельных участков); пункт 15 (определяет минимальный размер арендной платы на земельный участок при нарушении сроков ввода в эксплуатацию объектов недвижимости в процентах от кадастровой стоимости);
3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582): размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (определение размера арендной платы исключительно за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации). Арендные отношения заявителя к таким ограничениям не относятся.
ЗК РФ, федеральные законы, не содержат норм, обязывающих органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления при определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, применять Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Конкретные случаи ограничения размера арендной платы за земельные участки, установленные законодательством Волгоградской области, также не имеют отношения к определению размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, если решение Урюпинской районной Думы об установлении коэффициента дифференциации, не касается вышеперечисленных случаев, оно не может нарушать требования Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и законодательства Волгоградской области, положением пункта 4 статьи 22, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции".
Не находят своего подтверждения доводы общества о том, что применяемые в 2013 году в формулах расчета арендной платы коэффициенты дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные решением Урюпинской районной Думы от 16.04.2008 N 27/195 (с изменениями от 23.04.2009 N 40/324 и от 23.12.2010 N 18/145) в значениях 7,2 и 5,2 нарушают права и интересы заявителя, поскольку у него возникает обязанность уплачивать экономически необоснованную арендную плату, превышающую 0,6 кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, что противоречит подпункту "в" Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
При исчислении арендной платы по спорным земельным участкам наряду с оспариваемыми коэффициентами дифференциации учитывается кадастровая стоимость земельных участков и другие коэффициенты.
Следовательно, коэффициент дифференциации является не единственным, а одним из составляющих формулы расчета арендной платы за землю.
Доказательств того, что именно спорные коэффициенты дифференциации в значениях 7,2 и 5,2 привели в 2013 году к увеличению размера арендной платы, превышающему пределы 0,6 процентов от кадастровой стоимости земельных участков, суду не представлено.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 по делу N А12-26379/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красное" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.03.2014 ПО ДЕЛУ N А12-26379/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. по делу N А12-26379/2013
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
заинтересованного лица - от Прокуратуры Волгоградской области - Валиахметова А.Р., удостоверение серия ТО N 147285/447 от 13.05.2013,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красное"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 (председательствующий судья Пономарев А.В., судьи: Маслова И.И., Пономарева Е.В.)
по делу N А12-26379/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красное" (ИНН 3431007101, ОГРН 1063457030273), х. Красный, Урюпинский район, Волгоградская область, к Урюпинской районной Думе (ИНН 3438200062, ОГРН 1023405780970), г. Урюпинск, о признании нормативного правового акта недействующим, заинтересованные лица - Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Отдел по управлению муниципальным имуществом Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области, УФАС по Волгоградской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красное" (далее - ООО "Красное", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Урюпинской районной Думе о признании решения от 16.04.2008 N 27/195 "Об установлении коэффициентов к Порядку расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области на территории Урюпинского муниципального района Волгоградской области" (в редакции решений Урюпинской районной Думы от 23.04.2009 N 40/324 и от 23.12.2010 N 18/145) в части установления в пунктах 1, 2, 3, подпункте 4.1 пункта 4, пунктах 5, 6, 7 и 8 Приложения N 5 коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в размерах 5,2 и 7,2 не действующим и не соответствующим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 4 статьи 22, пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
В статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены две формы платы за использование земли: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Таким образом, названная статья предусматривает разный порядок платы за землю для арендаторов и собственников земельных участков, который регламентируется различным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты арендной платы устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог как один из видов местных налогов регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации (глава 31 "Земельный налог") и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 22, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды земельного участка и является его существенным условием.
Материалами дела установлено, что постановлением Главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 N 2033 (далее - Постановление N 2033), утвержден "Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области".
Согласно пункту 2.2.1 Порядка расчет арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения величина арендной платы рассчитывается по формуле: А = КСЗУ х Кви х Кдс х Ки, где: А - величина арендной платы, рассчитываемая за 12 месяцев; КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, определяемая как произведение площади земельного участка и средней кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по земельно-оценочным и муниципальным районам Волгоградской области, определяемой в соответствии с постановлением Главы администрации Волгоградской области от 27.12.2007 N 2173 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения"; Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка (устанавливается приложением 1 к Порядку и составляет для земель сельскохозяйственного назначения значение 0,003); Кдс - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения; Ки - коэффициент индексации (устанавливается постановлением Главы администрации Волгоградской области ежегодно в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год).
В силу пункта 1.5 Порядка коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения (Кдс) - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района Волгоградской области по согласованию с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 3 к Порядку и не может быть ниже 1. Таким образом, значение коэффициента Кдс устанавливается органами местного самоуправления муниципального района не произвольно, а в обязательном порядке, до его утверждения органами местного самоуправления, согласовывается с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
В данном случае на основании Постановления N 2033, решением Урюпинской районной Думы от 16.04.2008 N 27/195 "Об установлении коэффициентов к Порядку расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области на территории Урюпинского муниципального района Волгоградской области" (далее - Решение N 27/195) установлены коэффициенты дифференциации в зависимости от назначения объектов арендных отношений.
Решением Урюпинской районной Думы от 23.04.2009 N 40/324, в решение от 16.04.2008 N 27/195 были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми значения коэффициентов Кдс были указаны в пунктах 1 - 8 приложения 5. При этом ранее установленное значение коэффициента 5,2 (земли сельхозназначения - пашня) осталось прежним и действовало до 31.12.2010. Коэффициенты, установленные данным решением, предварительно были согласованы администрацией Урюпинского муниципального района с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, о чем последним было издано распоряжение от 26.03.2009 N 407-р "О согласовании значений коэффициентов Урюпинскому муниципальному району Волгоградской области".
Решением Урюпинской районной Думы от 23.12.2010 N 18/145, вступившим в силу с 01.01.2011, в решение от 16.04.2008 N 27/195 (в редакции решения от 23.04.2009 N 40/324) были внесены изменения, в соответствии с которыми в строках 1, 3, 8 приложения 5 к решению значение коэффициента Кдс установлено в размере 7,2 (земли сельхозназначения - под многолетние насаждения). Коэффициенты, установленные данным решением, предварительно были согласованы администрацией Урюпинского муниципального района с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, о чем последним было издано распоряжение от 03.06.2010 N 1117-р "О согласовании Урюпинскому муниципальному району Волгоградской области значений коэффициентов дифференциации, применяемых для расчета арендной платы за земельные участки".
Решение N 27/195 принято в пределах компетенции Урюпинской районной Думы, было опубликовано в "Урюпинской газете" от 29.12.2008N 17, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Из материалов дела следует, что между муниципальным образованием "Урюпинский муниципальный район Волгоградской области" и ООО "Красное" заключен договор от 24.05.2011 N 113 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:150006:101, площадью 2278000,0 кв. м, расположенного на территории Краснянского сельского поселения Урюпинского района, для сельскохозяйственного производства (далее - Договор N 113).
Между муниципальным образованием "Урюпинский муниципальный район Волгоградской области" и ООО "Красное" заключен договор от 11.10.2011 N 142 аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:150006:121, площадью 638965,0 кв. м, расположенного на территории Краснянского сельского поселения Урюпинского района, для сельскохозяйственного производства (далее - Договор N 142).
Согласно пунктам 2.1 вышеуказанных Договоров исчисление размера годовой арендной платы на основании Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного соответственно Постановлением N 2033, Постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п.
Следовательно, договорами установлена методика расчета арендной платы, включающая в себя кадастровую стоимость земельного участка, коэффициент вида функционального использования земельного участка, коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, коэффициент индексации.
Пунктами 2.2 Договоров предусмотрено право арендодателя на изменение в одностороннем порядке размера арендной платы, без внесения соответствующих изменений и дополнений в Договоры, в связи с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления, после опубликования в местной печати и других СМИ.
Так как условия и порядок расчета платы за использование земли, переданной в аренду и использование земли, находящейся в частной собственности различаются, в связи с чем, действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, ограничивающих размер арендной платы за земельный участок размерами земельного налога или выкупной стоимостью земельного участка, позиция заявителя о неравных условиях оплаты за землю в 2013 году для арендаторов и собственников земельных участков является несостоятельной и основана на неверном толковании действующего законодательства Российской Федерации.
Конкретные случаи ограничения размера арендной платы за земельные участки установлены федеральным законодательством:
1) ЗК РФ: пункт 2.1 статьи 30 (размер арендной платы за земельный участок для строительства определяется в размере земельного налога); пункт 3 статьи 65 (определяет минимальный размер арендной платы на земельный участок);
2) статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации": пункт 2 (при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды таких земельных участков); пункт 15 (определяет минимальный размер арендной платы на земельный участок при нарушении сроков ввода в эксплуатацию объектов недвижимости в процентах от кадастровой стоимости);
3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582): размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (определение размера арендной платы исключительно за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации). Арендные отношения заявителя к таким ограничениям не относятся.
ЗК РФ, федеральные законы, не содержат норм, обязывающих органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления при определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, применять Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Конкретные случаи ограничения размера арендной платы за земельные участки, установленные законодательством Волгоградской области, также не имеют отношения к определению размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, если решение Урюпинской районной Думы об установлении коэффициента дифференциации, не касается вышеперечисленных случаев, оно не может нарушать требования Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 и законодательства Волгоградской области, положением пункта 4 статьи 22, пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции".
Не находят своего подтверждения доводы общества о том, что применяемые в 2013 году в формулах расчета арендной платы коэффициенты дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные решением Урюпинской районной Думы от 16.04.2008 N 27/195 (с изменениями от 23.04.2009 N 40/324 и от 23.12.2010 N 18/145) в значениях 7,2 и 5,2 нарушают права и интересы заявителя, поскольку у него возникает обязанность уплачивать экономически необоснованную арендную плату, превышающую 0,6 кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, что противоречит подпункту "в" Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
При исчислении арендной платы по спорным земельным участкам наряду с оспариваемыми коэффициентами дифференциации учитывается кадастровая стоимость земельных участков и другие коэффициенты.
Следовательно, коэффициент дифференциации является не единственным, а одним из составляющих формулы расчета арендной платы за землю.
Доказательств того, что именно спорные коэффициенты дифференциации в значениях 7,2 и 5,2 привели в 2013 году к увеличению размера арендной платы, превышающему пределы 0,6 процентов от кадастровой стоимости земельных участков, суду не представлено.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2014 по делу N А12-26379/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красное" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)