Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2014 N 18АП-7080/2014 ПО ДЕЛУ N А07-2224/2014

Разделы:
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Предоставление земли

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. N 18АП-7080/2014

Дело N А07-2224/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.05.2014 по делу N А07-2224/2014 (судья Абдуллина Э.Р.).

Индивидуальный предприниматель Фатхутдинов Наиль Назифович (далее - ИП Фатхутдинов Н.Н.) и общество с ограниченной ответственностью Торговая компания "Уфа-99" (далее - ООО ТК "Уфа-99") обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка на условиях, содержащихся в проекте договора от 25.11.2013 о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность за плату, установив выкупную цену земельного участка в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка - 329 304 руб. 79 коп. (т. 1 л.д. 5-8).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.05.2014 (резолютивная часть объявлена 07.05.2014 - т. 1 л.д. 135-136, 138-144) заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 2 л.д. 3-6).
По мнению подателя апелляционной жалобы, выкупная стоимость спорного земельного участка должна составлять его полную кадастровую стоимость, поскольку истцами был пропущен срок подачи заявления о выкупе земельного участка по льготной цене.
Указывает, что с заявлением о предоставлении земельного участка истцы обратились 10.09.2012 (т. 1 л.д. 122-123), после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предоставлении земельного участка письмом от 16.05.2012 N 10446. Таким образом, судом первой инстанции сделан неверный вывод о взаимосвязи между заявлением истцов о предоставлении земельного участка в собственность от 19.04.2012 и письмом Администрации от 09.10.2012 N Ф-13430.
ИП Фатхутдиновым Н.Н. и ООО ТК "Уфа-99" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО ТК "Уфа-99" принадлежит 67/100 доли в праве собственности на нежилое строение инв. N 346308, литер А, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Баязита Бикбая, д. 23.
Предпринимателю Фатхутдинову Наилю Назифовичу принадлежит 33/100 доли в праве собственности на нежилое строение инв. N 346308, литер А, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Баязита Бикбая, д. 23.
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020510:3520, площадью 164 кв. м. Согласно данным кадастрового паспорта, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование для проектирования и строительства торгово-офисного здания (т. 1 л.д. 17-19).
Письмом от 18.04.2012 заявители совместно обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 02:55:020510:512, площадью 164 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Баязита Бикбая, д. 23, в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 25). Данное заявление получено Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан 19.04.2012, о чем свидетельствует имеющаяся на заявлении отметка о принятии.
16.05.2012 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило заявителю о необходимости предоставления для рассмотрения дополнительных документов (т. 1 л.д. 108).
Письмом от 09.10.2012 N Ф-13430 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан со ссылкой на представленный кадастровый паспорт и подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации сообщила предпринимателю и обществу о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020510:3520 расположен во втором поясе санитарной зоны охраны водозаборов города Уфы, в силу чего в соответствии с частью 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации участок, как отнесенный к землям, ограниченным в обороте, не подлежит предоставлению в частную собственность (т. 1 л.д. 65).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2013 по делу N А07-19230/2012, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 17.06.2013 (т. 1 л.д. 56-64), отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:020510:3520, площадью 164 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Баязита Бикбая, выраженный в письме N Ф-13430 от 09.10.2012, признан незаконным (т. 1 л.д. 66-74).
Вышеуказанным решением арбитражный суд обязал Администрацию в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения, подготовить и направить в адрес ИП Фатхутдинова Н.Н. (33/100 доля в праве) и ООО ТК "Уфа-99" (67/100 доля в праве) проект договора купли-продажи земельного участка, почтовый адрес ориентира Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Баязита Бикбая.
Ответчиком был подготовлен проект договора от 25.11.2013 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020510:3520 в общую долевую собственность за плату ИП Фатхутдинову Н.Н. и ООО ТК "Уфа-99" (т. 1 л.д. 14-16), в котором в пункте 2.1 указана цена земельного участка - 3 521 977 руб. 08 коп., соответствующая кадастровой стоимости участка.
ИП Фатхутдинов Н.Н. и ООО ТК "Уфа-99" не согласились с выкупной стоимостью спорного земельного участка, подписали договор с протоколом разногласий от 17.12.2013 (т. 1 л.д. 24), в котором настаивали на расчете стоимости объекта сделки в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", то есть в размере семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади, что составляет 329 304 руб. 79 коп.

Полагая, что при таких обстоятельствах имеются правовые основания для понуждения органа местного самоуправления к заключению договора купли-продажи земельного участка на условиях определения цены в размере семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади, ИП Фатхутдинов Н.Н. и ООО ТК "Уфа-99" обратились в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020510:3520, площадью 164 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Баязита Бикбая, - подлежит выкупу предпринимателем Фатхутдиновым Н.Н. и обществом ТК "Уфа-99" по цене 329 304 руб. 79 коп., рассчитанной в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В рассматриваемой ситуации орган местного самоуправления ранее, на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу N А07-19230/2012, был понужден к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020510:3520 в интересах собственников расположенных на данном участке объектов недвижимого имущества, а именно - ИП Фатхутдинова Н.Н. и ООО ТК "Уфа-99" (т. 1 л.д. 56-64, 66-74).
В процессе исполнения решения арбитражного суда между истцами и ответчиком возникли разногласия относительно порядка определения цены выкупаемого имущества.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.
Таким образом, при разрешении преддоговорного спора условие о цене имущества подлежит установлению судом.
Согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 названной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость (пункт 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Нормой статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 23.07.2013) (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) установлен, в частности, следующий порядок предоставления земельных участков:
До 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.11.2005 N 2/6 "Об установлении земельного налога" ставка земельного налога на земли под объектами торговли составляет 0,55% от кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость спорного земельного участка согласно данным кадастрового паспорта составляет 3 521 977 руб. 08 коп. (т. 1 л.д. 17-19).
С учетом указанных обстоятельств, статуса истцов (индивидуального предпринимателя и коммерческой организации, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - т. 1 л.д. 84-96), оснований приобретения истцами прав на расположенное на земельном участке строение в связи с предоставлением для проектирования и строительства торгово-офисного здания, обращения предпринимателя Фатхутдинова Н.Н. и общества ТК "Уфа-99" с заявлением о предоставлении земельного участка в период действия льготного порядка приобретения земель, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости установления выкупной цены спорного земельного участка, исходя из семнадцатикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Проверив выкупную стоимость земельного участка, заявленную ИП Фатхутдиновым Н.Н. и ООО ТК "Уфа-99" в размере 329 304 руб. 79 коп. (3 521 977 руб. 08 коп. х 0,55% х 17 = 329 304 руб. 79 коп.), суд первой инстанции обоснованно признал ее соответствующей выкупной цене земельного участка, определенной в соответствии с вышеизложенным порядком.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что льготный порядок определения выкупной цены не подлежит применению, поскольку предприниматель и общество обратились с заявлением о заключении договора купли-продажи после окончания действия данного порядка, отклоняется судом.
Из положений статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, в связи с чем выкупную стоимость земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи заявления о выкупе земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обращение ИП Фатхутдинова Н.Н. и ООО ТК "Уфа-99" в орган местного самоуправления о заключении договора купли-продажи земельного участка датировано 19.04.2012 (т. 1 л.д. 25). Данное обстоятельство также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.02.2013 по делу N А07-19230/2012 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не требует доказывания вновь. В связи с этим, утверждения апеллянта об отсутствии взаимосвязи между заявлением истцов о предоставлении земельного участка в собственность от 19.04.2012 и письмом Администрации от 09.10.2012 N Ф-13430 не могут быть признаны обоснованными, так как сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу N А07-19230/2012, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта по настоящему делу.
При этом ссылка апеллянта на письмо Администрации от 16.05.2012 N 10446, которым, по его мнению, заявителям было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, рядом с д. 4 по ул. Баязита Бикбая, не может быть признана судом апелляционной инстанции во внимание.
Из содержания письма Администрации от 16.05.2012 N 10446 не усматривается отказ органа местного самоуправления в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В данном письме, сославшись на отсутствие полного перечня документов, Администрация сообщила заявителям, что рассмотрение вопроса о приобретении права на земельный участок будет возможным после предоставления всех необходимых документов (т. 1 л.д. 108). Кроме того, в данном письме речь идет о земельном участке, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, рядом с д. 4 по ул. Б. Бикбая, в то время как испрашиваемый заявителями земельный участок находится по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Б. Бикбая, около д. 23 (т. 1 л.д. 25).
Таким образом, оснований для вывода о том, что письмом от 16.05.2012 N 10446 заявителям было отказано в предоставлении земельного участка, а дата обращения заявителей в Администрацию определяется последующим обращением, имевшим место 10.09.2012, у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность истцы обратились 19.04.2012, то есть в пределах срока для приобретения земельного участка по льготной цене, правовые основания для отказа в применении положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, а также части 2 статьи 25.6 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", согласно которой цена выкупа земельного участка, расположенного в городе Уфа, определяется как семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка, отсутствуют. Доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции при определении размера выкупной цены земельного участка названных норм не обоснованы.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.05.2014 по делу N А07-2224/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА

Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)