Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2015 N Ф09-264/15 ПО ДЕЛУ N А76-10068/2014

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. N Ф09-264/15

Дело N А76-10068/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Вдовина Ю.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 2" (далее - учреждение), Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2014 по делу N А76-10068/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От администрации города Снежинска (далее - администрация) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением к фонду о признании недействительными решения от 06.02.2014 N 17осс о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация.
Решением суда первой инстанции от 12.09.2014 (судья Попова Т.В.) признано недействительным решение фонда в части привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 13 666 руб. 20 коп. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты изменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учреждение считает, что обязанность декларирования расчетов в формах 4-ФСС выполнена. В связи с этим учреждение не согласно с выводом судов о неправомерности применения учреждением льготного тарифа по п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты изменить, в удовлетворении заявленных учреждением требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Фонд не согласен с выводом судов о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит изменить обжалуемые судебные акты, удовлетворить требования кассационной жалобы учреждения.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении учреждения проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 30.09.2013 на основе представленного страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 9 месяцев 2013 года, по итогам которой составлен акт от 31.12.2013 N 1893лт и принято решение от 06.02.2014 N 17осс о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым ему доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 68 331 руб., пени в сумме 352 руб. 19 коп., а также штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в размере 13 666 руб. 20 коп.
Полагая, что решение фонда незаконно, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия у учреждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов ввиду несоответствия его условиям, установленным ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ. Суд первой инстанции отменил решение фонда в части штрафа, указав, что в оспариваемом решении не описано, в чем заключается противоправность деяния относительно диспозиции ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ и в какой форме выражена вина страхователя.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 5 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, действий (бездействия) должностного лица, а также судебного пристава-исполнителя, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Закона.
На основании ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ если иное не предусмотрено Федеральным законом N 212-ФЗ, применяется следующий тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента
Частью 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подп. "с" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ в названный перечень включена деятельность в сфере образования. Для указанных плательщиков в 2013 году применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0,0 процентов (ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч. 3.2 и (или) ч. 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.
Приказом Министерства труда России от 28.12.2012 N 639н на 2013 год утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения, в которых предусмотрено заполнение подраздела 3.6 Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ раздела 3 Расчета.
В соответствии с п. 23 - 24 Порядка заполнения формы подраздел 3.6 заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), и применяющими тариф, установленный ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ. При заполнении подраздела указывается общая сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода, сумма доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности и доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ
Таким образом, судами верно определено, что страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - образование; долю доходов от реализации образовательных услуг не менее 70 процентов в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 названного Кодекса.
В силу подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основным видом деятельности учреждения согласно уставу является образовательная деятельность, осуществляемая в рамках выполняемого муниципального задания и финансируемая из муниципального бюджета.
Фонд оплаты труда работников муниципального образовательного учреждения, непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формируется из средств целевого бюджетного финансирования, как и фонд оплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденной смете.
Основными статьями доходов учреждения являются: средства целевого финансирования учредителя - субсидии из бюджета города; родительская плата, поступающая от родителей по договорам на содержание детей; плата сотрудников, вносимая за питание.
В 2013 году учреждением применены пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 3.4 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8 ч. 1 названной статьи.
Согласно подразделу 4.3 раздела 4 расчета по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2013 года в подтверждение права на применение пониженного тарифа доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, учреждением указана в размере 100%.
На основании Книги учета доходов и расходов за 9 месяцев 2013 года сумма доходов учреждения составила 14 030 956 руб. 41 коп., в том числе, субсидии из бюджета города составили 11 837 694 руб. 99 коп., сумма доходов от приносящей доход деятельности - 1 234 163 руб.
Судами указано, что из представленного учреждением расчета 4-ФСС за 9 месяцев 2013 года следует, сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, за счет приносящей доход деятельности составила 895 154 руб. 90 коп., за счет средств целевого финансирования учреждением произведены расходы на выплату заработной платы работникам учреждения за 3 квартал 2013 года в размере 2 356 241 руб. 51 коп.
Однако льготный тариф применен учреждением в отношении всех выплат, произведенных в пользу физических лиц.
Судами установлено, что учреждение уплачивает страховые взносы бюджетными средствами в суммах, рассчитанных в смете, по определенному установленному тарифу, указанные суммы исчисляются и направляются в образовательное учреждение департаментом муниципального образования, то есть проходят через образовательное учреждение "транзитом".
Следовательно, в случае применения учреждением льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в Фонд социального страхования, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, связанного с выполнением муниципального задания, происходит уменьшение обязательств муниципальной казны, а не учреждения.
Между тем, как верно указано судами, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Льготный тариф, предусмотренный ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, применяется только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являются налогооблагаемые доходы.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что применение льготного тарифа к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, не подлежащих налогообложению, является неправомерным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований учреждения в названной части.
Однако, суды, руководствуясь положениями п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, определив, что в решении фонда не установлены и не изучены обстоятельства совершенного правонарушения, не установлено в чем конкретно выразилась вина страхователя, обоснованно удовлетворили заявленные требования в части признания незаконным оспариваемое решение фонда о привлечении учреждения к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, судом кассационной инстанции отклоняются как неподтвержденные материалами дела и основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2014 по делу N А76-10068/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 по тому же делу по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 2" и Челябинского регионального отделения Фонда обязательного социального страхования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Л.ГАВРИЛЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)