Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2014 ПО ДЕЛУ N А28-7046/2012

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. по делу N А28-7046/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калининым А.Ю.,
при участии представителей
от истца: Стародумовой Е.П. по доверенности от 09.01.2014,
от ответчика: Юрловой-Первяковой Л.В. по доверенности от 20.06.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2013 по делу N А28-7046/2012, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области

к обществу с ограниченной ответственностью "Сельхозтехника"

об обязании включить в промежуточный ликвидационный баланс требования налогового органа в общей сумме 3 600 823 рублей 85 копеек, об обязании направить в адрес налогового органа уведомление о включении данного требования в промежуточный ликвидационный баланс,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сельхозтехника" (далее - Общество) об обязании ответчика включить в промежуточный ликвидационный баланс требования налогового органа в общей сумме 3 600 823 рублей 85 копеек, об обязании ответчика направить в адрес налогового органа уведомление о включении данного требования в промежуточный ликвидационный баланс.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает на то, что являясь кредитором третьей очереди в связи с наличием у Общества задолженности по обязательным платежам в бюджет, Инспекция со своей стороны заявила в установленном законе порядке и в срок свои требования. От ликвидатора Общества информации о принятии (непринятии) заявленных Инспекцией требований не поступало, большая часть документов, направленных в адрес Общества, возвращались в связи с истечением срока хранения, либо в связи с отказом от получения, поэтому у Инспекции имелись достаточные основания полагать, что ликвидатор Общества отказывается (уклоняется) от рассмотрения требований Инспекции, как кредитора третьей очереди. Инспекция считает, что включение требования кредитора в промежуточный ликвидационный баланс является одним из способов защиты прав кредитора ликвидируемого лица. Действующее законодательство не исключает право кредитора, от рассмотрения требований которого ликвидационная комиссия неправомерно уклонилась, в судебном порядке заявить требование о понуждении ликвидационной комиссии к включению его требования в промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого должника.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Инспекции не согласилось.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.09.2011 на собрании участников Общества принято решение о его ликвидации, избрана ликвидационная комиссия.
06.10.2011 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятии решения о ликвидации Общества и о формировании его ликвидационной комиссии.
02.11.2011 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 43 опубликовано объявление о нахождении Общества в стадии ликвидации и сроке предъявления требований кредиторов (2 месяца с момента опубликования), лист дела 39 том 1.
12.01.2012 собранием участников Общества принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Согласно промежуточному ликвидационному балансу по состоянию на 12.01.2012 кредиторская задолженность по налогам перед бюджетом у Общества отсутствует.
16.01.2012 собранием участников Общества утвержден ликвидационный баланс. Согласно ликвидационному балансу по состоянию на 16.01.2012 кредиторская задолженность по налогам перед бюджетом у Общества отсутствует.
29.09.2011 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией принято решение N 12-23/713, которым Обществу доначислено 2 328 800 рублей 80 копеек налогов, 291 793 рубля 26 копеек пеней, 583 200 рублей 19 копеек штрафов. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 21.11.2011 N 14-15/12442 решение Инспекции изменено путем отмены в части привлечения Общества к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 450 рублей.
24.11.2011 Инспекция обратилась к ликвидационной комиссии Общества с требованием о включении в промежуточный ликвидационный баланс задолженности по налогу, уплачиваемому по упрощенной системе налогообложения, в сумме 2 122 рублей 67 копеек. Общество данную задолженность оплатило (лист дела 124 том 1).
01.12.2011 Инспекция направила Обществу требование от 30.11.2011 N 2855 об уплате в срок до 20.12.2011 налогов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.02.2013 по делу N А28-9767/2012 Обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции от 29.09.2011 N 12-23/713, в связи с пропуском срока обращения в арбитражный суд.
01.02.2012 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по транспортному налогу за 2011 год, в которой исчислило к уплате налог в размере 1 500 рублей.
17.04.2012 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по транспортному налогу за 2011 год, в которой исчислило сумму налога к уплате в размере 4 500 рублей.
03.05.2012 Инспекция направила в адрес Общества требование от 26.04.2012 N 2260 об уплате транспортного налога за 2011 год и соответствующих сумм пеней.
02.04.2012 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2011 год.
Инспекция ссылается на выставление в адрес Общества требования от 06.04.2012 N 1876 об уплате налога по упрощенной системе налогообложения и пеней по этому налогу в общей сумме 46 377 рублей и требования от 02.12.2011 N 2869 об уплате единого социального налога, пеней и штрафа в общей сумме 103 281 рубля 50 копеек.
Посчитав, что у Общества имеется задолженность по уплате налогов, пеней и штрафов в общей сумме 3 600 823 рублей 85 копеек, которая не была включена Обществом в промежуточный ликвидационный баланс, Инспекция 25.07.2012 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктами 1, 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 12, пунктом 3 статьи 62, пунктами 4, 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс, утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пункту 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленным законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Таким образом, из указанных норм права следует, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии в целях установления обоснованности заявленного требования в рамках общеискового производства. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Как следует из материалов дела, Инспекция направляла председателю ликвидационной комиссии Общества: 03.10.2011 вышеназванное решение, принятое по результатам выездной налоговой проверки (лист дела 74 том 1); 13.07.2012 требование о включении в перечень кредиторов ее требований в размере 3 202 966 рублей 92 копеек (лист дела 4 том 2), начисленных по результатам выездной налоговой проверки по вступившему в силу 21.11.2011 решению налогового органа; 08.08.2012 информационное письмо в целях совместной сверки расчетов (листы дела 133, 156-159 том 1). Моменты направления указанных сообщений и предъявления указанных требований Инспекцией приходятся на периоды до и после периода, который был указан ликвидационной комиссией Общества для предъявления требований кредиторами в порядке статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По состоянию на июль 2012 года истекло более шести месяцев со срока исполнения (до 20.12.2011) по требованию от 30.11.2011 N 2855 об уплате задолженности по выездной налоговой проверке.
Требование о взыскании спорной суммы в порядке статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации налоговый орган не заявил.
Заявление требований об обязании ликвидатора включить по решению суда спорную сумму в промежуточный ликвидационный баланс в рассматриваемой ситуации не соответствует представленным в дело доказательствам и не основано на действующем законодательстве.
Доводы Инспекции подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области правомерно отказал Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 18.12.2013 по делу N А28-7046/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Т.В.ХОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)