Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-16284/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу N А65-16284/2013


Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Кронберг М.С. (доверенность от 26.08.2014),
ответчика - Гурьянова А.А. (доверенность от 13.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 (председательствующий судья - Юдкин А.А., судьи Кувшинов В.Е., Семушкин В.С.)
по делу N А65-16284/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройТехПоставка", г. Альметьевск (ИНН 1644023023, ОГРН 1021601625891) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, о признании незаконным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СтройТехПоставка" (далее - Общество, заявитель, ООО "СтройТехПоставка") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности от 03.06.2013 N 25568.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2013 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2014 постановление суда апелляционной инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судом кассационной инстанции было указано на необходимость предложить сторонам представить расчет земельного налога, подлежащего уплате Обществом в рассматриваемый период, в соответствии с требованиями закона.
При новом рассмотрении дела постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан отменено, заявленные требования удовлетворены в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 179 055 руб., соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене постановления апелляционной инстанции.
Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит оставить судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "СтройТехПоставка" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:45:050103:236, общей площадью 23 319 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г. Альметьевск, ул. Нефтебаза, д. 14, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.08.2011 серии 16-АК N 177724.
24.01.2013 Общество представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с суммой налога к уплате в размере 206 923 руб. В качестве налоговой базы заявителем была применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 13 794 883 руб., установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.06.2012 по делу N А65-11530/2012.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "СтройТехПоставка" налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам проверки 03.06.2013 вынесено решение N 25568 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 85 929,40 руб.
Кроме того, данным решением Обществу был доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 429 647 руб. и пени в размере 25 668,47 руб.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - Управление).
Решением Управления от 25.06.2013 N 2.14-0-18/013751@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
Апелляционная инстанция, отменяя решение арбитражного суда, указывает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. При этом суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Апелляционная инстанция, с учетом положений статьи 5 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О и подтвержденной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П и от 01.03.2011 N 275-О-О, обоснованно указала, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, принял во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-11530/2012 от 15.06.2012 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере рыночной - 13 794 883 руб.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-11530/2012 от 15.06.2012, в государственный кадастр недвижимости 27.07.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции верно указал на то, что в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом анализа вышеуказанных норм, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как правомерно указала апелляционная инстанция, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная решением суда от 15.06.2012 не подлежит применению при исчислении Обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (27.07.2012).
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, Постановлением N 1102.
При расчете земельного налога за 2012 год апелляционная инстанция исходила из следующего.
Кадастровая стоимость земельного участка 42 438 015 руб. * налоговая ставка 1,5%/12 мес. * 7 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 371 311 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 13 794 883 руб. * налоговая ставка 1,5%/12 мес. * 5 мес. = сумма исчисленного налога составляет - 86 204 руб.
Сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате Обществом составляет - 457 515 руб. (371 311 руб. + 86 204 руб.).
Обществом уплачено налога на основании декларации в сумме 206 923 руб.
Фактически Обществом не уплачено земельного налога в сумме 250 592 руб. (457 515 руб. - 206 923 руб.).
Налоговым органом доначислен Обществу налог в сумме 429 647 руб.
Фактически Обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 250 592 руб.
Исходя из вышеизложенного вывод суда апелляционной инстанции о недействительности решения от 03.06.2013 N 25568 в части доначисления земельного налога за 2012 год в размере 179 055 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, суд кассационной инстанции признает правильным.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А65-16284/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)