Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на то, что налогоплательщик при расчете налога применил ненадлежащую налоговую ставку.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Крупиной Л.В., доверенность от 04.05.2015 б/н,
ответчика - Антонова Д.А., доверенность от 12.01.2015 N 2.4-0-14/00034,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2015 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судей Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу N А65-25291/2014
по заявлению кооператива лодочная станция "Якорь" (ИНН 1660024338, ОГРН 1021603624470) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан о признании недействительным решения,
установил:
кооператив лодочная станция "Якорь" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 22.07.2014 N 2.11-2-19/3910 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной кооперативом налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 15.05.2014 N 2.11-0-19/2446 и принято решение от 22.07.2014 N 2.11-2-19/3910, которым заявителю доначислено 185 017 рублей земельного налога, начислено 14 783 рублей 20 копеек пени и 37 003 рублей 40 копеек штрафа.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы инспекции о неполной уплате заявителем земельного налога в результате неверного, по мнению налогового органа, применения налогоплательщиком налоговой ставки в размере 0,33 процента от кадастровой стоимости, вместо ставки 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Решение инспекции кооперативом было обжаловано в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое оставила жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Пунктами 1 и 2 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:71, на котором расположены эллинги членов кооператива, используемые для хранения транспортных средств - лодок, катеров, моторов, и другого личного имущества членов кооператива.
Из данного земельного участка, принадлежащего кооперативу, выделены земельные участки гражданам под кадастровыми номерами 16:50:130205:37, 16:50:130205:66, 16:50:130205:107.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 13.01.2009, от 03.12.2013 и от 06.05.2013 земельные участки кадастровыми номерами 16:50:130205:37, 16:50:130205:66, 16:50:130205:107, принадлежащие Крупиной Л.В., Денисову А.М. и Солдатовой О.С. (членам кооператива), расположены по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ГСК "Якорь" (лодочная станция).
Расположение эллингов (выделенных земельных участков физическим лицам) на спорном земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:71 подтверждается также кадастровой картой, представленной заявителем.
В отношении выделенных земельных участков, принадлежащим физическим лицам (эллингов), налоговый орган начислил земельный налог, применив ставку в размере 0,33 процента, что подтверждается направленным им налоговыми уведомлениями N 1588631, 1541639, 1588632.
В представленной заявителем налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 52 184 рублей исходя из кадастровой стоимости участка в размере 15 813 390 рублей, с применением также ставки земельного налога в размере 0,33 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Определяя ставку земельного налога в размере 0,33 процента, налогоплательщик руководствовался налоговой ставкой, установленной пунктом 3 Приложения к решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 (в редакции от 29.05.2013) "О земельном налоге" и установленной налоговым органом для выделенных физическим лицам земельных участков, поскольку данные участки - эллинги находятся в границах земельного участка кооператива.
Инспекция, в свою очередь, при исчислении налоговой базы в отношении земельного участка кооператива применила налоговую ставку в размере 1,5 процентов в связи с принадлежностью земельного участка к 16 группе. При этом налоговый орган руководствовался письмом Финансового управления исполнительного комитета муниципального образования и сослался на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2013 по делу N А65-18071/2013.
Таким образом, по одному и тому же земельному участку налоговым органом применены различные налоговые ставки: для физических лиц - 0,33 процента, для кооператива - 1,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов о правомерном применении заявителем налоговой ставки в размере 0,33 процента, установленной пунктом 3 Приложения к решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 (в редакции от 29.05.2013) "О земельном налоге".
Согласно названному Приложению к группе земельных участков, указанных в пункте 3, относятся земельные участки, предназначенные для гаражей, то есть строений, сооружений предназначенных для хранения транспортных средств. Земельный участок заявителя предназначен для размещения эллингов, то есть строений, сооружений, также предназначенных для хранения транспортных средств (лодок, катеров, моторов). Соответственно, правовой налоговый режим для этих земельных участков должен быть одинаковым.
Как правильно указали суды, одновременное применение разных налоговых ставок к земельным участкам с одним и тем же разрешенным использованием (под лодочную станцию) в зависимости от статуса налогоплательщика (физического или юридического лица) и фактически используемых в одних и тех же целях является неправомерным. Применение различных налоговых ставок в отношении одного земельного участка не предусмотрено положениями главы 31 Кодекса. При этом письмо Финансового управления исполнительного комитета муниципального образования от 29.01.2015 N 34 о возможности применения той или иной налоговой ставки не может являться основанием для доначисления налога, поскольку оно не является актом законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, судами правомерно отклонен довод налогового органа о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2013 по делу N А65-18071/2013. Как правильно указали суды, в основе требований по делу N А65-18071/2013 и по настоящему делу лежат различные основания споров, в рамках вышеуказанного дела рассматривалось правомерность начисления земельного налога за 2012 год и налоговым органом каких-либо начислений земельного налога физическим лицам, собственникам земельных участков на территории кооператива, не производилось.
Также следует отметить, что в письме Финансового управления исполнительного комитета муниципального образования от 29.01.2015 N 34, на которое инспекция ссылается в обоснование правомерности применения налоговой ставки в размере 1,5 процентов, для сведения налогового органа сообщено, что решением Казанской городской Думы от 11.11.2013 N 5-26 "О земельном налоге" установлено, что с 01.01.2014 в отношении земельных участков, выделенных под размещение эллингов, установлена ставка земельного налога в размере 0,4 процента.
Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу N А65-25291/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Р.Р.МУХАМЕТШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.07.2015 N Ф06-25885/2015 ПО ДЕЛУ N А65-25291/2014
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на то, что налогоплательщик при расчете налога применил ненадлежащую налоговую ставку.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. N Ф06-25885/2015
Дело N А65-25291/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гариповой Ф.Г., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Крупиной Л.В., доверенность от 04.05.2015 б/н,
ответчика - Антонова Д.А., доверенность от 12.01.2015 N 2.4-0-14/00034,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2015 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судей Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу N А65-25291/2014
по заявлению кооператива лодочная станция "Якорь" (ИНН 1660024338, ОГРН 1021603624470) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан о признании недействительным решения,
установил:
кооператив лодочная станция "Якорь" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 22.07.2014 N 2.11-2-19/3910 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной кооперативом налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 15.05.2014 N 2.11-0-19/2446 и принято решение от 22.07.2014 N 2.11-2-19/3910, которым заявителю доначислено 185 017 рублей земельного налога, начислено 14 783 рублей 20 копеек пени и 37 003 рублей 40 копеек штрафа.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы инспекции о неполной уплате заявителем земельного налога в результате неверного, по мнению налогового органа, применения налогоплательщиком налоговой ставки в размере 0,33 процента от кадастровой стоимости, вместо ставки 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Решение инспекции кооперативом было обжаловано в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое оставила жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Пунктами 1 и 2 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:71, на котором расположены эллинги членов кооператива, используемые для хранения транспортных средств - лодок, катеров, моторов, и другого личного имущества членов кооператива.
Из данного земельного участка, принадлежащего кооперативу, выделены земельные участки гражданам под кадастровыми номерами 16:50:130205:37, 16:50:130205:66, 16:50:130205:107.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 13.01.2009, от 03.12.2013 и от 06.05.2013 земельные участки кадастровыми номерами 16:50:130205:37, 16:50:130205:66, 16:50:130205:107, принадлежащие Крупиной Л.В., Денисову А.М. и Солдатовой О.С. (членам кооператива), расположены по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ГСК "Якорь" (лодочная станция).
Расположение эллингов (выделенных земельных участков физическим лицам) на спорном земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:71 подтверждается также кадастровой картой, представленной заявителем.
В отношении выделенных земельных участков, принадлежащим физическим лицам (эллингов), налоговый орган начислил земельный налог, применив ставку в размере 0,33 процента, что подтверждается направленным им налоговыми уведомлениями N 1588631, 1541639, 1588632.
В представленной заявителем налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 52 184 рублей исходя из кадастровой стоимости участка в размере 15 813 390 рублей, с применением также ставки земельного налога в размере 0,33 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Определяя ставку земельного налога в размере 0,33 процента, налогоплательщик руководствовался налоговой ставкой, установленной пунктом 3 Приложения к решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 (в редакции от 29.05.2013) "О земельном налоге" и установленной налоговым органом для выделенных физическим лицам земельных участков, поскольку данные участки - эллинги находятся в границах земельного участка кооператива.
Инспекция, в свою очередь, при исчислении налоговой базы в отношении земельного участка кооператива применила налоговую ставку в размере 1,5 процентов в связи с принадлежностью земельного участка к 16 группе. При этом налоговый орган руководствовался письмом Финансового управления исполнительного комитета муниципального образования и сослался на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2013 по делу N А65-18071/2013.
Таким образом, по одному и тому же земельному участку налоговым органом применены различные налоговые ставки: для физических лиц - 0,33 процента, для кооператива - 1,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов о правомерном применении заявителем налоговой ставки в размере 0,33 процента, установленной пунктом 3 Приложения к решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 (в редакции от 29.05.2013) "О земельном налоге".
Согласно названному Приложению к группе земельных участков, указанных в пункте 3, относятся земельные участки, предназначенные для гаражей, то есть строений, сооружений предназначенных для хранения транспортных средств. Земельный участок заявителя предназначен для размещения эллингов, то есть строений, сооружений, также предназначенных для хранения транспортных средств (лодок, катеров, моторов). Соответственно, правовой налоговый режим для этих земельных участков должен быть одинаковым.
Как правильно указали суды, одновременное применение разных налоговых ставок к земельным участкам с одним и тем же разрешенным использованием (под лодочную станцию) в зависимости от статуса налогоплательщика (физического или юридического лица) и фактически используемых в одних и тех же целях является неправомерным. Применение различных налоговых ставок в отношении одного земельного участка не предусмотрено положениями главы 31 Кодекса. При этом письмо Финансового управления исполнительного комитета муниципального образования от 29.01.2015 N 34 о возможности применения той или иной налоговой ставки не может являться основанием для доначисления налога, поскольку оно не является актом законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, судами правомерно отклонен довод налогового органа о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2013 по делу N А65-18071/2013. Как правильно указали суды, в основе требований по делу N А65-18071/2013 и по настоящему делу лежат различные основания споров, в рамках вышеуказанного дела рассматривалось правомерность начисления земельного налога за 2012 год и налоговым органом каких-либо начислений земельного налога физическим лицам, собственникам земельных участков на территории кооператива, не производилось.
Также следует отметить, что в письме Финансового управления исполнительного комитета муниципального образования от 29.01.2015 N 34, на которое инспекция ссылается в обоснование правомерности применения налоговой ставки в размере 1,5 процентов, для сведения налогового органа сообщено, что решением Казанской городской Думы от 11.11.2013 N 5-26 "О земельном налоге" установлено, что с 01.01.2014 в отношении земельных участков, выделенных под размещение эллингов, установлена ставка земельного налога в размере 0,4 процента.
Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу N А65-25291/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Р.Р.МУХАМЕТШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)