Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 09.04.2015 N Ф05-3384/2015 ПО ДЕЛУ N А40-44018/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в связи с неправомерным применением ставки ноль процентов в отношении фактических потерь, представленные обществом документы содержат противоречивую информацию.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу N А40-44018/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей: Бочаровой Н.Н., Черпухиной В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шимановская Ю.В. - доверенность N 59 от 01 января 2015 года,
от инспекции: Горюнов А.И. - доверенность N 56-05-08/61 от 17 июня 2014 года,
рассмотрев "02" апреля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "Кольская горно-металлургическая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2014 года,
принятое судьей Суставовой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2014 года,
принятое судьями Порывкиным П.А., Поповой Г.Н., Сафроновой М.С.,
по делу N А40-44018/2014 по заявлению
ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (ОГРН: 1025100652906)
к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (ОГРН: 1047723039440)
о признании недействительным решения,

установил:

Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - ОАО "Кольская ГМК", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 12.08.2013 N 56-20-11/28/1517/570 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2014 по делу N А40-44018/2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014, в удовлетворении требования ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" отказано.
ОАО "Кольская ГМК" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования общества.
Представитель общества в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель налогового органа в судебном заседании представил отзыв на кассационную жалобу, против доводов кассационной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами, ОАО "Кольская ГМК" зарегистрировано 16.11.1998 Администрацией г. Мурманска за N ОАО-1147/5111, 19.08.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мончегорску Мурманской области внесена запись в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025100652906.
31.03.2013 ОАО "Кольская ГМК" представила в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2012 года.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки N 56-20-11/28/1930 от 21.05.2013.
В ходе проверки инспекцией установлено, ОАО "Кольская ГМК" в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неправомерно применило ставку 0% в отношении фактических потерь в размере 376 059 тонн, поскольку представленные обществом документы, обосновывающие правомерность примененных нормативов потерь в размере 22,8% содержат противоречивую информацию, представлены не в полном объеме или в неустановленной нормативными документами форме.
ОАО "Кольская ГМК" не представило документов, устанавливающих нормативы потерь для Ждановского месторождения, утвержденных в установленном порядке, в связи с чем, инспекция применила последний из нормативов потерь, утвержденный в установленном порядке, согласно протоколу ГКЗ Роснедра от 08.09.2009 N 126/09-унп.
Общество в порядке пункта 6 статьи 100 НК РФ подало возражения на акт проверки.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, а также возражений налогоплательщика, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 вынесла решение от 12.08.2013 N 56-20-11/28/1517/570 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 52 253 235 руб.
Не согласившись с данным решением инспекции, общество в соответствии со статьями 101 и 101.2, 139 НК РФ обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Решением ФНС России N СА-4-9/21443@ от 02.12.2013 решение инспекции от 12.08.2013 N 56-20-11/28/1517/570 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было отменено в части вывода о необоснованном применении ставки 0% в отношении всех фактических потерь в размере 376 509 тонн, без учета утвержденных протоколом от 08.09.2009 N 126-унп нормативов потерь в размере 19,5%, в остальной части апелляционная жалоба ОАО "Кольская ГМК" была оставлена без удовлетворения.
Письмом от 06.12.2013 N 56-02-11/13669@ МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 произвела перерасчет доначисленного налога на добычу полезных ископаемых за 2012 год, размер которого составил 7 936 429,00 руб.
Считая решение инспекции недействительным, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 НК РФ, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 339 НК РФ установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено статьей 339 НК РФ. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого (п. 3 ст. 339 НК РФ).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения нормативов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Постановление Правительства N 921).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства N 921, в редакции, действовавшей до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 82, нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации).
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждаются Федеральным агентством по недропользованию.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 921 нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 Постановления Правительства N 921.
При этом действующий порядок принятия решений по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденный Приказом Роснедр от 15.10.2010 N 1184 предусматривает, что решение по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых (кроме общераспространенных) при их добыче оформляется протоколом совещания при Руководителе Роснедр или его заместителе, или при Руководителе территориального органа Роснедр или его заместителе и скрепляется печатью Роснедр или печатью соответствующего территориального органа.
Судами установлено, что ЦКР Роснедра протоколом от 08.09.2009 N 126/09-унп утвердило нормативы потерь для Ждановского месторождения в размере 19,5% на 2009 год.
Позже 08.09.2009 нормативы потерь, согласно действующему порядку принятия решения по утверждению нормативов потерь, утвержденному Приказом Роснедр от 15.10.2010 N 1184, обществом не утверждались.
На момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода 2012 года и по состоянию на декабрь 2012 года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на 2012 год.
Абзац 2 подпункта 1 статьи 342 НК РФ устанавливает возможность применения исключительно норматива потерь, утвержденного ранее в установленном порядке, в связи с чем, Федеральная налоговая служба в решении по апелляционной жалобе налогоплательщика указала на необходимость применения ставки 0 процентов к объему потерь полезных ископаемых в пределах нормативов, утвержденных протоколом ЦКР Роснедра от 08.09.2009 N 126/09-унп.
На основании изложенного, судами правомерно отклонен довод жалобы о необоснованном применении норматива потерь в размере 19,5%, установленный протоколом ЦКР Роснедра от 08.09.2209 N 126/09-унп.
Довод кассационной жалобы о том, что судами необоснованно не принято во внимание, что до подготовки откорректированного технического проекта общество, согласно протоколу ЦКР Роснедра от 08.09.2009 N 129/09-стп, в качестве норматива потерь должно было применять показатель (21%), приведенный в проектной документации, судом отклоняется.
Судами установлено, что протокол ЦКР Роснедр от 08.09.2009 N 129/09-стп (том 6 л.д. 71-78) составлен по результатам рассмотрения материалов проектной документации на разработку Ждановского и Тундрового сульфидных медно-никелевых месторождений подземным способом.
По результатам рассмотрения проектной документации ЦКР Роснедра постановил воздержаться от согласования проектной документации, установил срок на представление скорректированного технического проекта с учетом рекомендаций комиссии, указал на возможность производства добычных работ на месторождении.
Из письма Федерального агентства по недропользованию от 05.08.2013 N ЕК-04-28/8680 в ответ на запрос налогового органа от 15.07.2013 N 56-20-18/07901, по состоянию на 05.08.2013, усматривается, что скорректированный технический проект отработки подземным способом медно-никелевых руд Ждановского месторождения на рассмотрение в Роснедра налогоплательщиком не представлен.
Таким образом, проектная документация "Вскрытие и отработка запасов руды" не утверждена.
Также ЦКР Роснедра постановил, что на период подготовки и согласования откорректированного технического проекта при составлении плана горных работ на 2011 год использовать показатели потерь для бортового содержания никеля 0,4%, апробированных в составе ТЭО кондиций (дословно).
Таким образом, в пункте 3 протокола от 08.09.2009 N 129/09-стп указано только на то, что при составлении плана горных работ на 2011 год могут быть использованы показатели потерь апробированных в составе ТЭО.
Следовательно, данным документом нормативы потерь полезных ископаемых для их применения при добыче на месторождениях не утверждались.
Судами установлено, что в ответ на требование налогового органа ОАО "Кольская ГМК" письмом от 08.04.2013 N 35500-771 (вх. N 07258 от 19.04.2013) сообщило, что согласно календарному плану развития горных работ на 2012 год планируемые потери по месторождению Ждановское подземное составляют 22,1%. Потери по проекту составляют 21,8%.
В соответствии с пунктом 3 Постановления от 29.12.2001 N 921 утвержденные в проекте нормативы потерь уточнены ОАО "Кольская ГМК" и определены в размере 22,8%, ссылаясь на технико-экономическое обоснование разведочных кондиций на руды Ждановского, Тундрового и Быстринского месторождений, планируемые к отработке подземным способом 02-14-06-066-02-ПЗ.
Судами установлено, что в календарном плане горных работ на 2012 год (том 6 л.д. 93-141) ОАО "Кольская ГМК" применило нормативы потерь в размере 22,1%, что меньше потерь, утвержденных в вышеуказанном технико-экономическом обосновании разведочных кондиций в размере 22,8%.
В ходе судебных заседаний ОАО "Кольская ГМК" указало, что согласно технико-экономическим обоснованиям норматив потерь определен в размере 21,0%, а ОАО "Кольская ГМК" применило нормативы потерь в размере 22,1%, которые больше чем, как считает общество, утвержденных в размере 21,0%, что противоречит пункту 3 Постановления Правительства N 921.
Таким образом, ОАО "Кольская ГМК", по мнению судов, постоянно изменяет свою позицию относительно утвержденных нормативов потерь полезного ископаемого, в связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу, что позиция ОАО "Кольская ГМК" является противоречивой и не подтверждается какими-либо конкретными документами, утверждающими норматив в действовавшем порядке.
Доводы ОАО "Кольская ГМК" о том, что нормативы потерь не были утверждены в связи с отсутствием нормативно установленного порядка рассмотрения и утверждения уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен.
Приведенная обществом в кассационной жалобе судебная практика не может быть принята судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены судебных актов по настоящему делу, так как в судебных актах, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, анализировались иные фактические обстоятельства.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судебных инстанций являются правильными, основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Иные доводы кассационной жалобы, по сути повторяющие позицию заявителя по данному делу и оцененные судами, нарушения или неправильного применения судами норм материального и процессуального права не подтверждают, а направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судебными инстанциями, и в силу статьи 287 АПК РФ подлежат отклонению.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судами не допущено.
Несогласие общества с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2014 года по делу N А40-44018/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
О.А.ШИШОВА

Судьи
Н.Н.БОЧАРОВА
В.А.ЧЕРПУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)