Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 01 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко,
судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Б. Киселевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-10258/2014
на решение от 10.06.2014
судьи О.Л. Заяшниковой
по делу N А51-18496/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску Центрального банка Российской Федерации Банк России в лице Главного управления Центрального Банка России по Приморскому краю
к закрытому акционерному обществу "Мельница" (ИНН 2536239789, ОГРН 1112536002006)
третье лицо: ИФНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока
о ликвидации юридического лица,
при участии:
от Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока: представитель Леликова Т.В. (доверенность от 24.02.2014 N 10-12/111, удостоверение УР N 648342),
- от Центрального банка Российской Федерации Банк России: представитель Соловьева С.В. (доверенность от 21.03.2014 N 25АА 1185316, удостоверение N 000364);
- от иных лиц, участвующих в деле: не явились;
- установил:
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном округе, процессуальным правопреемником которого является Банк России, обратилось Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Мельница" (далее - Общество) о ликвидации указанного юридического лица как осуществляющего свою деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.09.2013 по данному делу, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 произведена замена истца - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе его правопреемником - Центральный банк РФ в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (г. Владивосток).
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.03.2014 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции уточнил наименование заявителя - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального Банка России по Приморскому краю.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.06.2014 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция ФНС по Ленинскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган) обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой указала, что у Общества имеется задолженность по оплате налогов и сборов. В то же время суд первой инстанции, принимая решение о ликвидации юридического лица, вопрос об имеющейся задолженности не разрешил. В силу изложенного обстоятельства налоговый орган просит обжалуемый судебный акт отменить.
В канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В отзыве заявитель просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя и представитель апеллянта поддержали свои позиции по делу, изложенные в письменных документах.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, что согласно статье 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не установил наличия оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Мельница" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2011 инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока.
В ходе контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, региональным отделением службы по финансовым рынкам выявлено несоответствие устава ЗАО "Мельница", представленного 21.06.2011 в комплекте документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации об акционерных обществах.
С целью устранения допущенных нарушений обществу выдавались предписания от 08.07.2011 N 20-11-МА-05/2379; от 22.03.2012 N 20-12-МА-05/1449, которые последним не исполнены, в связи с чем региональным отделением службы по финансовым рынкам были возбуждены дела об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения данных дел вынесены постановления от 29.11.2011 N 20-11-013/пн, от 05.06.2012 N 0-12-010/ап о назначении ЗАО "Мельница" наказания по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафов в размере 500 000 рублей и 550 000 рублей соответственно.
Указанные постановления не исполнены обществом в установленный срок, в связи с чем в отношении последнего возбуждены дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, переданные на рассмотрение мировому судье судебного участка N 2 Ленинского района города Владивостока. Постановлениями мирового судьи от 05.03.2012 и от 01.10.2012 ЗАО "Мельница" признано виновным в совершении указанного выше правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафов в размере 1 000 000 рублей и 1 100 000 рублей соответственно.
Из материалов дела также следует, что региональным отделением службы по финансовым рынкам оставлены без рассмотрения документы, представленные ЗАО "Мельница" 21.06.2011 на государственную регистрацию выпуска акций, до представления обществом надлежаще оформленного платежного поручения, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, о чем общество уведомлено письмом от 28.06.2011 N 20-11-ИВ-04/2203.
В обоснование заявления о ликвидации ЗАО "Мельница" истец указал на то, что ответчиком в нарушение требований статей 19, 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 28.06.2011 N 20-11-ИВ-04/2203, выпуск ценных бумаг при создании зарегистрирован не был.
Неосуществление ЗАО "Мельница" действий, направленных на регистрацию выпуска обыкновенных именных акций, размещенных при создании общества (01.03.2011), послужило основанием для обращения регионального отделения службы по финансовым рынкам в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о ликвидации юридического лица.
Удовлетворяя заявленное истцом требование, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 45 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" Федеральная служба по финансовым рынкам с 01.09.2013 упразднена, функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка переданы Центральному Банку Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" со дня вступления в силу Федерального закона (01.09.2013) Банк России является процессуальным правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в судах общей юрисдикции, мировых судах и арбитражных судах.
Следовательно, рассматриваемое заявление подано уполномоченным лицом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ) под эмиссией ценных бумаг понимается установленная данным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Порядок эмиссии ценных бумаг определен в статье 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ, согласно которой процедура эмиссии включает в себя следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещение эмиссионных ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями названного Федерального закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ.
При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.
К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ).
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н утверждены стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты).
Указанные Стандарты регулируют эмиссию акций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг.
Пунктом 3.1.1 Стандартов предусмотрено, что размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей этого акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - путем их приобретения единственным учредителем.
При этом распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.
Согласно пункту 3.1.2 Стандартов размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании договора о его создании, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - решения об учреждении акционерного общества, принятого единственным учредителем акционерного общества.
В силу пункта 3.2.1 Стандартов при учреждении акционерного общества государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно.
Согласно пункту 3.2.2 Стандартов документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а при соблюдении условий, указанных в пункте 2 данной статьи, вместо отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) вправе представить уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "Мельница" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2011, следовательно, документы на государственную регистрацию выпуска акций в РО ФСФР России в ДФО общество было обязано представить не позднее 01.04.2011.
Вместе с тем, как верно установил суд первой инстанции, установленная законодательством о рынке ценных бумаг обязанность по своевременному представлению в регистрирующий орган документов для государственной регистрации выпуска акций Обществом не исполнена.
Вынесенные Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, а также уведомление о необходимости представления надлежаще оформленных документов обществом были получены, но также исполнены не были.
Согласно статье 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество может быть ликвидировано в добровольном порядке или по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).
Согласно пункту 20 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В силу положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с исками и заявлениями о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Поскольку допущенное Обществом нарушение (отсутствие зарегистрированного выпуска акций) является грубым, а нежелание ответчика в течение длительного времени исправить допущенные нарушения делает его неустранимым, арбитражный суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о наличии оснований для ликвидации Общества.
Обращаясь с апелляционной жалобой, налоговый орган указал на наличие задолженности Общества по оплате налогов и сборов, вопрос о взыскании которой не был разрешен судом при принятии обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 61 ГК РФ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В то же время налоговым органом в обоснование своей позиции не представлены доказательства наличия оснований для применения положений части 3 статьи 61 ГК РФ с учетом того обстоятельства, что единственный участник ликвидируемого юридического лица ООО "Диск" согласно данным реестра юридических лиц, полученных судом из единого портала Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исключен из реестра на основании пункта 2 статья 21.1 ФЗ N 129-ФЗ, и в связи с этим доказательства того, что имеющаяся задолженность не является по смыслу положений пункта 1 части 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежной к взысканию.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.06.2014 по делу N А51-18496/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Л.Ю.РОТКО
К.П.ЗАСОРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2014 ПО ДЕЛУ N А51-18496/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А51-18496/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 01 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко,
судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Б. Киселевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-10258/2014
на решение от 10.06.2014
судьи О.Л. Заяшниковой
по делу N А51-18496/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску Центрального банка Российской Федерации Банк России в лице Главного управления Центрального Банка России по Приморскому краю
к закрытому акционерному обществу "Мельница" (ИНН 2536239789, ОГРН 1112536002006)
третье лицо: ИФНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока
о ликвидации юридического лица,
при участии:
от Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока: представитель Леликова Т.В. (доверенность от 24.02.2014 N 10-12/111, удостоверение УР N 648342),
- от Центрального банка Российской Федерации Банк России: представитель Соловьева С.В. (доверенность от 21.03.2014 N 25АА 1185316, удостоверение N 000364);
- от иных лиц, участвующих в деле: не явились;
- установил:
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном округе, процессуальным правопреемником которого является Банк России, обратилось Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Мельница" (далее - Общество) о ликвидации указанного юридического лица как осуществляющего свою деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.09.2013 по данному делу, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 произведена замена истца - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе его правопреемником - Центральный банк РФ в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (г. Владивосток).
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.03.2014 вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции уточнил наименование заявителя - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального Банка России по Приморскому краю.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.06.2014 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция ФНС по Ленинскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган) обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой указала, что у Общества имеется задолженность по оплате налогов и сборов. В то же время суд первой инстанции, принимая решение о ликвидации юридического лица, вопрос об имеющейся задолженности не разрешил. В силу изложенного обстоятельства налоговый орган просит обжалуемый судебный акт отменить.
В канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В отзыве заявитель просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя и представитель апеллянта поддержали свои позиции по делу, изложенные в письменных документах.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, что согласно статье 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не установил наличия оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Мельница" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2011 инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока.
В ходе контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, региональным отделением службы по финансовым рынкам выявлено несоответствие устава ЗАО "Мельница", представленного 21.06.2011 в комплекте документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации об акционерных обществах.
С целью устранения допущенных нарушений обществу выдавались предписания от 08.07.2011 N 20-11-МА-05/2379; от 22.03.2012 N 20-12-МА-05/1449, которые последним не исполнены, в связи с чем региональным отделением службы по финансовым рынкам были возбуждены дела об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения данных дел вынесены постановления от 29.11.2011 N 20-11-013/пн, от 05.06.2012 N 0-12-010/ап о назначении ЗАО "Мельница" наказания по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафов в размере 500 000 рублей и 550 000 рублей соответственно.
Указанные постановления не исполнены обществом в установленный срок, в связи с чем в отношении последнего возбуждены дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, переданные на рассмотрение мировому судье судебного участка N 2 Ленинского района города Владивостока. Постановлениями мирового судьи от 05.03.2012 и от 01.10.2012 ЗАО "Мельница" признано виновным в совершении указанного выше правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафов в размере 1 000 000 рублей и 1 100 000 рублей соответственно.
Из материалов дела также следует, что региональным отделением службы по финансовым рынкам оставлены без рассмотрения документы, представленные ЗАО "Мельница" 21.06.2011 на государственную регистрацию выпуска акций, до представления обществом надлежаще оформленного платежного поручения, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, о чем общество уведомлено письмом от 28.06.2011 N 20-11-ИВ-04/2203.
В обоснование заявления о ликвидации ЗАО "Мельница" истец указал на то, что ответчиком в нарушение требований статей 19, 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 28.06.2011 N 20-11-ИВ-04/2203, выпуск ценных бумаг при создании зарегистрирован не был.
Неосуществление ЗАО "Мельница" действий, направленных на регистрацию выпуска обыкновенных именных акций, размещенных при создании общества (01.03.2011), послужило основанием для обращения регионального отделения службы по финансовым рынкам в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о ликвидации юридического лица.
Удовлетворяя заявленное истцом требование, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 45 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" Федеральная служба по финансовым рынкам с 01.09.2013 упразднена, функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка переданы Центральному Банку Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" со дня вступления в силу Федерального закона (01.09.2013) Банк России является процессуальным правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в судах общей юрисдикции, мировых судах и арбитражных судах.
Следовательно, рассматриваемое заявление подано уполномоченным лицом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ) под эмиссией ценных бумаг понимается установленная данным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Порядок эмиссии ценных бумаг определен в статье 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ, согласно которой процедура эмиссии включает в себя следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещение эмиссионных ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями названного Федерального закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ.
При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска акций.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.
К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ).
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н утверждены стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты).
Указанные Стандарты регулируют эмиссию акций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг.
Пунктом 3.1.1 Стандартов предусмотрено, что размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей этого акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - путем их приобретения единственным учредителем.
При этом распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.
Согласно пункту 3.1.2 Стандартов размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании договора о его создании, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - решения об учреждении акционерного общества, принятого единственным учредителем акционерного общества.
В силу пункта 3.2.1 Стандартов при учреждении акционерного общества государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно.
Согласно пункту 3.2.2 Стандартов документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а при соблюдении условий, указанных в пункте 2 данной статьи, вместо отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) вправе представить уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "Мельница" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.2011, следовательно, документы на государственную регистрацию выпуска акций в РО ФСФР России в ДФО общество было обязано представить не позднее 01.04.2011.
Вместе с тем, как верно установил суд первой инстанции, установленная законодательством о рынке ценных бумаг обязанность по своевременному представлению в регистрирующий орган документов для государственной регистрации выпуска акций Обществом не исполнена.
Вынесенные Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, а также уведомление о необходимости представления надлежаще оформленных документов обществом были получены, но также исполнены не были.
Согласно статье 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество может быть ликвидировано в добровольном порядке или по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).
Согласно пункту 20 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
В силу положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ в целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с исками и заявлениями о ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, об аннулировании выпуска ценных бумаг, о признании сделок с ценными бумагами недействительными, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Поскольку допущенное Обществом нарушение (отсутствие зарегистрированного выпуска акций) является грубым, а нежелание ответчика в течение длительного времени исправить допущенные нарушения делает его неустранимым, арбитражный суд первой инстанции сделал законный и обоснованный вывод о наличии оснований для ликвидации Общества.
Обращаясь с апелляционной жалобой, налоговый орган указал на наличие задолженности Общества по оплате налогов и сборов, вопрос о взыскании которой не был разрешен судом при принятии обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 61 ГК РФ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В то же время налоговым органом в обоснование своей позиции не представлены доказательства наличия оснований для применения положений части 3 статьи 61 ГК РФ с учетом того обстоятельства, что единственный участник ликвидируемого юридического лица ООО "Диск" согласно данным реестра юридических лиц, полученных судом из единого портала Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исключен из реестра на основании пункта 2 статья 21.1 ФЗ N 129-ФЗ, и в связи с этим доказательства того, что имеющаяся задолженность не является по смыслу положений пункта 1 части 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежной к взысканию.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.06.2014 по делу N А51-18496/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Л.Ю.РОТКО
К.П.ЗАСОРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)