Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 14.04.2014 ПО ДЕЛУ N А14-2435/2013

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А14-2435/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2014 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Чаусовой Е.Н.
судей Егорова Е.И., Радюгиной Е.А.
при участии в заседании:
от Ермакова А.П. (ЕГРИП 304360115900036; Воронежская обл., г. Эртиль, ул. К.Маркса, д. 30) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Воронежской области (Воронежская обл., пгт. Анна, ул. Советская, д. 29) Копицы В.В. - представителя (доверен. от 13.09.2013 г. N 13-03, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ермакова А.П. на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2013 г. (судья Соболева Е.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 г. (судьи Михайлова Т.Л., Скрынников В.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А14-2435/2013,

установил:

индивидуальный предприниматель Ермаков Алексей Петрович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Воронежской области от 25.01.2013 г. N 08-01/4.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2013 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Воронежской области от 25.01.2013 г. N 08-01/4 в части применения штрафов в общей сумме 2761101 руб. 10 коп., в том числе, по налогу на доходы физических лиц - 1560622 руб. 20 коп., по налогу на добавленную стоимость - 1200478 руб. 90 коп. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ермаков А.П. просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
До рассмотрения жалобы от налогового органа поступило ходатайство об оставлении без рассмотрения кассационной жалобы предпринимателя ввиду неполучения инспекцией копии кассационной жалобы.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции считает, что оно не подлежит удовлетворению по причине отсутствия для этого оснований, предусмотренных нормами арбитражного процессуального законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 5 по Воронежской области проведена выездная проверка индивидуального предпринимателя Ермакова Алексея Петровича по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, по результатам которой составлен акт от 21.11.2012 г. N 08-01/30дсп и принято решение от 25.01.2013 г. N 08-01/4 о доначислении налогов, пени, применении налоговых санкций.
Решением Управления ФНС России по Воронежской области от 01.03.2013 г. N 15-1-18/03269 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, Ермаков А.П. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из оспариваемого решения видно, что инспекция в ходе проверки пришла к выводу о неправомерном включении налогоплательщиком в состав расходов в 2010 году затрат в сумме 63183095 руб. 55 коп. на основании документов о приобретении зерна, оформленных от имени ООО "Град-Ресурс", которое было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц с 28.06.2010 г. По этой причине налоговый орган считает необоснованным применение Ермаковым А.П. налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
В силу положений п. 3 ст. 210, ст. 221 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, определяют налоговую базу как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 Кодекса.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "Град-Ресурс" было зарегистрировано 17.09.2008 г. и состояло на налоговом учете в Инспекции ФНС России N 20 по г. Москве.
Инспекцией ФНС России N 46 по г. Москве было принято решение от 05.03.2010 г. N 3074 о предстоящем исключении общества из Единого государственного реестра юридических лиц, опубликованное в Вестнике государственной регистрации часть 2 N 9 (265) от 10.03.2010 г.
28.06.2010 г. ООО "Град-Ресурс" было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
Поскольку в силу п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, п. 6 ст. 61, п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку оформлены от имени организации, утратившей правоспособность до заключения спорных договоров и оформления других документов, представленных предпринимателем.
Кроме того, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, нереальность совершенных хозяйственных операций подтверждается также и отсутствием у предпринимателя документов, подтверждающих факты приобретения, перевозки и передачи зерна на хранение, предусмотренных Приказом Госхлебинспекции от 08.04.2002 г. N 29.
Доводы предпринимателя о необходимости применения расчетного метода определения его налоговых обязанностей не могут быть приняты во внимание ввиду отсутствия оснований, перечисленных в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ.
Суды обоснованно отклонили доводы предпринимателя о нарушении налоговым органом процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной статьями 100 и 101 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1, п. 3.1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом, датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.
Пунктом 6 статьи 100 НК РФ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Статьей 101 Налогового кодекса РФ установлена обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа заблаговременно уведомлять лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
В соответствии с пунктом 14 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Как правильно указали суды, безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным являются лишь такие нарушения, которые лишили налогоплательщика возможности полноценно участвовать в рассмотрении материалов проверки, давать пояснения и представлять доказательства, обосновывающие его позицию.
При этом гарантией реализации налогоплательщиком предусмотренных Налоговым кодексом РФ прав является надлежащее уведомление его налоговым органом о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Из текста решения от 25.01.2013 г. N 08-01/4 следует, что рассмотрение акта от 21.11.2012 г. N 08-01/30дсп и материалов выездной налоговой проверки осуществлялось в отсутствие предпринимателя, при этом, в решении указано, что о дате рассмотрения материалов проверки налогоплательщик извещен надлежащим образом.
Судами установлено, что первоначально рассмотрение материалов проверки было назначено на 27.12.2012 г., о чем предприниматель был надлежаще извещен, что подтверждается извещением от 21.11.2012 г. N 226 о назначении рассмотрения акта и материалов проверки на 27.12.2012 г., квитанцией от 22.11.2012 г. о направлении извещения Ермакову А.П., уведомлением о вручении почтового отправления и распечаткой с сайта "Почта России".
Согласно приобщенному к материалам дела письму предпринимателя от 18.12.2012 г., в котором, указывая о представлении им в инспекцию копии документов, подтверждающих проявление им должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, Ермаков А.П. сообщает налоговому органу о неполучении им акта выездной налоговой проверки, в связи с чем просит предоставить в его адрес указанный акт либо сообщить о времени и месте ознакомления с актом.
Налоговый орган в своем ответе указал на наличие в его распоряжении сведений о получении женой предпринимателя направленного по почте акта выездной проверки, а также на вручение ему лично 27.11.2012 г. копии акта сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области со всеми приложениями.
Тем не менее, налоговый орган удовлетворил просьбу предпринимателя о направлении копии акта проверки в адрес предпринимателя по почте и по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, налоговый орган разъяснил возможность ознакомления с актом проверки непосредственно в налоговом органе, указав также на дату, время и место рассмотрения акта и материалов проверки.
26.12.2012 г. предпринимателем в налоговый орган было представлено уведомление, в котором он сообщал инспекции о невозможности присутствия при рассмотрении материалов проверки в указанный день в связи с нахождением на больничном.
Признав причины неявки налогоплательщика уважительными, налоговый орган вынес решение от 27.12.2012 г. N 08-01/108 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, назначив его на 25.01.2013 г., которое было направлено с письмом от 28.12.2012 г. N 08-12/169 и получено предпринимателем лично 04.01.2013 г., о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление о вручении почтового отправления.
Из текста решения инспекции от 25.01.2013 г. N 08-01/4 следует, что предпринимателем Ермаковым А.П. 18.01.2013 г. в налоговый орган были представлены письменные возражения на акт выездной налоговой проверки, согласно которым предприниматель выражает несогласие относительно выводов акта по взаимоотношениям с ООО "Град-Ресурс". Указанные возражения были рассмотрены налоговым органом при вынесении решения и признаны необоснованными.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно указали, что к моменту рассмотрения материалов проверки предприниматель обладал информацией об обстоятельствах, выявленных налоговым органом при проведении проверки, об основаниях доначисления ему спорных сумм налогов, реализовал свое право на представление налоговому органу возражений, касающихся этих обстоятельств, располагал сведениями о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку направлены на переоценку доказательств и повторяют заявленные в ходе рассмотрения спора доводы, которые были оценены судами.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.08.2013 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 г. по делу N А14-2435/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.А.РАДЮГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)