Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-35176/14

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. по делу N А41-35176/14


Резолютивная часть решения объявлена 4 августа 2014 г.
Текст решение изготовлен в полном объеме 13 августа 2014 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
судьи Кузьминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиляевым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО "Интерторг"
к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области,
третьи лица: Правительство Московской области; Межрайонная ИФНС России N 5 по Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Управление Росреестра по Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Администрация Подольского муниципального района Московской области; Администрация сельского поселения Стрелковское,
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании представителей сторон согласно протоколу,

установил:

ООО "Интерторг" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, в котором просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - торгового центра, площадью 28600 кв. м, с кадастровым номером 50:27:0000000:8740, адрес объекта: Московская область, Подольский район, Стрелковское с/п, вблизи п. Александровка, 38 км автодороги М2 "Крым", владение 4, на дату 14.11.2013 равной его рыночной стоимости в размере 577 044 000 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Правительство Московской области; Межрайонная ИФНС России N 5 по Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Управление Росреестра по Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Администрация Подольского муниципального района Московской области; Администрация сельского поселения Стрелковское.
Дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствии представителей истца, ответчика, Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации сельского поселения Стрелковское, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что истец является собственником объекта недвижимого имущества - торгового центра, площадью 44601, 2 кв. м, с кадастровым номером 50:27:0000000:8740, адрес объекта: Московская область, Подольский район, Стрелковское с/п, вблизи п. Александровка, 38 км автодороги М2 "Крым", владение 4 (Выписка из ЕГРП от 04.07.2014 N 27/015/2014-169).
Истец указал, что согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанного выше объекта недвижимости значительно ниже, чем его кадастровая стоимость.
В связи с изложенным, истец обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объекта недвижимости на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом РФ разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и п. 2 ст. 372 НК РФ закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно п. 1 ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 данной статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 г. N 307-ФЗ).
На территории Московской области в соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 г. N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" с 01 января 2014 г. введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
14.11.2013 Министерством имущественных отношений Московской области в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" издано распоряжение N 1412 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области 2013 году".
В приложении к данному распоряжению имеется Перечень объектов недвижимого имущества Московской области, подлежащих кадастровой оценке, в т.ч. объект недвижимого имущества - торговый центр с кадастровым номером 50:27:0000000:8740.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2013 N 1499 утверждены Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области.
Так, по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - торгового центра с кадастровым номером 50:27:0000000:8740 составила 1 171 701 851, 94 руб.
В материалы дела представлен Отчет от 172201-Н от 22.01.2014, изготовленный ООО "НормаВэст" об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества - торгового центра с кадастровым номером 50:27:0000000:8740, согласно которому рыночная стоимость данного объекта по состоянию на 14.11.2013 составила 577 044 000 руб.
Также в материалы дела представлено Положительное экспертное заключение от 27.02.2014 N ПП114-137 на Отчет от 22.01.2014 N 172201-Н, согласно которому Отчет от 22.01.2014 N 172201-Н об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества - торгового центра с кадастровым номером 50:27:0000000:8740 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - торгового центра, площадью 28600 кв. м, с кадастровым номером 50:27:0000000:8740, адрес объекта: Московская область, Подольский район, Стрелковское с/п, вблизи п. Александровка, 38 км автодороги М2 "Крым", владение 4, на дату 14.11.2013 равной его рыночной стоимости в размере 577044000 руб.
При этом истец пояснил, что полагает возможным пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости по аналогии с нормами Земельного кодекса, предусматривающих право собственников земельных участков установить кадастровую стоимость этих участков в размере их рыночной стоимости.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, нормами действующего законодательства прямо предусмотрено право собственника земельного участка определить кадастровую стоимость земельного участка исходя из его рыночной стоимости, реализовать которое собственник может путем обращения в суд.
Однако доказательств того, что согласно нормам действующего законодательства возможен пересмотр кадастровой стоимости иных объектов недвижимости и установления в качестве кадастровой их рыночной стоимости в судебном порядке, истцом не представлено.
Суд считает, что рассмотрение вопроса установления кадастровой стоимости торгового цента в размере, равном его рыночной стоимости не предусмотрено законом, при этом применение по аналогии п. 3 ст. 66 ЗК РФ в указанном случае недопустимо.
На основании вышеизложенного требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 75, 110, 167 - 171, 176, 180, 181 АПК РФ суд

решил:

1. Отказать ООО "Интерторг" в удовлетворении заявленных требований.
2. Настоящее решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья
О.А.КУЗЬМИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)