Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан - Файзрахманова Р.Э. (доверенность от 24.06.2014),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2014 года в помещении суда (с использованием систем видеоконференц-связи) апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2014 года по делу N А65-25987/2013 (судья Абульханова Г.Ф.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (ОГРН 1021603637945, ИНН 1660001860), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (ОГРН 1041624014904, ИНН 1656007065), г. Казань,
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения от 23 сентября 2013 года N 2697,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (далее - общество, ООО "Татгазселькомплект") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 19 по Республике Татарстан) о признании незаконным решения налогового органа от 23.09.2013 N 2697 (т. 1 л.д. 2-5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Исполнительный комитет Муниципального образования г. Казани, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014 по делу N А65-25987/2013 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан от 23.09.2013 N 2697, в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме превышающей 42 183 рубля.
Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 19 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Татгазселькомплект".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд взыскал с Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан в пользу ООО "Татгазселькомплект" 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины (т. 3 л.д. 26-29).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 33-36).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции уточнил требования изложенные в апелляционной жалобе и просил изменить решение суда первой инстанции.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя инспекции, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, ООО "Татгазселькомплект" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:290101:5 общей площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, Кировский район, ул. Горьковское шоссе.
30.04.2013 ООО "Татгазселькомплект" представило в Межрайонная ИФНС России N 19 по Республике Татарстан уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с исчислением налога в размере 80 886 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, соответствующей рыночной в размере 13 260 000 руб., установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2012 по делу N А65-26 923/2011 (т. 1 л.д. 41-45) Инспекцией по представленной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 07.08.2013 N 4344.
Рассмотрев материалы камеральной проверки и представленные обществом возражения, налоговой инспекцией вынесено решение от 23.09.2013 N 2697 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 96 834 руб., с учетом исчисленного и уплаченного налога налогоплательщиком, а также соответствующие налогу суммы пени по статье 75 НК РФ в сумме 6 342, 99 руб. и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 2188, 20 руб. (т. 1 л.д. 10-12).
Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 14.11.2013 N 2.14-0-18/0257940@ апелляционной жалобы общества оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение инспекции без изменения (т. 1 л.д. 17-18).
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102. Налоговый орган считает, что внесение изменений в кадастровую стоимость земельного участка в 2012 году, на основании судебного акта от 11.04.2012 по делу N А65-26 923/2011, начинают действовать с начала нового налогового периода с 01.01.2013.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Данное постановление вступило в силу и подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2012.
Согласно вышеуказанного постановления кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка N 16:50:290101:5 составляет 29 134 350,22 руб.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка, либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2012 по делу N А65-26923/20112 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:290101:5 общей площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, Кировский район, ул. Горьковское шоссе, равная рыночной стоимости в размере 13 260 000 руб.
Решение суда вступило в законную силу и исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, в соответствии с решением суда внесена в кадастр - 08.06.2012.
Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод инспекции о том, что новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением арбитражного суда от 11.04.2012, подлежит исчислению земельного налога с 01.01.2013.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 08.06.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12, постановлений Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу N А65-18164/2013, от 28.07.2014 по делу N А65-22974/2013.
При расчете земельного налога за 2012 год следует исходить из следующего:
Кадастровая стоимость земельного участка 29 134 350 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 365 * 159 = сумма исчисленного земельного налога составляет - 77 418 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 13 260 000 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 365 * 206 = сумма исчисленного земельного налога составляет - 45 651 руб.
Сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате обществом составляет - 123 069 руб. (77 418 + 45 651).
Таким образом, размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, в период с 01.01.2012 по 07.06.2012, и в период с 08.06.2012 по 31.12.2012, исходя из кадастровой стоимости, установленной вышеназванным судебным актом составит 123 069 руб.
Из оспариваемого решения налогового органа следует, что обществом в уточненной декларации заявлено к уплате налога в сумме 80 886 руб. На лицевой карточке общества по земельному налогу имеется переплата в сумме 52 592 руб. (т. 1 л.д. 10).
Налоговым органом доначислен обществу налог в сумме 96 834 руб. (177 720-80 886).
Фактически обществом не уплачено земельного налога в сумме 42 183 руб. (123 069-80 886) Следовательно, обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 42 183 руб.
В пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что привлечь к ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 122 НК РФ, можно в случае, если действия (бездействия) лица привели к неуплате (неполной уплате) налога, то есть к возникновению задолженности. Занижение суммы налога не приводит к возникновению задолженности при одновременном соблюдении следующих условий:
- - на дату окончания срока уплаты налога за тот налоговый период, за который начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата того же налога, что и заниженный, в размере не менее заниженной суммы налога;
- - на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки переплата не была зачтена в счет иных задолженностей налогоплательщика.
Суд первой инстанции правильно указал, что принимая расчеты инспекции, не оспоренные заявителем, начисление инспекцией земельного налога, превышающего 42 183 руб., с учетом налога исчисленного и уплаченного налогоплательщиком в размере 80 886 руб. незаконно, что влечет удовлетворение требований заявителя в данной части требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал какие суммы доначислений налогового органа признал незаконными, поэтому решение суда первой инстанции следует изменить, признать недействительным решение налоговой инспекции от 23.09.2013 N 2697 в части доначисления земельного налога в сумме 54 651 руб., пени в сумме 6342,99 руб. и штрафа в сумме 2188,20 руб.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 НК РФ относятся на налоговую инспекцию, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2014 года по делу N А65-25987/2013 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан от 23 сентября 2013 года N 2697 в части доначисления земельного налога в сумме 54 651 руб., пени в сумме 6342,99 руб. и штрафа в сумме 2188,20 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-25987/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу N А65-25987/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан - Файзрахманова Р.Э. (доверенность от 24.06.2014),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2014 года в помещении суда (с использованием систем видеоконференц-связи) апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2014 года по делу N А65-25987/2013 (судья Абульханова Г.Ф.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (ОГРН 1021603637945, ИНН 1660001860), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (ОГРН 1041624014904, ИНН 1656007065), г. Казань,
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения от 23 сентября 2013 года N 2697,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Татгазселькомплект" (далее - общество, ООО "Татгазселькомплект") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 19 по Республике Татарстан) о признании незаконным решения налогового органа от 23.09.2013 N 2697 (т. 1 л.д. 2-5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Исполнительный комитет Муниципального образования г. Казани, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014 по делу N А65-25987/2013 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан от 23.09.2013 N 2697, в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме превышающей 42 183 рубля.
Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 19 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Татгазселькомплект".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд взыскал с Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан в пользу ООО "Татгазселькомплект" 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины (т. 3 л.д. 26-29).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 33-36).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции уточнил требования изложенные в апелляционной жалобе и просил изменить решение суда первой инстанции.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя инспекции, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, ООО "Татгазселькомплект" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:290101:5 общей площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, Кировский район, ул. Горьковское шоссе.
30.04.2013 ООО "Татгазселькомплект" представило в Межрайонная ИФНС России N 19 по Республике Татарстан уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с исчислением налога в размере 80 886 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, соответствующей рыночной в размере 13 260 000 руб., установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2012 по делу N А65-26 923/2011 (т. 1 л.д. 41-45) Инспекцией по представленной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 07.08.2013 N 4344.
Рассмотрев материалы камеральной проверки и представленные обществом возражения, налоговой инспекцией вынесено решение от 23.09.2013 N 2697 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 96 834 руб., с учетом исчисленного и уплаченного налога налогоплательщиком, а также соответствующие налогу суммы пени по статье 75 НК РФ в сумме 6 342, 99 руб. и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 2188, 20 руб. (т. 1 л.д. 10-12).
Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 14.11.2013 N 2.14-0-18/0257940@ апелляционной жалобы общества оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение инспекции без изменения (т. 1 л.д. 17-18).
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102. Налоговый орган считает, что внесение изменений в кадастровую стоимость земельного участка в 2012 году, на основании судебного акта от 11.04.2012 по делу N А65-26 923/2011, начинают действовать с начала нового налогового периода с 01.01.2013.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования частично, правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статьи 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Данное постановление вступило в силу и подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2012.
Согласно вышеуказанного постановления кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка N 16:50:290101:5 составляет 29 134 350,22 руб.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка, либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.04.2012 по делу N А65-26923/20112 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:290101:5 общей площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, Кировский район, ул. Горьковское шоссе, равная рыночной стоимости в размере 13 260 000 руб.
Решение суда вступило в законную силу и исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, в соответствии с решением суда внесена в кадастр - 08.06.2012.
Суд первой инстанции правомерно признал ошибочным довод инспекции о том, что новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением арбитражного суда от 11.04.2012, подлежит исчислению земельного налога с 01.01.2013.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 08.06.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12, постановлений Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу N А65-18164/2013, от 28.07.2014 по делу N А65-22974/2013.
При расчете земельного налога за 2012 год следует исходить из следующего:
Кадастровая стоимость земельного участка 29 134 350 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 365 * 159 = сумма исчисленного земельного налога составляет - 77 418 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка 13 260 000 руб. * ставка земельного налога 0,61% / 365 * 206 = сумма исчисленного земельного налога составляет - 45 651 руб.
Сумма земельного налога за 2012 год, которая подлежит уплате обществом составляет - 123 069 руб. (77 418 + 45 651).
Таким образом, размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, в период с 01.01.2012 по 07.06.2012, и в период с 08.06.2012 по 31.12.2012, исходя из кадастровой стоимости, установленной вышеназванным судебным актом составит 123 069 руб.
Из оспариваемого решения налогового органа следует, что обществом в уточненной декларации заявлено к уплате налога в сумме 80 886 руб. На лицевой карточке общества по земельному налогу имеется переплата в сумме 52 592 руб. (т. 1 л.д. 10).
Налоговым органом доначислен обществу налог в сумме 96 834 руб. (177 720-80 886).
Фактически обществом не уплачено земельного налога в сумме 42 183 руб. (123 069-80 886) Следовательно, обществу должен быть доначислен земельный налог в сумме 42 183 руб.
В пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что привлечь к ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 122 НК РФ, можно в случае, если действия (бездействия) лица привели к неуплате (неполной уплате) налога, то есть к возникновению задолженности. Занижение суммы налога не приводит к возникновению задолженности при одновременном соблюдении следующих условий:
- - на дату окончания срока уплаты налога за тот налоговый период, за который начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата того же налога, что и заниженный, в размере не менее заниженной суммы налога;
- - на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки переплата не была зачтена в счет иных задолженностей налогоплательщика.
Суд первой инстанции правильно указал, что принимая расчеты инспекции, не оспоренные заявителем, начисление инспекцией земельного налога, превышающего 42 183 руб., с учетом налога исчисленного и уплаченного налогоплательщиком в размере 80 886 руб. незаконно, что влечет удовлетворение требований заявителя в данной части требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал какие суммы доначислений налогового органа признал незаконными, поэтому решение суда первой инстанции следует изменить, признать недействительным решение налоговой инспекции от 23.09.2013 N 2697 в части доначисления земельного налога в сумме 54 651 руб., пени в сумме 6342,99 руб. и штрафа в сумме 2188,20 руб.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 НК РФ относятся на налоговую инспекцию, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2014 года по делу N А65-25987/2013 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан от 23 сентября 2013 года N 2697 в части доначисления земельного налога в сумме 54 651 руб., пени в сумме 6342,99 руб. и штрафа в сумме 2188,20 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)