Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2014 ПО ДЕЛУ N А32-20864/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. по делу N А32-20864/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс" (ИНН 2328000083, ОГРН 1022303554635) - Смотрова В.А. (доверенность от 10.01.2014) и от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (ИНН 2349044444, ОГРН 1112349000477) - Никтиной Л.В. (доверенность от 01.02.2014), в отсутствие в судебном заседании третьих лиц: Администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района (ИНН 2336017348, ОГРН 1052320250410), Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), надлежаще извещенных о времеи и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества фирма "Агрокомплекс" на постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 20.02.2014 по делу N А32-20864/2012 (судьи Николаев Д.В., Стрекачев А.Н., Сулименко Н.В.), установил следующее.
ЗАО фирма "Агрокомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 17.04.2012 об отказе в зачете земельного налога в размере 3 769 053 рублей 70 копеек, уплаченного за период 2010-2011 годы, об обязании инспекции произвести зачет излишне уплаченного за период 2010-2011 годы земельного налога в размере 3 769 053 рублей 70 копеек на очередные налоговые периоды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что наличие переплаты по земельному налогу подтверждено материалами дела.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 отменено. В удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку на момент обращения общества в инспекцию с заявлением о зачете налога на сумму 4 950 927 рублей 04 копейки переплата отсутствовала, налоговым органом правомерно отказано в проведении зачета.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции. Общество считает, что выводы суда апелляционной инстанции не основаны на нормах материального и процессуального права и подлежат отмене. Поскольку постановление главы администрации Краснодарского края от 30.11.2006 N 1071 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" (далее - Постановление N 1071) в печатных изданиях не опубликовано, либо на сайте Росреестра у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для применения данного нормативного акта при рассмотрении спора. При этом суд апелляционной инстанции не принял никаких правовых выводов относительно участка с кадастровым номером 23: 13:0000000:0000. Общество считает постановление суда апелляционной инстанции принятым с нарушением принципов законности и справедливости.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, общество является правопреемником ЗАО "Агрофирма "Россия". Обществу на праве собственности и бессрочного пользования принадлежат земельные участки с/х назначения с кадастровыми номерами 23:13:902000:1313 площадью 16 776 га, 23:13:902000:1254 площадью 3658 га, 23:13:0000000:0000 (без номера) площадью 2651,34 га.
31 января 2011 года обществом в налоговый орган представлена декларация по налогу на землю за 2010 год, в соответствии с которой общество исчислило 3 271 320 рублей налога по земельному участку с кадастровым номером 23:13:902000:1313, 713 310 рублей налога по земельному участку с кадастровым номером 23:13:902000:1254, 517 011 рублей налога по земельному участку с кадастровым номером 23:13:0000000:0000.
18 апреля 2011 года обществом представлена уточненная декларация по земельному налогу за 2010 год, в соответствии с которой налог на землю по земельному участку с кадастровым номером 23:13:902000:1313 составил 4 263 335 рублей, по земельному участку с кадастровым номером 23:13:902000:1254 составил 929 619 рублей, а по участку 23:13:0000000:0000-673 794 рублей.
25 января 2012 года в налоговый орган обществом представлена декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой общество исчислило к уплате 4 263 335 рублей налога по земельному участку с кадастровым номером 23:13:902000:1313, 929 619 рублей налога по земельному участку с кадастровым номером 23:13:902000:1254, 673 794 рублей налога по земельному участку с кадастровым номером 23:13:0000000:0000.
11 апреля 2012 года общество подало в инспекцию заявление о зачете излишне уплаченного налога, ссылаясь на отсутствие сведений о публикации Постановления N 1071, применяя сведения о среднерыночной цене земли, просит зачесть сумму излишне уплаченного налога в размере 4 981 034 рублей 04 копеек в счет предстоящих платежей.
Обществу зачтена переплата по земельному налогу в размере 30 107 рублей согласно карточке расчетов с бюджетом по земельному налогу по состоянию на 17.04.2012 и отказано в зачете на сумму 4 950 927 рублей 04 копейки, поскольку по вышеуказанным земельным участкам налог исчислен в соответствии с требованиями статей 390, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Постановления N 1071, и переплата отсутствует.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей Кодекса. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ). В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет". Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации. Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании, либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения утверждена Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.11.2006 N 1071 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края".
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, сослался на отсутствие сведений о публикации Постановления N 1071.
В свою очередь суд апелляционной инстанции отклонил ссылку суда первой инстанции на отсутствие публикации Постановления N 1071 к порядку исчисления у платы земельного налога за 2010 и 2011 годы, обоснованно руководствуясь следующим.
Кадастровая стоимость в отношении земельных участков 23:13:0902000:1313, 23:13:0902000:1254 утверждена Постановлением N 1071. На сайте филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю" www.kadastr-23.ru Постановление N 1071 размещено 19.11.2009 в 08 часов 29 минут. На справочно-информационном сервисе для предоставления пользователям сведений Государственного кадастра недвижимости на территории Российской Федерации - Публичная кадастровая карта http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/, на сайте РосРеестра - rosreestr.ru опубликованы сведения о кадастровой стоимости земельных участков 23:13:0902000:1313, 23:13:0902000:1254. Сервис Публичной кадастровой карты открыт 01.03.2010.
Кроме того, как указывает налоговый орган, Постановление N 1071 опубликовано в газете "Краевые новости" от 20-27 января 2007 в N 1, что обществом не опровергнуто.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, суд первой инстанции, определяя размер кадастровой стоимости земельных участков исходя из представленных сведений Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, не принял во внимание, что соответствующие результаты кадастровой стоимости земель налогоплательщиком в судебном порядке не оспаривались, орган кадастрового учета не вносил в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельного участков.
При этом, как указывает суд апелляционной инстанции, на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (подпункт 11 пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 24.01.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.01.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости является вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Однако наличие такого решения суда не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В этой связи, налоговая база по земельному налогу за налоговые периоды, предшествующие вступлению в законную силу решения суда, которым кадастровая стоимость земельного участка, установлена равной его рыночной стоимости, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в государственном земельном кадастре по состоянию на 1 января. За указанные периоды земельный налог перерасчету не подлежит.
Таким образом, общество имело реальную возможность определить свои налоговые обязательства по земельному налогу, руководствуясь показателями кадастровой стоимости земель, установленных Постановлением N 1071.
Поскольку на момент обращения общества в инспекцию с заявлением о зачете налога на сумму 4 950 927 рублей 04 копейки переплата отсутствовала, налоговым органом правомерно отказано в проведении зачета, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Нормы права применены судом апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:

постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 20.02.2014 по делу N А32-20864/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)