Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2014 N Ф09-8792/14 ПО ДЕЛУ N А07-2977/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. N Ф09-8792/14

Дело N А07-2977/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 по делу N А07-2977/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители
- управления - Литвинов М.В. (доверенность от 09.01.2014 N 2);
- Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - администрация) - Шарипова Р.И. (доверенность от 09.04.2014 N 2).

Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными пунктов 1, 2, 5 решения управления от 30.12.2013 по делу N А-167/15-13 и предписания от 30.12.2013 N 71-А-167/15-13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Совет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - совет муниципального района), Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Гафурийскому району (далее - Комитет по управлению собственностью), закрытое акционерное общество "Белозерский элеватор" (далее - общество "Белозерский элеватор").
Решением суда первой инстанции от 30.05.2014 (судья Боброва С.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 (судьи Иванова Н.А., Арямов А.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неправильную оценку обстоятельств дела. По мнению антимонопольного органа, действия администрации по внесению в совет муниципального района проекта решения об увеличении ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости в размере 4,4% на земельные участки, переданные в аренду обществу "Белозерский элеватор", в отсутствие экономической обоснованности повышения ставки арендной платы, нарушают ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ), а также нарушают права и законные интересы субъекта экономической деятельности.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 установлены принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
В соответствии с п. 10 *** Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральными законами, определяется одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 органам местного самоуправления рекомендовано разработать аналогичный порядок определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 утверждены ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления (кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан), согласно п. 9.8 которых установлены ставки арендной платы на земельные участки элеваторов: в пределах границ населенных пунктов - 0, 30.4, 40% от кадастровой стоимости земельного участки, за пределами границ населенных пунктов - 0, 28.4, 4% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с Правилами определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480, органы местного самоуправления вправе устанавливать ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления (кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан), позволяющие не допустить снижения поступлений доходов по арендной плате за земельные участки в бюджет Республики Башкортостан и местные бюджеты по сравнению с предыдущим годом.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 65 Регламента совета муниципального района (далее - Регламент) правом законодательной инициативы обладает, в числе прочих глава администрации.
Согласно ст. 66 Регламента для внесения проекта решения в совет вместе с текстом проекта решения при необходимости необходимо представить: обоснование необходимости его принятия: цели, задачи, ожидаемые социально-экономические и иные последствия, которые повлечет за собой реализация данного решения; заключение главы администрации на проект решения совета (при внесении проекта решения совета, предусматривающего установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета); распоряжение (письмо) главы администрации о внесении в совет проекта решения совета и назначении своего официального представителя при рассмотрении данного проекта решения в совете (в случае, если проект решения вносится указанным субъектом правотворческой инициативы.
В соответствии со ст. 20, 25 Регламента совет из числа депутатов совета формирует на срок своих полномочий постоянные комиссии совета.
Постоянные комиссии предварительно рассматривают проекты решений совета, внесенные главой администрации и иными субъектами правотворческой инициативы, дают по ним заключения.
В соответствии со ст. 69 Регламента проекты решений совета, поступившие в совет, подлежат обязательной регистрации, проверяются секретарем совета на предмет соответствия проекта и прилагаемых материалов ст. 65 - 68 Регламента и передаются председателю совета.
Если представленный проект решения совета, а также прилагаемые к нему документы не отвечают требованиям Регламента, председатель совета возвращает их субъекту правотворческой инициативы, внесшему проект, для доработки.
Если представленный проект решения совета соответствует требованиям регламента, секретарь совета организует проведение правовой и лингвистической экспертизы данного проекта.
В соответствии со ст. 79 Регламента после рассмотрения предложений, замечаний и принятия решений об их отклонении или принятии проводится голосование о принятии проекта решения Совета в целом с учетом принятых советом предложений и замечаний.
Не принятый советом проект решения считается отклоненным и возвращается субъекту правотворческой инициативы, внесшему проект решения (ст. 80 Регламента).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что между администрацией и обществом "Белоозерский элеватор" заключен договор от 02.09.2005 N 140/05 аренды земельного участка из категории земель поселений с кадастровым номером 02:19:11 03 02:0133, площадью 132 745 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, с. Белое озеро, ул. Элеваторная, д. 1, для использования в целях размещения и обслуживания объектов недвижимости общества "Белоозерский элеватор".
В соответствии с соглашением от 15.04.2010 N 13/10 срок договора аренды продлен с 15.01.2010 по 06.04.2012.
Дополнительным соглашением N 36/12 от 05.06.2012 срок договора аренды продлен с 07.04.2012 по 07.04.2022.
Согласно расчетам к договору аренды арендная плата за пользование данным земельным участком в 2009 году составила 115 488,15 руб., за 2010, 2011, 2012 годы - 119 430,68 руб. Ставка арендной платы составляла 1% от кадастровой стоимости.
Письмом от 25.03.2013 N 368 администрация направила в адрес совета муниципального района проект решения о внесении изменений в решение совета муниципального района от 16.01.2010 N 21-187-з.
Решением совета муниципального района от 28.03.2013 N 9-66з "О внесении изменений в решение Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 16.01.2010 N 21-187з "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (в редакции решений Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 25.02.2011 N 40-266-з, от 06.02.2012 N 63-484-з)" утверждены новые ставки арендной платы. Согласно п. 9.4 решения ставка арендной платы за земельные участки элеваторов в 2013 г. составила 4,4% от кадастровой стоимости.
Общество "Белоозерский элеватор" обратилось антимонопольный орган с заявлением (вх. N 12501 от 03.09.2013) на действия совета муниципального района по принятию необоснованного решения об увеличении ставки арендной платы более чем в 2 раза на земельный участок элеватора, расположенный на территории муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
По результатам рассмотрения обращения общества "Белоозерский элеватор" управлением вынесено решение от 30.12.2013 по делу N А-167/15-13, согласно которому администрация муниципального района признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Администрации выдано предписание от 30.12.2013 N 71-А-167/15-13 с требованием прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции путем разработки проекта решения совета муниципального района от 28.09.2013 N 9-66з "О внесении изменений в решение Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 16.01.2010 N 21-187з "Об определении размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена (в редакции решений Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 25.02.2011 N 40-266з, от 06.02.2012 N 63-484з)" в части установления финансовой и экономически обоснованной ставки арендной платы для земельных участков, используемых элеваторами, в соответствии с действующим законодательством, и внесения его на рассмотрение совета муниципального района.
Руководствуясь вышеуказанными нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480, Регламента суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что внесение администрацией проекта решения об изменении размера ставок арендной платы в совет муниципального района не являлось безусловным основанием для принятия советом указанного решения, а также для утверждения размера ставок арендной платы на земли элеваторов муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в указанном администрацией размере 4,4%, поскольку совет муниципального района в соответствии с Регламентом мог отклонить предложенный администрацией проект решения совета.
Кроме того, установив, что решение совета муниципального района от 28.03.2013 N 9-66з "О внесении изменений в решение Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 16.01.2010 N 21-187з "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (в редакции решений Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 25.02.2011 N 40-266-з, от 06.02.2012 N 63-484-з)" в судебном порядке оспорено не было, а также выявив, что исследование границ товарного рынка, состава его участников, а также преимуществ, получаемых отдельным хозяйствующим субъектом в результате принятия нормативного правового акта перед иными участниками товарного рынка, необходимое для выявления возникновения ограничения и устранения конкуренции, антимонопольным органом не проводилось, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, суды пришли к выводу о том, что действия администрации по внесению проекта решения об изменении размера ставок арендной платы в совет муниципального района не нарушили положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 по делу N А07-2977/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Е.А.ПОРОТНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)