Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2014 ПО ДЕЛУ N А65-29685/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. по делу N А65-29685/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Татарстан апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2014 года по делу N А65-29685/2013 (судья Воробьев Р.М),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТК-Технология" (ОГРН 1021603886480, ИНН 1661002545), город Казань Республики Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республики Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НТК-Технология" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 583 от 28 июня 2012 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда заявление обществом требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение от 28.06.2012 г. N 583 в части доначисления земельного налога за 2011 г. в сумме превышающей 650 977 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, а в остальной части в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворенных требований, и принять новый судебный акт о полном отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ решение суда первой инстанции в обжалуемой части, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 650 977 руб., с заявленной кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровым номером 16:50:230101:4, по результатам которой составлен акт, а затем вынесено решение N 583 от 08.06.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением, общество обратилось в УФНС России по Республике Татарстан с апелляционной жалобой, которое решением N 2.14-0-18/022543 от 19.12.2012 г. оставило решение инспекции без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения.
Считая решение незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 г. применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", но инспекцией при исчислении земельного налога заявителя не принято во внимание следующее.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, а п. 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, но в силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абз. 2 п. 2, п. 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 г. N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд первой инстанции в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ правильно посчитал, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Данные вывод подтверждаются постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 г. N 2647/11 и от 21.09.2010 г. N 4453/10.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 г. N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 г. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, судом первой инстанции правильно сделал вывод, что довод заявителя о применении рыночной стоимости земельного участка, утвержденного решением суда от 13.08.2012 г. по делу N А65-9349/2012 не может быть принят во внимание, поскольку установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
Обществу принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:230101:4, площадью 17 140 кв. м, находящегося по адресу: город Казань, Авиастроительный район, улица Дементьева, дом 2 Г.
Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением суда от 13.08.2012 г. по делу N А65-9349/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:230101:4 в размере 53 229 000 руб.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 г. N 913/11, согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном постановлении Президиума ВАС РФ отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решение суда от 15.08.2012 г. по делу N А65-9349/2012 вступило в законную силу 14.09.2012 г., следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 2012 г.
Так же, суд первой инстанции при определении размера земельного налога за 2011 г. правильно исходит из кадастровой стоимости земельных участков заявителя и ставки налога, установленной на 2011 г. постановлениями Кабинета Министров РТ от 05.10.2005 г. N 478, и от 31.12.2008 г. N 951, согласно которых кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:230101:4 составляет 162 744 300 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по указанному участку, земельный налог к уплате за 2011 г. должен составить 650 977 руб., а не 909 114 руб., а поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции правильно признал недействительным решение N 583 от 28.06.2012 г. в части доначисления земельного налога за 2011 г. в сумме превышающей 650 977 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, как незаконное и нарушающее права и законные интересы заявителя, а в остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу отказал.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2014 года по делу N А65-29685/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
П.В.БАЖАН

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)