Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2013 по делу N А14-11626/2013 (судья Данилов Г.Ю.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие" (ОГРН 1053600445337) о признании недействительными решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области,
при участии в судебном заседании:
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области: Ильина С.В., главного специалиста-эксперта правового отдела по доверенности от 12.08.2014 N 05-08;
- от открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие": Дорохова И.Ю., ведущего юрисконсульта по доверенности от 23.09.2013 N 19-764; Воронцовой Е.А., начальника отдела по доверенности от 22.11.2013 N 19-820;
- установил:
Открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 14.08.2013 NN 97, 98, 99, 100 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2013 требования общества "Концерн "Созвездие" были удовлетворены в полном объеме, оспариваемые решения инспекции были признаны недействительными.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция, ссылаясь на положения Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ) и Указ Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" (далее - Указ от 22.06.1993 N 939), утверждает, что государственным научным центром может быть не каждая организация, осуществляющая научную или научно-техническую деятельность, а только научная организация, которой такой статус присвоен в установленном указанными актами порядке.
Осуществление обществом научной и научно-технической деятельности в качестве основной в контексте Указа от 22.06.1993 N 939 и постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 "О федеральных научно-производственных центрах" (далее - постановление от 09.10.1995 N 983) не может, по мнению налогового органа, расцениваться как обстоятельство, позволяющее отнести его к государственным научным центрам.
Таким образом, поскольку общество "Концерн "Созвездие", по мнению налогового органа, в реестре государственных научных центров не значится, а представленные им документы не доказывают факта придания ему статуса, позволяющего применить льготу по пункту 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), то данная льгота необоснованно применена обществом.
В обоснование указанной позиции инспекция ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.1993 N 1347 "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации" (далее - постановление от 25.12.1993 N 1347), позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 07.09.2009 N ВАС-10757/09 и пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо от 17.11.2011 N 148), а также на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.03.2013 N 03-05-04-01/7205, являющееся обязательным для применения налоговыми органами.
Общество "Концерн "Созвездие" в представленном отзыве на апелляционную жалобу возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При этом общество указывает, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2006 N 154-р открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие" было включено в состав организаций оборонно-промышленного комплекса, за которым сохраняется статус федерального научно-производственного центра, что, по мнению общества, позволяет ему пользоваться льготой по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса.
Кроме того, статус федерального научно-производственного центра был подтвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 659-р.
В отношении ссылки налогового органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.03.2013 N 03-05-04-01/7205, общество указывает, что данное письмо не является нормативным правовым актом и для налогоплательщиков имеет только рекомендательный характер.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей налогоплательщика и налогового органа, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществом "Концерн "Созвездие" 04.04.2013 в налоговый орган по месту учета были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2010 года, полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года и 2010 год, в которых обществом уменьшило ранее исчисленный по первоначально представленным налоговому органу налоговым декларациям налог на имущество организаций, подлежащий уплате в бюджет за соответствующие периоды.
Основанием для корректировки налоговых обязанностей явилось применение обществом льготы по налогообложению, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса.
Проведя камеральную проверку уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество, инспекция составила акты проверок от 09.07.2013 NN 1065, 1066, 1067, 1068, содержащие выводы о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по налогу на имущество в связи с отсутствием у него статуса государственного научного центра.
Рассмотрев акт, материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника инспекции принял решения от 14.08.2013 NN 97, 98, 99, 100 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которыми доначислил обществу налог на имущество организаций за соответствующие периоды, в том числе: 3 384 651 руб. за 1 квартал 2010 года по решению N 97; 3 466 599 руб. за 1 полугодие 2010 года по решению N 98; 3 562 761 руб. за 9 месяцев 2010 года по решению N 99; 4 357 559 руб. за 2010 год по решению N 100.
Также указанными решениям налогоплательщику были начислены пени с учетом состояния лицевого счета и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Общество "Концерн "Созвездие" обжаловало решения от 14.08.2013 NN 97, 98, 99, 100 в управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области, которое по результатам рассмотрения жалобы решениями от 26.09.2013 NN 15-2-18/15206@, 15-2-18/15205@, 15-2-18/15207@, 15-2-18/15204@ оставило решения инспекции без изменения, а апелляционные жалобы общества без удовлетворения.
Не согласившись с решениями от 14.08.2013 NN 97, 98, 99, 100, общество "Концерн "Созвездие" обратилось с заявлением о признании его недействительным в Арбитражный суд Воронежской области.
Арбитражный суд области, рассмотрев заявленные требования, обоснованно их удовлетворил, исходя при этом из следующего.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 Налогового кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу статьи 373 Налогового кодекса налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от налогообложения имущество государственных научных центров.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ, научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 5 данного Закона статус государственного научного центра может присваиваться научной организации, имеющей уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагающей научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание.
Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации утвержден Указом от 22.06.1993 N 939, которым установлено, что присвоение конкретному предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение его к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.
В соответствии с пунктами 1, 2 указанного порядка, статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.
Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.
Кроме того, Постановлением от 09.10.1995 N 983 установлено, что отдельным предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ и являющимся основными разработчиками и изготовителями важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также комплектующих изделий к ним, может присваиваться статус федерального научно-производственного центра.
Присвоение статуса центра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального космического агентства и государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации.
Как следует из устава общества "Концерн "Созвездие", включенного в Единый государственный реестр юридических лиц 19.10.2005 за основным государственным регистрационным номером 1053600445337, одним из основных видов его деятельности является проведение научных исследований, разработка, производство, реализация, модернизация, техническое обслуживание, гарантийный ремонт, сервисное обслуживание и т.д. комплексов, систем связи, автоматизированного управления системы управления войсками (силами) и оружием в тактическом звене управления, аппаратно-программных комплексов автоматизированного управления и связи в интересах других видов, родов войск, силовых ведомств, аппаратуры радиоэлектронного подавления радиоканалов наземной связи, в том числе поставляемых на экспорт, а также ведение научных исследований, разработка, производство, реализация, сервисное обслуживание и ремонт сетевого, коммутационного и терминального телекоммуникационного оборудования, инфокоммуникационной техники и технологий, и другие виды научной и научно-производственной деятельности.
Таким образом, в понимании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ общество "Концерн "Созвездие" является научной организацией, имеет на балансе уникальное опытно-экспериментальное оборудование и располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, что подтверждается "Сведениями о выполнении научных исследований и разработок".
Как следует из пояснений общества, представленных как в налоговый орган в ходе проведения проверки и рассмотрения возражений, так и в суды первой и апелляционной инстанций, научная и научно-техническая деятельность налогоплательщика получила широкое признание. Так, общество "Концерн "Созвездие" включено в перечень тридцати шести системообразующих предприятий, имеет государственные награды, в том числе ордена "Знак Почета", "Трудового красного знамени", "Государственная премия Российской Федерации", "Премия правительства в области науки и техники".
Также общество представило суду доказательства международного признания его научной и научно-технической деятельности, в том числе участие в международных выставках, связанных с разработкой вооружений, средств связи и систем радиоподавления, по результатам которых обществом получены многочисленные награды, медали и дипломы.
В подтверждение права на льготу по пункту 15 статьи 381 Налогового кодекса налогоплательщик представил в налоговый орган Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2006 N 154-р "Перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, которым присваивается статус федерального научно-производственного центра", в котором числилось также и общество "Концерн "Созвездие". Указанный статус подтвержден также Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 659-р "Перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, за которыми сохраняется статус федерального научно-производственного центра".
При оценке указанных обстоятельств судом первой инстанции обоснованно учтено, что согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда, изложенным в пункте 5 информационного письма от 17.11.2011 N 148, льгота, предусмотренная пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса, распространяется также на имущество федеральных научно-производственных центров.
Применяя данную льготу к федеральным научно-производственным центрам, Высший Арбитражный Суд исходил из того, что положения пункта 15 статьи 381 Кодекса не содержат указания на то, что данная льгота распространяется только на те государственные научные центры, которые приобрели названный статус в соответствии с Указом от 22.06.1993 N 939.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, данная льгота может быть установлена и другими нормативно-правовыми актами, например, Постановлением Правительства от 09.10.1995 N 983 "О федеральных научно-производственных центрах".
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что, обладая статусом федерального научно-производственного центра с 2006 года, являясь научно-производственной организацией, общество "Концерн "Созвездие" имеет право на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии общества "Концерн "Созвездие" в реестре государственных научных центров, что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2013 N 14-557, отклоняется апелляционной инстанцией в силу того, что по смыслу пункта 15 статьи 381 Налогового кодекса в целях применения установленной данной нормой льготы доказыванию подлежит не включение предприятия в перечень государственных научных или федеральных научно-производственных центров, составленных в порядке и по правилам какого-то определенного правового акта, а наличие собственно статуса государственного научного или федерального научно-производственного центра, который может быть присвоен любыми нормативно-правовыми актами, принятыми в законном порядке.
Инспекцией не оспаривается то обстоятельство, что общество "Концерн "Созвездие" является федеральным научно-производственным центром и соответствующий статус приобретен им на законных основаниях в соответствии с распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2006 N 154-р.
Следовательно, общество "Концерн "Созвездие", наделенное статусом федерального научно-производственного центра, имеет право на применение льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для доначисления ему налога на имущество организаций за соответствующие периоды, в том числе 3 384 651 руб. за 1 квартал 2010 года по решению N 97, 3 466 599 руб. за 1 полугодие 2010 года по решению N 98, 3 562 761 руб. за 9 месяцев 2010 года по решению N 99 и 4 357 559 руб. за 2010 год по решению N 100.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом вывода суда об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления налога на имущество организаций, у налогового органа также не имелось оснований и для начисления пеней за его несвоевременную уплату.
Довод жалобы о том, что, устанавливая отсутствие у налогоплательщика права на льготу по налогу на имущество организаций и доначисляя налог, инспекция руководствовалась официальной позицией по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, обязательной к применению, отклоняется апелляционной коллегией в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@ "О разъяснениях Федеральной налоговой службы Российской Федерации", оно принято с учетом подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, устанавливающей обязанность налоговых органов руководствоваться разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом налоговое законодательство не устанавливает аналогичной обязанности для налогоплательщиков. Наоборот, Министерство финансов Российской Федерации в письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 "О порядке применения письменных разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предоставляемых в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации" в совокупности с письмом от 03.03.2006 N 03-02-07/1-47 "Об основаниях и условиях освобождения от ответственности за совершение налогового правонарушения" указало, что письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу статьи 34.2 Налогового кодекса дает Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отклонить ссылку инспекции на позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 11.03.2013 N 03-05-04-01/7205 и размещенную на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами".
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия считает решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2013 по делу N А14-11626/2013 законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционной коллегией не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2013 по делу N А14-11626/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2014 ПО ДЕЛУ N А14-11626/2013
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N А14-11626/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2013 по делу N А14-11626/2013 (судья Данилов Г.Ю.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие" (ОГРН 1053600445337) о признании недействительными решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области,
при участии в судебном заседании:
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области: Ильина С.В., главного специалиста-эксперта правового отдела по доверенности от 12.08.2014 N 05-08;
- от открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие": Дорохова И.Ю., ведущего юрисконсульта по доверенности от 23.09.2013 N 19-764; Воронцовой Е.А., начальника отдела по доверенности от 22.11.2013 N 19-820;
- установил:
Открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 14.08.2013 NN 97, 98, 99, 100 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2013 требования общества "Концерн "Созвездие" были удовлетворены в полном объеме, оспариваемые решения инспекции были признаны недействительными.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция, ссылаясь на положения Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ) и Указ Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" (далее - Указ от 22.06.1993 N 939), утверждает, что государственным научным центром может быть не каждая организация, осуществляющая научную или научно-техническую деятельность, а только научная организация, которой такой статус присвоен в установленном указанными актами порядке.
Осуществление обществом научной и научно-технической деятельности в качестве основной в контексте Указа от 22.06.1993 N 939 и постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 983 "О федеральных научно-производственных центрах" (далее - постановление от 09.10.1995 N 983) не может, по мнению налогового органа, расцениваться как обстоятельство, позволяющее отнести его к государственным научным центрам.
Таким образом, поскольку общество "Концерн "Созвездие", по мнению налогового органа, в реестре государственных научных центров не значится, а представленные им документы не доказывают факта придания ему статуса, позволяющего применить льготу по пункту 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), то данная льгота необоснованно применена обществом.
В обоснование указанной позиции инспекция ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.1993 N 1347 "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации" (далее - постановление от 25.12.1993 N 1347), позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 07.09.2009 N ВАС-10757/09 и пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо от 17.11.2011 N 148), а также на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.03.2013 N 03-05-04-01/7205, являющееся обязательным для применения налоговыми органами.
Общество "Концерн "Созвездие" в представленном отзыве на апелляционную жалобу возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При этом общество указывает, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2006 N 154-р открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие" было включено в состав организаций оборонно-промышленного комплекса, за которым сохраняется статус федерального научно-производственного центра, что, по мнению общества, позволяет ему пользоваться льготой по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса.
Кроме того, статус федерального научно-производственного центра был подтвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 659-р.
В отношении ссылки налогового органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.03.2013 N 03-05-04-01/7205, общество указывает, что данное письмо не является нормативным правовым актом и для налогоплательщиков имеет только рекомендательный характер.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей налогоплательщика и налогового органа, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществом "Концерн "Созвездие" 04.04.2013 в налоговый орган по месту учета были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2010 года, полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года и 2010 год, в которых обществом уменьшило ранее исчисленный по первоначально представленным налоговому органу налоговым декларациям налог на имущество организаций, подлежащий уплате в бюджет за соответствующие периоды.
Основанием для корректировки налоговых обязанностей явилось применение обществом льготы по налогообложению, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса.
Проведя камеральную проверку уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество, инспекция составила акты проверок от 09.07.2013 NN 1065, 1066, 1067, 1068, содержащие выводы о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по налогу на имущество в связи с отсутствием у него статуса государственного научного центра.
Рассмотрев акт, материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника инспекции принял решения от 14.08.2013 NN 97, 98, 99, 100 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которыми доначислил обществу налог на имущество организаций за соответствующие периоды, в том числе: 3 384 651 руб. за 1 квартал 2010 года по решению N 97; 3 466 599 руб. за 1 полугодие 2010 года по решению N 98; 3 562 761 руб. за 9 месяцев 2010 года по решению N 99; 4 357 559 руб. за 2010 год по решению N 100.
Также указанными решениям налогоплательщику были начислены пени с учетом состояния лицевого счета и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Общество "Концерн "Созвездие" обжаловало решения от 14.08.2013 NN 97, 98, 99, 100 в управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области, которое по результатам рассмотрения жалобы решениями от 26.09.2013 NN 15-2-18/15206@, 15-2-18/15205@, 15-2-18/15207@, 15-2-18/15204@ оставило решения инспекции без изменения, а апелляционные жалобы общества без удовлетворения.
Не согласившись с решениями от 14.08.2013 NN 97, 98, 99, 100, общество "Концерн "Созвездие" обратилось с заявлением о признании его недействительным в Арбитражный суд Воронежской области.
Арбитражный суд области, рассмотрев заявленные требования, обоснованно их удовлетворил, исходя при этом из следующего.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 Налогового кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу статьи 373 Налогового кодекса налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от налогообложения имущество государственных научных центров.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ, научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 5 данного Закона статус государственного научного центра может присваиваться научной организации, имеющей уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагающей научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание.
Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации утвержден Указом от 22.06.1993 N 939, которым установлено, что присвоение конкретному предприятию, учреждению и организации науки, а также высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не изменяет формы собственности и организационно-правовой формы, а означает отнесение его к категории объектов, предполагающей особые формы государственной поддержки.
В соответствии с пунктами 1, 2 указанного порядка, статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.
Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.
Кроме того, Постановлением от 09.10.1995 N 983 установлено, что отдельным предприятиям и организациям оборонных, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ и являющимся основными разработчиками и изготовителями важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также комплектующих изделий к ним, может присваиваться статус федерального научно-производственного центра.
Присвоение статуса центра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федерального космического агентства и государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации.
Как следует из устава общества "Концерн "Созвездие", включенного в Единый государственный реестр юридических лиц 19.10.2005 за основным государственным регистрационным номером 1053600445337, одним из основных видов его деятельности является проведение научных исследований, разработка, производство, реализация, модернизация, техническое обслуживание, гарантийный ремонт, сервисное обслуживание и т.д. комплексов, систем связи, автоматизированного управления системы управления войсками (силами) и оружием в тактическом звене управления, аппаратно-программных комплексов автоматизированного управления и связи в интересах других видов, родов войск, силовых ведомств, аппаратуры радиоэлектронного подавления радиоканалов наземной связи, в том числе поставляемых на экспорт, а также ведение научных исследований, разработка, производство, реализация, сервисное обслуживание и ремонт сетевого, коммутационного и терминального телекоммуникационного оборудования, инфокоммуникационной техники и технологий, и другие виды научной и научно-производственной деятельности.
Таким образом, в понимании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ общество "Концерн "Созвездие" является научной организацией, имеет на балансе уникальное опытно-экспериментальное оборудование и располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, что подтверждается "Сведениями о выполнении научных исследований и разработок".
Как следует из пояснений общества, представленных как в налоговый орган в ходе проведения проверки и рассмотрения возражений, так и в суды первой и апелляционной инстанций, научная и научно-техническая деятельность налогоплательщика получила широкое признание. Так, общество "Концерн "Созвездие" включено в перечень тридцати шести системообразующих предприятий, имеет государственные награды, в том числе ордена "Знак Почета", "Трудового красного знамени", "Государственная премия Российской Федерации", "Премия правительства в области науки и техники".
Также общество представило суду доказательства международного признания его научной и научно-технической деятельности, в том числе участие в международных выставках, связанных с разработкой вооружений, средств связи и систем радиоподавления, по результатам которых обществом получены многочисленные награды, медали и дипломы.
В подтверждение права на льготу по пункту 15 статьи 381 Налогового кодекса налогоплательщик представил в налоговый орган Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2006 N 154-р "Перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, которым присваивается статус федерального научно-производственного центра", в котором числилось также и общество "Концерн "Созвездие". Указанный статус подтвержден также Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 659-р "Перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, за которыми сохраняется статус федерального научно-производственного центра".
При оценке указанных обстоятельств судом первой инстанции обоснованно учтено, что согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда, изложенным в пункте 5 информационного письма от 17.11.2011 N 148, льгота, предусмотренная пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса, распространяется также на имущество федеральных научно-производственных центров.
Применяя данную льготу к федеральным научно-производственным центрам, Высший Арбитражный Суд исходил из того, что положения пункта 15 статьи 381 Кодекса не содержат указания на то, что данная льгота распространяется только на те государственные научные центры, которые приобрели названный статус в соответствии с Указом от 22.06.1993 N 939.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, данная льгота может быть установлена и другими нормативно-правовыми актами, например, Постановлением Правительства от 09.10.1995 N 983 "О федеральных научно-производственных центрах".
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что, обладая статусом федерального научно-производственного центра с 2006 года, являясь научно-производственной организацией, общество "Концерн "Созвездие" имеет право на применение льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии общества "Концерн "Созвездие" в реестре государственных научных центров, что подтверждается имеющимся в материалах дела письмом Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.12.2013 N 14-557, отклоняется апелляционной инстанцией в силу того, что по смыслу пункта 15 статьи 381 Налогового кодекса в целях применения установленной данной нормой льготы доказыванию подлежит не включение предприятия в перечень государственных научных или федеральных научно-производственных центров, составленных в порядке и по правилам какого-то определенного правового акта, а наличие собственно статуса государственного научного или федерального научно-производственного центра, который может быть присвоен любыми нормативно-правовыми актами, принятыми в законном порядке.
Инспекцией не оспаривается то обстоятельство, что общество "Концерн "Созвездие" является федеральным научно-производственным центром и соответствующий статус приобретен им на законных основаниях в соответствии с распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2006 N 154-р.
Следовательно, общество "Концерн "Созвездие", наделенное статусом федерального научно-производственного центра, имеет право на применение льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для доначисления ему налога на имущество организаций за соответствующие периоды, в том числе 3 384 651 руб. за 1 квартал 2010 года по решению N 97, 3 466 599 руб. за 1 полугодие 2010 года по решению N 98, 3 562 761 руб. за 9 месяцев 2010 года по решению N 99 и 4 357 559 руб. за 2010 год по решению N 100.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, с учетом вывода суда об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления налога на имущество организаций, у налогового органа также не имелось оснований и для начисления пеней за его несвоевременную уплату.
Довод жалобы о том, что, устанавливая отсутствие у налогоплательщика права на льготу по налогу на имущество организаций и доначисляя налог, инспекция руководствовалась официальной позицией по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, обязательной к применению, отклоняется апелляционной коллегией в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@ "О разъяснениях Федеральной налоговой службы Российской Федерации", оно принято с учетом подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, устанавливающей обязанность налоговых органов руководствоваться разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом налоговое законодательство не устанавливает аналогичной обязанности для налогоплательщиков. Наоборот, Министерство финансов Российской Федерации в письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 "О порядке применения письменных разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предоставляемых в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации" в совокупности с письмом от 03.03.2006 N 03-02-07/1-47 "Об основаниях и условиях освобождения от ответственности за совершение налогового правонарушения" указало, что письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу статьи 34.2 Налогового кодекса дает Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отклонить ссылку инспекции на позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 11.03.2013 N 03-05-04-01/7205 и размещенную на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами".
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия считает решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2013 по делу N А14-11626/2013 законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционной коллегией не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.12.2013 по делу N А14-11626/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)