Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2011 N 05АП-2756/2011 ПО ДЕЛУ N А51-14352/2010

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2011 г. N 05АП-2756/2011

Дело N А51-14352/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 18 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Е.Л. Сидорович, Г.М. Грачева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
- от ИФНС России по г. Находке Приморского края: Чепкасова И.Г. по доверенности от 17.01.2011 N 356 сроком действия 1 год;
- от ООО "Находканефтепродукт": Воробьева И.А. по доверенности от 02.09.2010 сроком действия 1 год; Мочкина Е.А. по доверенности от 01.01.2011 сроком действия 1 год,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Находканефтепродукт"
апелляционное производство N 05АП-2756/2011
на решение от 21.03.2011
судьи Л.Л. Кузюра
по делу N А51-14352/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Находканефтепродукт"
к ИФНС России по г. Находке Приморского края
о признании недействительным решения N 07/86 от 29.06.2010 в части доначисления к уплате 712 250 руб. налога на прибыль, 534 188 руб. налога на добавленную стоимость, 145 519 руб. 63 коп. пеней и 129 573 руб. налоговых санкций в виде штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, всего 1 521 530 руб. 63 коп.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Находканефтепродукт" (далее - заявитель, общество, ООО "Находканефтепродукт") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Находке Приморского края (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.06.2010 N 07/86 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.03.2011 признано недействительным решение ИФНС по г. Находке Приморского края от 29.06.2010 N 07/86 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления к уплате налога на прибыль организаций за 2008 в размере 61 656 руб., налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в размере 46 240 руб., соответствующих им пеней и штрафов как не соответствующее положениям Налогового кодекса РФ. В удовлетворении остальной части заявления суд отказал.
Не согласившись с решением суда в части, касающейся признания сделок по приобретению топлива у ООО "Росторг" и его реализации ООО "ТП-Групп" и ООО "Росбункер" совершенными для видимости без реальной хозяйственной цели, Общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Общество указало, что судом сделан вывод об отсутствии фактического движения нефтепродуктов, доставленных на нефтебазу ООО "Востокнефть" для ООО "Росбункер"; ООО "Находканефтепродукт", ООО "Росторг" и ООО "Росбункер" создавалась документальная видимость движения товара по договорам купли-продажи. Однако Общество считает, что судом не установлено доказательств согласованных умышленных действий Общества с контрагентами, направленных на незаконное изъятие из бюджета сумм НДС при совершении сделок, поэтому приведенное обстоятельство не может подтверждать недобросовестность налогоплательщика, а свидетельствует лишь об особенностях поставки товара.
То обстоятельство, что нефтепродукты не вывозились и не хранились у Общества на какой-либо другой нефтебазе, по мнению Общества, не свидетельствует об отсутствии факта приобретения им товара и не опровергает движение приобретенного Обществом товара в последующем налоговом периоде.
Кроме того, судом не дана оценка фактическим обстоятельствам сделок: цена реализации нефтепродуктов выше цены приобретения у поставщика. Даже при условии, если бы судом была установлена взаимозависимость, в каждом конкретном случае следовало установить, что такая взаимозависимость привела к нерыночному ценообразованию и необоснованному завышению налога, подлежащего возмещению из бюджета, чего в данном случае, по мнению Общества, сделано не было. Ни в ходе выездной налоговой проверки, ни в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств, свидетельствующих о влиянии отношений между организациями ООО "Росбункер", ООО "Росторг", ООО "Находканефтепродукт" на условия либо экономические результаты деятельности налогоплательщика.
Общество считает также необоснованным вывод суда о недобросовестности Общества и подтверждении искусственного движения товара в связи с произведением расчетов за поставленные нефтепродукты между ООО "Росторг", ООО "Находканефтепродукт", ООО "ТП-Групп", ООО "Росбункер" день в день либо на следующий день. Анализ движения денежных средств свидетельствует о добросовестности покупателей при выполнении обязанности по оплате поставленного товара, но не о каких-либо нарушениях или взаимозависимости компаний. Стандартным условием большинства договоров поставки нефтепродуктов является взыскание с покупателя пени за просрочку оплаты поставленного товара, поэтому движение денежных средств от покупателей к поставщикам в течение ближайших дней экономически выгодно.
Заявитель жалобы указал, что вывод суда о невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом объема материальных ресурсов, отсутствием необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности не соответствует действительности. Общество является перепродавцом и осуществляет реализацию нефтепродуктов и пресной воды, строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками, в том числе осуществляет перемещение припасов за пределы территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. По мнению Общества, использование посредников при осуществлении хозяйственных операций не противоречит действующему законодательству. Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком сделки с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.
На основании изложенного Общество считает, что вывод суда о получении необоснованной налоговой выгоды, выразившейся в занижении налоговой базы по налогу на прибыль и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, в связи с необоснованным применением налогового вычета, необоснован.
Представитель Общество в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции представил отзыв на апелляционную жалобу, в которых просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В связи с тем, что Обществом обжалуется часть решения, лицами, участвующими в деле возражения не заявлялись, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы Общества и возражения представителя налогового органа, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Находканефтепродукт" зарегистрировано в качестве юридического лица 07.06.2007 ИФНС России по г. Находке Приморского края за основным государственным регистрационным номером 1072508002115.
Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "Находканефтепродукт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 07.06.2007 по 31.12.2008, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период 07.06.2007 по 31.12.2008, по результатам которой был составлен акт N 07/43 от 28.05.2010.
С учетом представленных обществом возражений по акту проверки вынесено решение N 07/86 от 29.09.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Указанным решением Обществу были начислены налоги, пени и штрафы, в том числе: по налогу на прибыль: 712 250,00 руб. налога, 87 953,50 руб. пени, 129 573,00 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ; по НДС: 534 188,00 руб. налога, 57 566,13 руб. пени; по налогу на доходы физически лиц: 1 079,00 руб. пени, 1 067 руб. штрафа по статье 123 Кодекса.
ООО "Находканефтепродукт" обжаловало указанное решение инспекции в УФНС России по Приморскому краю. Решением УФНС России по Приморскому краю от 24.08.2010 N 13-11/536 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 29.06.2010 N 07/86 - без изменения.
Не согласившись с решением ИФНС России по г. Находке Приморского края от 29.06.2010 N 07/86 и результатами его обжалования, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль признаются российские организации без каких-либо исключений в отношении отдельных субъектов и вида деятельности.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса. В целях налогообложения прибыли к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон N 129-ФЗ) и пунктом 9 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34 н, установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа; 2) дату составления документа; 3) наименование организации, от имени которой составлен документ; 4) содержание хозяйственной операции; 5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; 6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операции и правильность ее оформления; 7) личные подписи указанных лиц (пункт 2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
Условия предъявления НДС к вычету определены пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм Налогового кодекса РФ следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено предъявлением ему суммы НДС при приобретении товаров, принятием этих товаров на учет и наличием соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ, документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ, является счет-фактура.
В силу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Из содержания пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ следует, что при составлении счетов-фактур должен соблюдаться ряд требований к их оформлению, в том числе, в них должны содержаться данные о наименовании, адресе и идентификационных номерах налогоплательщика и покупателя, номер, дата документа, наименование и адрес продавца, ИНН продавца, и покупателя, наименование товара, единица измерения, количество, цена, стоимость, налоговая ставка, сумма налога, стоимость товара с учетом налога, страна происхождения товара.
Как установлено коллегией, основанием для отклонения сумм доходов от реализации нефтепродуктов и расходов, уменьшающих суммы доходов от реализации, послужили выводы, сделанные по результатам выездной налоговой проверки обстоятельств о том, что данные первичных документов, представленных ООО "Находканефтепродукт", а также ООО "Росторг" и ООО "Росбункер" не содержат полную, достоверную информацию о хозяйственных операциях, поскольку не отражают реальных фактов совершения операций по приобретению у ООО "Росторг", хранению, транспортировке, реализации ООО "Росбункер" нефтепродуктов по карточке хранения ООО "Росбункер" на нефтебазе ООО "Востокнефть" и что документы, представленные ООО "Находканефтепродукт" для подтверждения осуществления операций по приобретению, хранению, транспортировке, реализации нефтепродуктов в количестве 10 395 т., только формально свидетельствуют о совершении указанных операций.
Коллегия поддерживает данные выводы налогового органа в силу следующего.
Между Обществом и ООО "Росторг" был заключен договор поставки нефтепродуктов от 01.07.2008 N 147. Согласно п. 2.2. договора поставка товара производится на нефтебазе ООО "Востокнефть", расположенной по адресу: Приморский край, пос. Боец Кузнецов, ул. Шоссейная,61.
Согласно спецификациям NN 1-25, являющихся неотъемлемой частью договора, за период с июля по декабрь 2008 года в адрес ООО "Находканефтепродукт" было поставлено 11 130,00 тонн нефтепродуктов на сумму 212 470 002 руб. (без НДС).
В соответствии с указанными спецификациями право собственности на товар переходит к покупателю ООО "Находканефтепродукт" на карточке хранения ООО "Росбункер" на нефтебазе ООО "Востокнефть" с момента подписания акта приема-передачи.
Реализация нефтепродуктов ООО "Находканефтепродукт" покупателю ООО "Росбункер" осуществлялась на основании договора поставки нефтепродуктов от 01.07.2008 N 01/07/08. Согласно представленным спецификациям передача нефтепродуктов от поставщика к покупателю происходила с карточки хранения ООО "Росбункер" на базе ООО "Востокнефть", расположенной по адресу: Приморский край, пос. Боец Кузнецов, ул. Шоссейная, 61.
Нефтепродукты, реализованные Обществом покупателю ООО "Росбункер" были приобретены ООО "Находканефтепродукт" у ООО "Росторг", которые в свою очередь были приобретены ООО "Росторг" у ООО "Росбункер".
Реализация нефтепродуктов в адрес ООО "ТП-группа" осуществлялась заявителем в рамках договора поставки N 6/08П от 22.08.2008 в соответствии со спецификациями N 1 от 26.08.2008, N 2 от 28.08.2008 по счетам-фактурам NN 000045/1 от 27.08.2008, 000045/2 от 29.08.2008 в количестве 735,00 тонн на сумму 17 541 356 (без НДС).
При рассмотрении вопроса подтверждения поступления нефтепродуктов от продавца ООО "Росбункер" покупателю ООО "Росторг", их хранение и перевалки, Инспекцией в адрес ООО "Востокнефть" было выставлено требование о предоставлении документов.
Проанализировав в совокупности предоставленные документы, суд установил, что ООО "Востокнефть" осуществляло хранение нефтепродуктов, принадлежащих только ООО "Росбункер" и не имело договорных взаимоотношений с ООО "Росторг", ООО "ТП-Групп" и ООО "Находканефтепродукт".
В проверяемом периоде ООО "Росбункер" по акту приема-передачи нефтепродуктов от 10.07.2008 передало на нефтебазу ООО "Востокнефть" топливо, доставленное не нефтебазу бензовозами с 06.07.2008 по 10.07.2008 только в количестве 500 тонн; 498,2 тонн нефтепродуктов было вывезены с нефтебазы 08.05.2009. При этом, ООО "Востокнефть" не подтвердило иного количества завоза, хранения нефтепродуктов, а также фактический въезд, выезд мазутовозов, бензовозов в отношении нефтепродуктов, принадлежащих ООО "Находканефтепродукт", ООО "Росторг", ООО "Росбункер", "ТП-Групп" и оплату ха хранение нефтепродуктов указанными организациями.
Кроме того, в момент совершения вышеперечисленных сделок топливо фактически находилось на хранении в ООО "Востокнефть" по договору хранения, заключенного между нефтебазой ООО "Востокнефть" и ООО "Росбункер" (договор переработки нефтепродуктов N H-03 от 01.07.2008), числилось на карточке складского учета ООО "Росбункер" и из его владения не выходило.
Таким образом, в отсутствие фактического движения нефтепродуктов, доставленных на нефтебазу ООО "Востокнефть" для ООО "Росбункер", ООО "Находканефтепродукт", ООО "Росторг" и ООО "Росбункер" создавалась документальная видимость движения товара по договорам купли-продажи.
Более того, по данным банковских выписок ООО "Росторг", ООО "Находканефтепродукт", ООО "ТП-группа", ООО "Росбункер" расчеты за поставленные нефтепродукты между этими организациями проводились день в день либо на следующий день.
При этом, данные платежных поручений содержат лишь информацию о дате и номере договора поставки, в связи с чем не представляется возможным идентифицировать, в счет поставки (будущей или состоявшейся) какого именно топлива и какого его количества произведен платеж.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, коллегия считает, что Инспекцией сделан правомерный вывод о том, что представленные ООО "Росторг", ООО "Росбункер", ООО "Находканефтепродукт" первичные документы не содержат полную, достоверную информацию о хозяйственных операциях, поскольку не отражают реальных фактов совершения операций по приобретению, хранению, транспортировке нефтепродуктов на карточке хранения ООО "Росбункер" на нефтебазе ООО "Востокнефть", а заявленные ООО "Находканефтепродукт", ООО "Росторг", ООО "Росбункер" налоговые вычеты по НДС направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.
Учитывая изложенное, суд правомерно отказал ООО "Находканефтепродукт" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа от 29.06.2010 N 07/86 в части доначисления к уплате налога на прибыль и НДС со сделок по приобретению топлива у ООО "Росторг" и его реализации ООО "ТП-группа" и ООО "Росбункер".
При таких обстоятельствах при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
При обращении с апелляционной жалобой заявителем уплачена государственная пошлина в федеральный бюджет в сумме 2000 рублей по платежному поручению от 07.04.2011 N 126. В соответствии со статьей 333.21 НК РФ государственная пошлина по апелляционным жалобам составляет 50% от суммы госпошлины, оплачиваемой при подаче заявлений о признании недействительными ненормативных актов и должна составлять 1000 рублей, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.03.2011 по делу N А51-14352/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Находканефтепродукт" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одной тысячи) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 126 от 07.04.2011.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА

Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Г.М.ГРАЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)