Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2014 N 18АП-13722/2013 ПО ДЕЛУ N А76-13106/2013

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2014 г. N 18АП-13722/2013

Дело N А76-13106/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коксохиммонтаж-Пром" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 ноября 2013 года по делу N А76-13106/2013 (судья Трапезникова Н.Г.).
В заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Коксохиммонтаж-Пром" - Бондаревич О.В. (паспорт, доверенность от 28.06.2013);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска - Шувалов М.Ю. (служебное удостоверение, доверенность N 05-10/000006 от 09.01.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Коксохиммонтаж-Пром" (далее - заявитель, общество, ООО "КХМ-Пром", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.04.2013 N 18/15 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 483 145 руб. 90 коп., пени за его неуплату в сумме 114 491 руб. 66 коп., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату НДС в виде взыскания штрафа в сумме 96 257 руб. 98 коп.
Решением суда от 05 ноября 2013 года (резолютивная часть объявлена 31 октября 2013 года) заявленные требования удовлетворены частично: решение от 23.04.2013 N 18/15 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде взыскания штрафа в сумме 64 171 руб. 99 коп. признано недействительным; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в части неудовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования в полном объеме.
По мнению общества, из мотивировочной части обжалуемого решения не усматривается, по каким причинам судом первой инстанции не приняты доказательства, представленные заявителем, и, напротив, приняты доказательства, представленные налоговым органом.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что, совершая с обществом с ограниченной ответственностью "СпецСтройЭнерго" (далее - ООО "СпецСтройЭнерго", контрагент) хозяйственные операции, оно проявило должную осмотрительность и осторожность, а именно: им получены копии учредительных документов контрагента, в том числе копии свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Кроме того, полученные сведения проверены на официальном сайте налогового органа; все подписи на документах заверялись печатью контрагента; представленные счета-фактуры контрагента соответствовали требованиям ст. 169 НК РФ.
Общество поясняет, что не несет ответственность за действия контрагента, а также, что инспекцией не оспаривается факт реального выполнения работ и произведенной оплаты.
Заявитель не мог лишь собственными силами выполнить работы по заключенным договорам с заказчиками, поскольку не обладает в достаточном количестве производственным персоналом и необходимыми техническими средствами.
Таким образом, общество осуществляло реальную экономическую деятельность, является добросовестным налогоплательщиком - доказательств, подтверждающих наличие умышленных совместных действий заявителя с контрагентом, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, инспекцией не представлено.
До судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция не согласилась с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Налоговый орган считает доводы жалобы несостоятельными, по следующим основаниям: * в ходе проверочных мероприятий ею установлено, что работы на объектах открытого акционерного общества "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК" (далее - ОАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК", банк) и администрации Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - администрация п. Есаульский) общество выполняло своими силами, без привлечения ООО "СпецСтройЭнерго"; * первичные документы в отношении данного контрагента подписаны неустановленными лицами; * контрагент является "номинальной" организацией, по юридическому адресу не находится; расчетный счет контрагента имеет транзитный характер движения денежных средств; у ООО "СпецСтройЭнерго" отсутствуют платежи по выплате заработной платы, за аренду помещений, за услуги водоснабжения, теплоснабжения, электроэнергии; * на дату заключения договора у общества отсутствовали достоверные сведения о контрагенте, его руководители и юридическом лице, поскольку в ходе проверки им представлена выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на апрель 2010 года, то есть за 2 месяца до заключения договора с ООО "СпецСтройЭнерго"; * получение учредительных документов не может считаться достаточным основанием для признания налоговой выгоды общества обоснованной, поскольку информация о государственной регистрации является открытой, общедоступной, носит справочный характер и не характеризует юридическое лицо, как добросовестного (либо не добросовестного) налогоплательщика; * сам по себе факт истребования учредительных документов и заключение сделки с организацией, имеющей индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и юридический адрес, не может рассматриваться как проявление достаточной степени осмотрительности при выборе контрагентов и являться безусловным основанием для получения налоговой выгоды в виде налоговых вычетов или признания расходов по налогу на прибыль обоснованными; * информация с регистрации контрагента в качестве юридического лица и постановке его на учет в налоговом органе носит справочный характер и не характеризует контрагента как добросовестного, надежного и стабильного участника хозяйственных взаимоотношений. Поэтому инспекция считает, что общество при выборе контрагента не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, что свидетельствует о полученной необоснованной налоговой выгоды по сделке с ООО "СпецСтройЭнерго".
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой заявителем части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка (далее - ВНП) деятельности налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, в том числе НДС.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт ВНП от 05.03.2013 N 10, и с учетом возражений на акт, принято решение от 23.04.2013 N 18/15 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 13-27, 28-34, 35-54).
Указанным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ: * за неполную уплату НДС за 2-4 кварталы 2010 г., 1, 2 кварталы 2011 г. в виде штрафа в размере 96 401 руб. 98 коп.; * за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ), за 2010 г. в виде штрафа в размере 7 руб. 06 коп.; * за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в Федеральный бюджет Российской Федерации (далее - ФБ РФ) за 2010 г. в виде штрафа в размере 1 руб. 76 коп.; также предложено уплатить НДС за 2-4 кварталы 2010 г., 1, 2 кварталы 2011 г. в общей сумме 483 865 руб. 90 коп.; налог на прибыль организаций за 2010 г. в сумме 44 руб. 10 коп., в том числе в ФБ РФ в сумме 8 руб. 82 коп., в бюджет субъекта РФ в сумме 35 руб. 28 коп.; пени по НДС в сумме 114 611 руб. 06 коп.; по налогу на прибыль организаций в сумме 1 руб. 84 коп.
Основанием для спорных начислений послужили выводы ИФНС о том, что в действиях общества имеется вина в форме уклонения от налогообложения, поскольку основной целью налогоплательщика являлось получение налоговой выгоды в виде налоговых вычетов по НДС за 2-4 кварталы 2010 г., 1, 2 кварталы 2011 г. в сумме 483 865 руб. 90 коп. по документам, формально оформленным от имени ООО "СпецСтройЭнерго", при отсутствии реальной финансово-хозяйственной деятельности.
Не согласившись с вынесенным ИФНС решением, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС, управление) с апелляционной жалобой (т. 1, л.д. 55-67).
Решением УФНС от 14.06.2013 N 16-07/001549 решение ИФНС от 23.04.2013 N 18/15 изменено путем отмены в резолютивной части решения: * подп. 1 п. 1 в части доначисления суммы неуплаченного (излишне возмещенного) НДС за 2 квартал 2011 г. в сумме 720 руб., в том числе по срокам уплаты 20.07.2011-240 руб., 22.08.2011-240 руб., 20.09.2011 в сумме - 240 руб.; слова: "20.04.2010, 20.05.2010, 21.06.2010" заменить словами: "20.04.2011, 20.05.2011, 20.06.2011", слова: "20.07.2010, 20.08.2010, 20.09.2010" заменить словами: "20.07.2011, 22.08.2011, 20.09.2011"; * п. 1 в части Итого в сумме 720 руб.; * подп. 1 п. 2 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС за 2 квартал 2011 г. в виде штрафа в размере 144 руб.; * п. 2 в части Итого в сумме 144 руб.; * п. 3 в части начисления пени по НДС в сумме 119 руб. 40 коп.; * п. 3 в части Итого в сумме 119 руб. 40 руб.; в остальной части решение оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам о том, что налогоплательщик при выборе спорного контрагента не проявил должной осмотрительности, а также об отсутствии реальных хозяйственных отношений между заявителем и ООО "СпецСтройЭнерго", и об использовании реквизитов данной организации исключительно для создания фиктивного документооборота. Но с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: совершение налоговых правонарушений впервые (ранее не привлекался к налоговой ответственности); характер деятельности заявителя, занимающегося строительством муниципальных объектов и дорог в регионе; отсутствие противодействия налогоплательщика проведенному налоговому контролю, суд первой инстанции пришел к выводу об уменьшении в 3 раза размера налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС, то есть до 64 171 руб. 99 коп.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно гл. 21 НК РФ под реализацией товаров (работ, услуг) признается также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ главным квалифицирующим признаком признания факта реализации товаров (работ, услуг) причем как на возмездной, так и безвозмездной основе, является передача права собственности на такие товары (результатов выполненных работ или услуг).
На основании п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком, в том числе, в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, с оговоренными исключениями.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм НДС к вычету, является счет-фактура.
На основании п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Требование указанной нормы, согласно которой налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, от 21.04.2011 N 499-О-О).
Истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу нормы, содержащейся в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О).
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) под налоговой выгодой для целей данного постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
В соответствии с правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (п. 3, 4 Постановления N 53).
Согласно п. 5 Постановления N 53 о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета. В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).
Из п. 6 Постановления N 53 следует, что судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика; осуществление расчетов с использованием одного банка; осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; использование посредников при осуществлении хозяйственных операций, однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указанными в п. 5 Постановления N 53, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Согласно п. 9 Постановления N 53 судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели, следовательно, если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2010 N 15574/09 проявлением должной осмотрительности является также ознакомление налогоплательщика с соответствующими сведениями реестра, содержащимися в базе, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
В силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 18162/09 вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицами, значащимися в учредительных документах поставщиков в качестве руководителей этих обществ, не может самостоятельно, в отсутствии иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной. Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, установленных ст. 169 НК РФ, возлагается на продавца. Соответственно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов, оснований утверждать о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в указанных счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать об указании продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Из материалов дела следует, что заявитель в качестве юридического адреса зарегистрирован 05.02.2007 (т. 1, л.д. 73-77).
Между администрацией п. Есаульский (муниципальный заказчик), муниципальным унитарным предприятием "Комитет по делам строительства и архитектуры" Сосновского района (заказчик-застройщик) и ООО "КХМ-Пром" (подрядчик) заключены муниципальные контракты на выполнение подрядных работ, где указано, что работы могут выполняться силами подрядчика или привлеченными силами (т. 2, 4, 5).
Между ОАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК" (заказчик) и ООО "КХМ-Пром" (подрядчик) заключены договоры подряда, где указано, что работа выполняется подрядчиком собственными силами, из его материалов и его средствами.
Между ООО "КХМ-Пром" (генподрядчик) и ООО "СпецСтройЭнерго" (субподрядчик) заключены договоры субподряда N 111/10 от 07.06.2010; N 114/10 от 30.07.2010; N 119/10, N 120/10 от 23.08.2010; N 129/10 от 01.09.2010; N 131/10 от 22.09.2010; N 120/10 от 30.09.2010; N 121/10 от 13.10.2010; N 122/10 от 25.10.2010; N 133/10 от 29.11.2010; N 3/11 от 08.11.2010; N 129/10 от 13.12.2010; N 1/11, N 2/11, N 4/11, N 6/11 от 19.01.2011, N 11/2011 от 25.04.2011.
Сторонами составлены локальные сметы, калькуляции, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат; выставлены счета-фактуры.
Из дела видно, что договоры субподряда подписаны от имени ООО "КХМ-Пром" директором Забияченко В.В., со стороны ООО "СпецСтройЭнерго" - директором Танаевым Б.В., скреплены печатями организаций.
Между ООО "КХМ-Пром" и ООО "СпецСтройЭнерго", на основании заключенных договоров о капитальном ремонте фасада с установкой вертикально-горизонтальной системы вентиляции, и ремонта ограждения Василевского филиала ОАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК", капитального ремонта канализации, отопления, ремонта электроснабжения Администрации Есаульского сельского поселения, составлены бухгалтерские документы на общую сумму 3 327 127 руб. 79 коп., в том числе НДС в сумме 483 865 руб. 90 коп.
Согласно представленных в ходе выездной налоговой проверки ООО "КХМ-Пром" (генподрядчик) первичных документов и регистров бухгалтерского (налогового) учета ООО "СпецСтройЭнерго" выступал в качестве субподрядчика при выполнении строительных работ.
Однако, в ходе проверочных мероприятий установлено:
- * у ООО "СпецСтройЭнерго" не имелось необходимых ресурсов для исполнения своих обязательств по спорным хозяйственным операциям;
- * в спорный период (до его исключения из ЕГРЮЛ) контрагент относился к категории номинальных структур; адрес регистрации (454081, г. Челябинск, пр. Победы, 102) является адресом массовой регистрации, по которому он не находится и не находился, что подтверждается актом осмотра от 22.11.2012;
- * Танаев Б.В. является "массовым" учредителем и руководителем, что подтверждается Федеральной базой данных ФНС России "Сведения о физических лиц" и его свидетельскими показаниями;
- * контрагент представлял по месту налогового учета бухгалтерскую и налоговую отчетность с минимальными суммами к уплате в бюджет; основные средства, производственные активы, трудовые ресурсы, складские помещения, транспортные средства отсутствовали;
- * представители заказчиков опровергли факт привлечения налогоплательщиком к выполнению работ ООО "СпецСтройЭнерго";
- * из анализа движения денежных средств по расчетному счету ООО "СпецСтройЭнерго", следует, что денежные средства в сумме 3 167 289 руб. 70 коп., поступившие на расчетный контрагента от ООО "КХМ-Пром" с назначением платежа: "по договору подряда" далее перечислялись в адрес общества с ограниченной ответственностью "Челторг" с назначением платежа: "оплата по договору за поставку продукции", в последующем в адрес общества с ограниченной ответственностью "Промторг", которые, в дальнейшем снимались по чекам Рычаговым С.А. (на допрос в качестве свидетеля в инспекцию не явился);
- * на момент заключения договоров с контрагентом налогоплательщик не располагал информацией о наличии у него ресурсов достаточных для выполнения спорных работ, его положительной деловой репутации.
Согласно данным Федеральных информационных ресурсов (далее - ФИР) ООО "СпецСтройЭнерго" с 03.08.2007 по 01.08.2011 состояло на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска; 02.08.2011 в связи с изменением местонахождения поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области; адрес местонахождения, указанный в учредительных документах контрагента, в период с 03.08.2007 по 02.08.2011: 454081, Челябинская область, г. Челябинск, пр. Победы, 102.
Налоговым органом в качестве свидетелей допрошены: руководители ООО "СпецСтройЭнерго" - Поткин А.Н. (с 03.08.2007 по 19.06.2008), Танаев Б.В. (с 28.10.2009 по 01.08.2011), Пушкарева О.А. (с 31.08.2011 по 19.09.2012), подтверждающие свою "номинальность"; мать Танаева Б.В. - Погадаева (Танаева) С.С., подтвердившая факт нарушения психики и моторики ее сына; Забияченко В.В. (директор ООО "КХМ-Пром"), подтвердивший, что документы, удостоверяющие личность, у представителя контрагента им не проверялись; Хазиева Р.Р. (инженер ООО "КХМ-Пром"), указавший, что лично с директором контрагента не встречался, а также, что не знает, по какому принципу выбирался контрагент; Бородин В.А. (начальник отдела капитального строительства банка), Емельянцев В.Н. (начальник хозяйственного управления - главный энергетик), подтвердившие, что работы выполнил заявитель, а также, что в договоре указано, что работы должны быть выполнены только силами подрядчика.
Заключением эксперта ООО "Южно-Уральский Центр Судебных экспертиз" от 19.02.2013 N 668 установлено, что подпись на первичных бухгалтерских документах от имени Танаева Б.В. в документах ООО "СпецСтройЭнерго" выполнены не Танаевым Б.В., а другим лицом.
Из материалов дела не усматривается, что у налогоплательщика отсутствовала реальная возможность выполнить свои обязательства по подрядным договорам и контрактам.
Также, в материалах дела отсутствуют: документы, подтверждающие факт передачи заявителем контрагенту для выполнения им принятых на себя обязательств материалов, необходимых для выполнения подрядных работ; промежуточные документы, связанные с техническим надзором и контролем за ходом и качеством выполнения работ ООО "СпецСтройЭнерго" (например, журналы производства работ, ведомости исполнителя работ, документы прохождения инструктажа, иные документы, которые бы могли подтвердить реальное выполнение спорных работ); сведения о лицах, через которых устанавливались хозяйственные отношения, сведения о телефонах, адресах, через которые поддерживались отношения; сведения о ведении переговоров по сделкам; деловая переписка по спорным хозяйственным операциям - из дела следует, что налогоплательщик не представил доказательств того, что он предпринимал какие-либо действия, направленные на получение вышеуказанных сведений.
Заявителем не представлены доказательства фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций с ООО "СпецСтройЭнерго", в том числе доказательства совершения им каких-либо действий, связанных с проверкой полномочий представителей данного контрагента, что могло бы свидетельствовать о реальном характере взаимоотношений общества со спорным контрагентом; не представлены обоснования критериев выбора спорного контрагента с позиции серьезности предпринимательских намерений, обстоятельств исполнения сделок, наличие у исполнителя спорных работ соответствующих ресурсов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обществом не подтвержден факт реальности хозяйственных операций с ООО "СпецСтройЭнерго".
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку материалами дела установлено отсутствие реальных хозяйственных операций между заявителем и его контрагентом; материалы дела содержат доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "СпецСтройЭнерго" не осуществляло фактическую хозяйственную деятельность, а было создано и действовало лишь для использования в сделках, направленных на получение неправомерной налоговой выгоды, создании формального документооборота, что само по себе исключает какую-либо должную осмотрительность.
Апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что получение учредительных, регистрационных документов не может считаться достаточным основанием для признания налоговой выгоды заявителя обоснованной, поскольку информация о государственной регистрации является открытой, общедоступной, носит справочный характер и не характеризует юридическое лицо как добросовестного (либо не добросовестного) налогоплательщика; информация о регистрации контрагента в качестве юридического лица и постановке его на учет в налоговом органе носит справочный характер и не характеризует контрагента как добросовестного, надежного и стабильного участника хозяйственных взаимоотношений.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции мотивировано, следовательно, довод жалобы в данной части подлежит отклонению.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание на тот факт, что заявитель проявил недобросовестность, привлекая к субподрядным работам спорного контрагента, поскольку из текста договора следует, что работы должны выполняться собственными силами, из его материалов и его средствами.
Следовательно, ссылка налогоплательщика в жалобе на п. 2 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна.
С учетом изложенного, доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследованы все представленные сторонами документы и им дана надлежащая правовая оценка - правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ООО "Коксохиммонтаж-Пром" удовлетворению не подлежит.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы произведена уплата государственной пошлины в большем размере, нежели предусмотрено подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 ноября 2013 года по делу N А76-13106/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коксохиммонтаж-Пром" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Коксохиммонтаж-Пром" (ОГРН 1077453001713, ИНН 7453173075, КПП 745301001) из федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 1028 от 02.12.2013 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)