Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2015 N Ф01-6058/2014 ПО ДЕЛУ N А29-83/2014

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. по делу N А29-83/2014



Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
при участии представителей
от заявителя: Терентьева К.Н. (доверенность от 11.12.2013 N Дов/ВУ-13-0169),
от заинтересованного лица: Фроловой Г.Д. (доверенность от 03.09.2014 N 02-25/19),
Ждановой А.З. (доверенность от 05.02.2014 N 02-25/11),
Абрамовой О.Г. (доверенность от 09.01.2014 N 02-25/1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2014,
принятое судьей Паниотовым С.С., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014,
принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
по делу N А29-83/2014
по заявлению открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь"

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 09.09.2013 N 330
и
установил:

открытое акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция) от 09.09.2013 N 330.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, в соответствии с отраслевыми нормативными актами все потери полезного ископаемого являются нормативными, поскольку наличие или отсутствие сверхнормативных потерь должно определяться после полной отработки выемочной единицы и исходя из общих объемов добычи и потерь полезного ископаемого за весь период отработки соответствующей выемочной единицы.
Подробно доводы ОАО "Воркутауголь" изложены в кассационной жалобе и дополнении и поддержаны представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на жалобу и представители в судебном заседании возразили относительно доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
АО "Воркутауголь" представило документы, подтверждающие государственную регистрацию изменения наименования юридического лица на АО по добыче угля "Воркутауголь".
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, представленной Обществом, по результатам которой составила акт от 10.07.2013 N 352.
Проверяющие пришли к выводу о превышении количества фактических потерь добытого полезного ископаемого за 2012 год над нормативными потерями на 412 715 тонн, в связи с чем признали применение Обществом в отношении указанного количества потерь нулевой налоговой ставки необоснованным.
Рассмотрев материалы проверки, а также возражения налогоплательщика и дополнения к ним, начальник Инспекции принял решение от 09.09.2013 N 330 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу доначислено 19 155 306 рублей налога на добычу полезных ископаемых.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 27.11.2013 N 342-А решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым Инспекцией решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным.
Руководствуясь статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что Общество неправомерно применяло налоговую ставку ноль рублей в отношении фактических потерь, превышающих нормативные, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу и дополнение к ней, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (пункт 1 статьи 338 Кодекса).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях главы 26 нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила N 921).
Согласно пункту 2 Правил N 921 нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах".
На основании пункта 3 Правил N 921 нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном Правилами N 921.
Таким образом, объем сверхнормативных потерь полезного ископаемого должен определяться с учетом действующего в соответствующем календарном году норматива потерь и, следовательно, исходя из объемов добычи и потерь полезного ископаемого за соответствующий год, а не за весь период отработки выемочной единицы.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе протоколы от 01.12.2009 N 202/09-стп, 200/09-стп, 201/09-стп, 203/09-стп, протокол от 23.06.2010 N 204/09-стп, согласно которым нормативы потерь каменного угля в составе проектной документации ОАО "Воркутауголь" согласованы Федеральным агентством по недропользованию (ЦКР Роснедра); протокол от 10.12.2012 заседания технико-экономического совета ОАО "Воркутауголь" по утверждению нормативов потерь угля при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, по структурным подразделениям, лицензиям на недропользование и по выемочным единицам (по пластам), при добыче ТПИ на 2012 год (утвержден директором филиала ЗАО "Северсталь-Ресурс" в городе Воркута, генеральным директором ОАО "Воркутауголь" 20.12.2012); форму федерального государственного статистического наблюдения N 11-ШРП "Сведения о потерях угля (сланца) в недрах (подземные и открытые работы) за 2012 год", в которой отражено количество фактических потерь каменного угля, приняв во внимание, что в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для согласования нормативов потерь твердых полезных ископаемых на 2012 год в размере, превышающем по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ОАО "Воркутауголь" не обращалось, суды пришли к выводам о неправомерном применении налоговой ставки 0 рублей в отношении 412 715 тонн фактических потерь, превышающих нормативные, и о занижении суммы налога на добычу полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя жалобы о том, что наличие или отсутствие сверхнормативных потерь должно определяться после полной отработки выемочной единицы, исходя из общих объемов добычи и потерь полезного ископаемого за весь период отработки соответствующей выемочной единицы, обоснованно отклонен судами, как противоречащий нормам главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не допускает возможность неуплаты налога с фактических потерь по итогам налогового периода.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 1000 рублей отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу N А29-83/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь".
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу по добыче угля "Воркутауголь" 1000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 13.06.2013 N 12081.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.ШЕМЯКИНА
Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
Ю.В.НОВИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)