Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Мособлстрой N 26" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2013 г., принятое судьей Кудрявцевой Е.И. по делу N А41-12047/13 по иску ЗАО "Мособлстрой N 26" к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области об оспаривании решения,
при участии в заседании:
- от заявителя - Валиуллина И.Р. по доверенности N 16 от 15.07.2013, Лабин Д.К. по доверенности N 4 от 25.01.2013;
- от инспекции - Федорова Э.А. по доверенности N 04-05/0002 от 09.01.2014,
установил:
ЗАО "Мособлстрой N 26" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 18.12.2012 N 5936 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2013 г. по делу N А41-12047/13 в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Мособлстрой N 26" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ЗАО "Мособлстрой N 26", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях апелляционной жалобы настаивал.
Представитель налогового органа просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Мособлстрой N 26" 12.03.2012 представило в Межрайонную ИФНС России N 1 по Московской области уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 г.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 27.06.2012 N 52298 и вынесено решение от 18.12.2012 N 5936 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в сумме 1 618 376 руб., начислены соответствующие пени, также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 22.03.2013 N 0712/13102 решение инспекции оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, ЗАО "Мособлстрой N 26" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи со следующим.
В представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г. указаны земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:20232:34 и 50:23:110118:135, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - для арендно-производственного предприятия, а также для общежития "Радуга" и спортзала соответственно.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:110118:135 площадью 10 000 кв. м, имеющий кадастровую стоимость 101 668 300 руб., и земельный участок с кадастровым номером 50:23:20232:34 площадью 50 000 кв. м, имеющий кадастровую стоимость 84 792 000 руб., были закреплены за ЗАО "Мособлстрой N 26" (ранее - Арендно-строительный трест N 26) на основании Свидетельств серии МО-23-1 N 386 от 13.01.1993 и серии МО-23-27 N 456 от 15.02.1993 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Заявитель считает, что указанные земельные участки не могут являться объектом налогообложения земельным налогом, поскольку в проверяемый период не были сформированы и описаны как объекты кадастрового учета в соответствии с требованиями законодательства, границы земельных участков не были определены, о чем свидетельствует запись в кадастровых паспортах. Общество не относится к кругу лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и имело право оформить указанные земельные участки на праве аренды, что исключает признание его плательщиком земельного налога. Следовательно, по мнению заявителя, объект налогообложения и налогооблагаемая база для исчисления земельного налога отсутствуют.
Указанные доводы налогоплательщика не могут быть признаны обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
При этом в силу пункта 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Таким образом, после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации за обществом сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В 2011 году ЗАО "Мособлстрой N 26" являлось плательщиком земельного налога в связи с наличием права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, что подтверждается правоустанавливающими документами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы отражен в статье 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок у организации или физического лица подлежит государственной регистрации, что следует из пункта 1 статьи 131 ГК РФ, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация права осуществляется посредством внесения записи о соответствующем праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статьям 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Постановления от 23.07.2009 N 54 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на земельный участок, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, то есть до 31.01.1998, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическим лицам или организациям до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Государственная регистрация соответствующих прав на земельный участок является обязательной, но носит заявительный характер.
Отсутствие четко определенных границ земельного участка не препятствует взиманию земельного налога, поскольку данный земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр объектов недвижимости на основании материалов инвентаризации.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Закона (01.03.2008) с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным.
Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу данного Закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным Законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2013 N 3125/13).
Представленными в материалы дела Свидетельствами серии МО-23-1 N 386 от 13.01.1993 и серии МО-23-27 N 456 от 15.02.1993, кадастровыми паспортами спорных земельных участков подтверждается, что в спорный период общество обладало на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 50:23:20232:34 и 50:23:110118:135.
Кадастровые стоимости земельных участков, на основании которых доначислен налог, соответствуют данным кадастрового учета (исходя из выписок из кадастровых паспортов) в отношении спорных земельных участков..
Фактическое использование заявителем рассматриваемых земельных участков не оспаривается.
Из представленной в материалы дела налоговой декларации по земельному налогу за спорный период усматривается, что налогоплательщик самостоятельно определил период пользования каждым земельным участком, а также ставку земельного налога.
Довод заявителя о наличии иного собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:23:110118:135, является несостоятельным, поскольку указанный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю и в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога в отношении данного земельного участка является общество.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:110118:135 имеется вступившее в силу постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу N А41-312/09, в соответствии с которым признан недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 14.02.1994 N 351/ВО, заключенный между ГСУ "Фонд имущества Московской области" и АОЗТ "Мособлстрой N 26" (правопредшественник заявителя) в части передачи в собственность АОЗТ "Мособлстрой N 26" жилого здания общежития площадью 7 155 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Народная, 21, что повлекло возврат указанного здания в муниципальную собственность Раменского района Московской области.
Указанный довод заявителя апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку решением суда по делу N А41-312/09 был признан недействительным договор купли-продажи здания, а право постоянного (бессрочного) пользования заявителя земельным участком с кадастровым номером 50:23:110118:135 в рамках указанного дела не оспаривалось. Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером 50:23:110118:135 от 29.08.2011 правом постоянного (бессрочного) пользования на него обладает ЗАО "Мособлстрой N 26".
В рамках камеральной налоговой проверки была получена кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером 50:23:110118:135 от 15.10.2012, согласно которой ЗАО "Мособлстрой N 26" являлось владельцем земли площадью 871 кв. м.
Налоговым органом был доначислен земельный налог по данным, которые были представлены органом кадастрового учета в виде кадастровой выписки от 15.10.2012 и в письме N 01-42/0189 от 30.10.2012, где кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:110118:135 площадью 871 кв. м на 01.01.2011 г. составляет 101 668 300 руб.
Таким образом, налоговый орган произвел доначисление земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 50:23:110118:135, площадь которого составляла только 871 кв. м, а не по участку площадью 10 000 кв. м как указывает заявитель в апелляционной жалобе.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога является лицо, обладающее земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, а не собственник объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке.
Ссылка налогоплательщика на то, что земельный участок не сформирован, и следовательно отсутствует объект налогообложения, несостоятельна в силу следующего.
Согласно ответу Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области от 31.10.2012 N 01-42/0189, исходя из положений действующего налогового и земельного законодательства, к условиям для признания земельного участка объектом налогообложения не относится наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границы такого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", считаются ранее учтенными земельными участками.
В порядке пункта 7 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.
Согласно Письму Минэкономразвития от 18.02.2010 N 2321-ИМ/Д23 "Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" документы, на которые идет ссылка в пункте 7 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок.
В порядке Приказа Минэкономразвития от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" состав сведений о ранее учтенных земельных участках, определяется объемом сведений, включенных в подраздел 1 Единого государственного реестра прав.
Согласно Подразделу 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав" описание объекта недвижимого имущества - описание местоположения границ объекта недвижимости не требуется.
Согласно подпунктам 2.2, 2.3, 2.4 раздела 2 "Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01" от 10.04.2001 для определения земельных участков анализируются такие документы как: поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога и арендной платы; свидетельство о праве собственности на землю либо договор аренды земельного участка.
Из вышесказанного следует, что до вступления Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" ранее учтенные земельные участки при проведении инвентаризации ставились на кадастровый учет на основании ранее выданных свидетельств о праве собственности и описание местоположения границ объекта недвижимости и составление межевого дела не требовалось.
Данная правовая позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2011 N ВАС-10252/11 и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2013 N 3125/13, согласно которым отсутствие четко определенных границ земельного участка не препятствует взиманию земельного налога, если земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр объектов недвижимости на основании материалов инвентаризации.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции вопрос о том, кто является собственником земельного участка, предоставленного обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования не исследовался. По мнению заявителя, судом первой инстанции не учтено положение абзац 2 статьи 10 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001, в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Полномочия собственника земельного участка на основании статьи 2 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 9/92 от 29.05.1996 осуществляет орган местного самоуправления - администрация Раменского района Московской области, которая к участию в деле привлечена не была.
Указанный довод заявителя апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку надлежащим субъектом земельного налога в спорных правоотношениях является ЗАО "Мособлстрой N 26".
В порядке пункта 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Поскольку право собственности постоянного (бессрочного) пользования возникло у ЗАО "Мособлстрой N 26" в 1993 году, то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, данное право сохраняется за организацией.
В порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
С 1 января 2013 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
В порядке пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" сказано, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Поскольку в силу статьи 53 ЗК РФ ЗАО "Мособлстрой N 26" не отказалось от права на земельный участок путем подачи заявления о таком отказе, то до сих пор является владельцем земельного участка.
Из вышесказанного следует, что на основании Свидетельств серии МО-23-1 N 386 от 13.01.1993 и серии МО-23-27 N 456 от 15.02.1993 на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также на основании Постановления Главы администрации Раменского района Московской области от 28.12.1992 N 4863 ЗАО "Мособлстрой N 26" является владельцем (на праве постоянного (бессрочного) пользования) спорных земельных участков.
При указанных обстоятельствах отсутствуют какие-либо основания для привлечения к участию в деле администрации Раменского района Московской области, поскольку материалами дела подтверждается, что надлежащим субъектом земельного налога в спорных правоотношениях является ЗАО "Мособлстрой N 26".
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22.10.2013 г. по делу N А41-12047/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
В.Ю.БАРХАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 ПО ДЕЛУ N А41-12047/13
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А41-12047/13
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Мособлстрой N 26" на решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2013 г., принятое судьей Кудрявцевой Е.И. по делу N А41-12047/13 по иску ЗАО "Мособлстрой N 26" к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области об оспаривании решения,
при участии в заседании:
- от заявителя - Валиуллина И.Р. по доверенности N 16 от 15.07.2013, Лабин Д.К. по доверенности N 4 от 25.01.2013;
- от инспекции - Федорова Э.А. по доверенности N 04-05/0002 от 09.01.2014,
установил:
ЗАО "Мособлстрой N 26" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 18.12.2012 N 5936 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2013 г. по делу N А41-12047/13 в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Мособлстрой N 26" отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ЗАО "Мособлстрой N 26", в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях апелляционной жалобы настаивал.
Представитель налогового органа просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Мособлстрой N 26" 12.03.2012 представило в Межрайонную ИФНС России N 1 по Московской области уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 г.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 27.06.2012 N 52298 и вынесено решение от 18.12.2012 N 5936 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в сумме 1 618 376 руб., начислены соответствующие пени, также общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 22.03.2013 N 0712/13102 решение инспекции оставлено без изменения и вступило в законную силу.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, ЗАО "Мособлстрой N 26" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи со следующим.
В представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г. указаны земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:20232:34 и 50:23:110118:135, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - для арендно-производственного предприятия, а также для общежития "Радуга" и спортзала соответственно.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:110118:135 площадью 10 000 кв. м, имеющий кадастровую стоимость 101 668 300 руб., и земельный участок с кадастровым номером 50:23:20232:34 площадью 50 000 кв. м, имеющий кадастровую стоимость 84 792 000 руб., были закреплены за ЗАО "Мособлстрой N 26" (ранее - Арендно-строительный трест N 26) на основании Свидетельств серии МО-23-1 N 386 от 13.01.1993 и серии МО-23-27 N 456 от 15.02.1993 на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Заявитель считает, что указанные земельные участки не могут являться объектом налогообложения земельным налогом, поскольку в проверяемый период не были сформированы и описаны как объекты кадастрового учета в соответствии с требованиями законодательства, границы земельных участков не были определены, о чем свидетельствует запись в кадастровых паспортах. Общество не относится к кругу лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и имело право оформить указанные земельные участки на праве аренды, что исключает признание его плательщиком земельного налога. Следовательно, по мнению заявителя, объект налогообложения и налогооблагаемая база для исчисления земельного налога отсутствуют.
Указанные доводы налогоплательщика не могут быть признаны обоснованными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
При этом в силу пункта 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Таким образом, после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации за обществом сохранилось право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В 2011 году ЗАО "Мособлстрой N 26" являлось плательщиком земельного налога в связи с наличием права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, что подтверждается правоустанавливающими документами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы отражен в статье 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок у организации или физического лица подлежит государственной регистрации, что следует из пункта 1 статьи 131 ГК РФ, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация права осуществляется посредством внесения записи о соответствующем праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статьям 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Постановления от 23.07.2009 N 54 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на земельный участок, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, то есть до 31.01.1998, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическим лицам или организациям до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Государственная регистрация соответствующих прав на земельный участок является обязательной, но носит заявительный характер.
Отсутствие четко определенных границ земельного участка не препятствует взиманию земельного налога, поскольку данный земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр объектов недвижимости на основании материалов инвентаризации.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Закона (01.03.2008) с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей, признается юридически действительным.
Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу данного Закона, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с названным Законом, считаются ранее учтенными земельными участками.
Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2013 N 3125/13).
Представленными в материалы дела Свидетельствами серии МО-23-1 N 386 от 13.01.1993 и серии МО-23-27 N 456 от 15.02.1993, кадастровыми паспортами спорных земельных участков подтверждается, что в спорный период общество обладало на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 50:23:20232:34 и 50:23:110118:135.
Кадастровые стоимости земельных участков, на основании которых доначислен налог, соответствуют данным кадастрового учета (исходя из выписок из кадастровых паспортов) в отношении спорных земельных участков..
Фактическое использование заявителем рассматриваемых земельных участков не оспаривается.
Из представленной в материалы дела налоговой декларации по земельному налогу за спорный период усматривается, что налогоплательщик самостоятельно определил период пользования каждым земельным участком, а также ставку земельного налога.
Довод заявителя о наличии иного собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:23:110118:135, является несостоятельным, поскольку указанный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю и в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога в отношении данного земельного участка является общество.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:110118:135 имеется вступившее в силу постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу N А41-312/09, в соответствии с которым признан недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 14.02.1994 N 351/ВО, заключенный между ГСУ "Фонд имущества Московской области" и АОЗТ "Мособлстрой N 26" (правопредшественник заявителя) в части передачи в собственность АОЗТ "Мособлстрой N 26" жилого здания общежития площадью 7 155 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Народная, 21, что повлекло возврат указанного здания в муниципальную собственность Раменского района Московской области.
Указанный довод заявителя апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку решением суда по делу N А41-312/09 был признан недействительным договор купли-продажи здания, а право постоянного (бессрочного) пользования заявителя земельным участком с кадастровым номером 50:23:110118:135 в рамках указанного дела не оспаривалось. Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером 50:23:110118:135 от 29.08.2011 правом постоянного (бессрочного) пользования на него обладает ЗАО "Мособлстрой N 26".
В рамках камеральной налоговой проверки была получена кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером 50:23:110118:135 от 15.10.2012, согласно которой ЗАО "Мособлстрой N 26" являлось владельцем земли площадью 871 кв. м.
Налоговым органом был доначислен земельный налог по данным, которые были представлены органом кадастрового учета в виде кадастровой выписки от 15.10.2012 и в письме N 01-42/0189 от 30.10.2012, где кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:110118:135 площадью 871 кв. м на 01.01.2011 г. составляет 101 668 300 руб.
Таким образом, налоговый орган произвел доначисление земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 50:23:110118:135, площадь которого составляла только 871 кв. м, а не по участку площадью 10 000 кв. м как указывает заявитель в апелляционной жалобе.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога является лицо, обладающее земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, а не собственник объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке.
Ссылка налогоплательщика на то, что земельный участок не сформирован, и следовательно отсутствует объект налогообложения, несостоятельна в силу следующего.
Согласно ответу Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области от 31.10.2012 N 01-42/0189, исходя из положений действующего налогового и земельного законодательства, к условиям для признания земельного участка объектом налогообложения не относится наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границы такого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", считаются ранее учтенными земельными участками.
В порядке пункта 7 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.
Согласно Письму Минэкономразвития от 18.02.2010 N 2321-ИМ/Д23 "Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" документы, на которые идет ссылка в пункте 7 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок.
В порядке Приказа Минэкономразвития от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" состав сведений о ранее учтенных земельных участках, определяется объемом сведений, включенных в подраздел 1 Единого государственного реестра прав.
Согласно Подразделу 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав" описание объекта недвижимого имущества - описание местоположения границ объекта недвижимости не требуется.
Согласно подпунктам 2.2, 2.3, 2.4 раздела 2 "Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01" от 10.04.2001 для определения земельных участков анализируются такие документы как: поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога и арендной платы; свидетельство о праве собственности на землю либо договор аренды земельного участка.
Из вышесказанного следует, что до вступления Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" ранее учтенные земельные участки при проведении инвентаризации ставились на кадастровый учет на основании ранее выданных свидетельств о праве собственности и описание местоположения границ объекта недвижимости и составление межевого дела не требовалось.
Данная правовая позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2011 N ВАС-10252/11 и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2013 N 3125/13, согласно которым отсутствие четко определенных границ земельного участка не препятствует взиманию земельного налога, если земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр объектов недвижимости на основании материалов инвентаризации.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции вопрос о том, кто является собственником земельного участка, предоставленного обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования не исследовался. По мнению заявителя, судом первой инстанции не учтено положение абзац 2 статьи 10 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001, в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Полномочия собственника земельного участка на основании статьи 2 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N 9/92 от 29.05.1996 осуществляет орган местного самоуправления - администрация Раменского района Московской области, которая к участию в деле привлечена не была.
Указанный довод заявителя апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку надлежащим субъектом земельного налога в спорных правоотношениях является ЗАО "Мособлстрой N 26".
В порядке пункта 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Поскольку право собственности постоянного (бессрочного) пользования возникло у ЗАО "Мособлстрой N 26" в 1993 году, то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, данное право сохраняется за организацией.
В порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
С 1 января 2013 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
В порядке пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" сказано, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Поскольку в силу статьи 53 ЗК РФ ЗАО "Мособлстрой N 26" не отказалось от права на земельный участок путем подачи заявления о таком отказе, то до сих пор является владельцем земельного участка.
Из вышесказанного следует, что на основании Свидетельств серии МО-23-1 N 386 от 13.01.1993 и серии МО-23-27 N 456 от 15.02.1993 на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также на основании Постановления Главы администрации Раменского района Московской области от 28.12.1992 N 4863 ЗАО "Мособлстрой N 26" является владельцем (на праве постоянного (бессрочного) пользования) спорных земельных участков.
При указанных обстоятельствах отсутствуют какие-либо основания для привлечения к участию в деле администрации Раменского района Московской области, поскольку материалами дела подтверждается, что надлежащим субъектом земельного налога в спорных правоотношениях является ЗАО "Мособлстрой N 26".
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 22.10.2013 г. по делу N А41-12047/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
В.Ю.БАРХАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)