Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обстоятельства: Налоговый орган: 1) Указал на получение необоснованной выгоды путем уменьшения налогового бремени ввиду осуществления деятельности через взаимозависимые общества, применяющие УСН; 2) Предложил представить декларации по налогу, уплачиваемому по УСН, с нулевыми показателями после вступления в силу решения о привлечении к ответственности зависимого общества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Вдовина Ю.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району (далее - инспекция, налоговый орган; ИНН 7448009489, ОГРН 1047447499990) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2014 по делу N А76-3235/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Аверьянова Е.Ю. (доверенность от 20.03.2015);
- общества с ограниченной ответственностью "Интерсвязь-8" (далее - общество "Интерсвязь-8") - Александров А.Г. (доверенность от 02.06.2015);
- закрытого акционерного общества "Интерсвязь-2" (далее - общество "Интерсвязь-2" - Орлова М.Х. (доверенность от 1.05.2015).
Общество "Интерсвязь-8" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 28.09.2012 N 118 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Интерсвязь-2" и общество с ограниченной ответственностью фирма "Интерсвязь" (далее - фирма "Интерсвязь").
Решением суда от 01.12.2014 (судья Каюров С.Б.) решение инспекции признано недействительным в части п. 1, 3, за исключением начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 182 руб. 76 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения заявленных требований отменить, в остальной части оставить без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление от 12.10.2006 N 53), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Инспекция указывает на доказанность материалами дела получения необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения налогового бремени в результате осуществления деятельности через взаимозависимые общества, применяющие специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). По мнению инспекции, ошибочными являются выводы судов о том, что общество "Интерсвязь-8" является юридическим лицом, ведущим самостоятельную предпринимательскую деятельность, независимую от общества "Интерсвязь-2", и о том, что не установлено влияние на принимаемые налогоплательщиком решения. Инспекция считает, что единое руководство всей группой компаний "Интерсвязь" оказывало влияние на финансово-хозяйственную деятельность.
Инспекция также отмечает, что обществом "Интерсвязь-8" не приведены доводы в обоснование выбора общества с ограниченной ответственностью "Стройоптима" (далее - общество "Стройоптима") и общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Сервис" (далее - общество "Альянс-Сервис") в качестве подрядчиков.
В отзывах на кассационную жалобу общество "Интерсвязь-8" и фирма "Интерсвязь" просят в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 04.06.2012.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 31.08.2012 N 15-20/124 и принято решение от 28.09.2012 N 118, которым на основании п. 2 ст. 109 Кодекса отказано в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), по налогу на прибыль организаций, по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в связи с тем, что результаты проверки общества учтены при исчислении указанных налогов другим лицом - обществом "Интерсвязь-2" (п. 1 решения); начислены пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2 решения), а также предложено представить в налоговый орган декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2009 - 2010 г. с нулевыми показателями после вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности общества "Интерсвязь-2" от 07.09.2012 N 104 (п. 3 решения).
В решении инспекции сделаны выводы о том, что налогоплательщиком получена налоговая выгода от применения УСН вместо общей системы налогообложения, поскольку общество "Интерсвязь-2" создало схему снижения налоговой нагрузки путем распределения результатов финансово-хозяйственной деятельности по взаимозависимым обществам; принцип объединения группы компаний "Интерсвязь" именно с обществом "Интерсвязь-2" заключается в технической организации бизнеса (исходя из возможности подключения к магистральным операторам связи); третье лицо в проверяемом периоде получило необоснованную налоговую выгоду путем уменьшения налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, ЕСН в результате учета хозяйственных операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, а путем создания искусственных условий для применения специального налогового режима группой взаимозависимых аффилированных лиц, в том числе общества "Интерсвязь-8", через которые происходило распределение результатов финансово-хозяйственной деятельности; заключение обществом "Интерсвязь-2" договоров присоединения сетей электросвязи с указанными организациями осуществлено с целью прикрытия оказания услуг по передаче данных (Интернет) физическим лицам компанией ООО "Интерсвязь-8" как единым комплексом в лице общества "Интерсвязь-2".
На основании изложенных выводов инспекцией из выручки общества "Интерсвязь-8" налоги по общей системе налогообложения доначислены обществу "Интерсвязь-2".
Расходы, которые общество "Интерсвязь-8" произвело при осуществлении деятельности, приняты инспекцией частично.
Так, инспекция критически отнеслась к понесенным расходам, связанным с обществом "СтройОптима", обществом "Альянс-Сервис". По мнению налогового органа, данные контрагенты фактически подрядные работы не выполняли, товары не поставляли, создан формальный документооборот, что повлекло получение обществом "Интерсвязь-8" необоснованной налоговой выгоды.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 06.12.2012 N 16-07/003855 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением инспекции от 28.09.2012 N 118, налогоплательщик обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительными п. 1 и 3 решения налогового органа, суды указали, что инспекцией не представлено опровержения тому, что общество "Интерсвязь-8" самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность, не дано предусмотренного законом обоснования выводу об утрате обществом "Интерсвязь-8" права на применение УСН, обязанности исчислять налоги по общей системе налогообложения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 346.11 Кодекса УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, определенными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 12.10.2006 N 53 разъяснил, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Как указано в п. 5 Постановления от 12.10.2006 N 53 о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
При этом в силу п. 6 Постановления от 12.10.2006 N 53 сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика; осуществление расчетов с использованием одного банка; осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; использование посредников при осуществлении хозяйственных операций. Эти и иные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в п. 5 названного Постановления от 12.10.2006 N 53, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Из содержания п. 9, 11 Постановления от 12.10.2006 N 53 следует, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением.
Вышеуказанное обязывает налоговый орган и суд давать оценку действиям плательщика и совершенным им сделкам, в том числе с точки зрения реальности их совершения, экономической целесообразности и эффективности, добросовестности действий всех их участников, а выводы делать на основании совокупности всех этих признаков.
Учитывая, что отнесение налоговой базы полученной от деятельности общества "Интерсвязь-8" в налоговую базу общества "Интерсвязь-2" лишает плательщика доходов от деятельности за несколько лет, следует признать, что данное обстоятельство нарушает его законные права и интересы, следовательно, предоставляет право на судебную защиту в виде оспаривания выводов инспекции содержащихся в мотивировочной части решения.
При оценке ситуации следует исходить из позиции, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12418/08, где указывается, что наличие в деле доказательств взаимозависимости организаций и общества-плательщика; наличие одних и тех же лиц на руководящих должностях организаций; нахождение всех организаций по одному адресу; формальности трудовых отношений работников и созданных организаций, а также фактическое исполнение работниками организаций трудовых обязанностей в обществе; ограниченности среднесписочной численности рабочих мест в каждой создаваемой организации для возможности применения особого налогового режима; отсутствие специализированной деятельности и иной деловой активности организаций подтверждают вывод о недобросовестности.
Поскольку действующее законодательство не ограничивает право граждан на создание юридических лиц, то решения учредителей и руководителей о создании юридических лиц и участии в них в качестве руководителей не будет являться нарушением закона. Не может рассматриваться как нарушение закона и недобросовестное поведение создание юридических лиц, подпадающих под применение льготного режима налогообложения. Закон передает совершение этих действий на усмотрение участников гражданского оборота, предоставляя им право выбора в установленных рамках.
Проявлением недобросовестности является создание (выделение) юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности инспекцией в данном случае направленности действий общества "Интерсвязь-8" исключительно либо преимущественно на минимизацию налогового бремени путем дробления бизнеса. Признак подконтрольности предприятий с наименованием "Интерсвязь" одним и тем же физическим лицам не свидетельствует о недобросовестности действий общества "Интерсвязь-8", поскольку оно является самостоятельным субъектом хозяйственных и налоговых отношений, самостоятельно исполняет обязательства в рамках уставной деятельности, самостоятельно ведет учет своих доходов и расходов, исчисляет налоги и представляет в налоговый орган по месту учета налоговую отчетность.
Суды указали также на недоказанность материалами дела факта получения обществом "Интерсвязь-8" налоговой выгоды вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом суды отметили, что общество "Интерсвязь-8" фактически осуществляло деятельность в соответствии с видом экономической деятельности, для которого оно было создано.
При совпадении состава учредителей обществ не установлено их влияния на принимаемые обществом "Интерсвязь-8" решения, нет доказательств передачи имущества, перевода персонала. Судами учтены особенности использования локальных сетей, возможность и обычная коммерческая практика передачи по ним трафика для других лиц, сложность в определении границ сетей, принадлежащих различным юридическим лицам.
Как следует из Постановления от 12.10.2006 N 53 взаимозависимость участников сделок сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Судами отмечено, что действия общества "Интерсвязь-8" преследуют разумную хозяйственную цель - рост продажи услуг по представлению сети Интернет. В данном случае целью деятельности общества "Интерсвязь-8" (налогоплательщика) являлось получение дохода за счет оптимизации функционирования при осуществлении реальной экономической деятельности с учетом имеющихся факторов территориальной, материально-технической, функциональной, коммерческой (рыночной) индивидуализации и самостоятельности.
Судами при рассмотрении спора также принято во внимание, что общество "Интерсвязь-8" оказывает Интернет-услуги физическим лицам, а общество "Интерсвязь-2" - юридическим лицам, и тарифы на услуги у них разные.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество "Интерсвязь-8" является юридическим лицом, ведущим самостоятельную предпринимательскую деятельность, независимую от общества "Интерсвязь-2".
Соответствующего экономического обоснования, из которого следовало бы, что необоснованная налоговая выгода является исключительным мотивом образования общества "Интерсвязь-8", в рамках данного конкретного дела судами не установлено.
Судами также указано, что возложение на общество "Интерсвязь-8" обязанности представить декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2009 - 2010 г. с нулевыми показателями после вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности общества "Интерсвязь-2" от 07.09.2012 N 104 фактически нарушает права общества "Интерсвязь-8" на самостоятельное ведение коммерческой деятельности в связи с недопустимостью незаконного вмешательства в нее налоговых органов, наличием у налогоплательщика права выбирать предусмотренную законодательством систему налогообложения, права самостоятельно уплачивать налоги с полученных от этой деятельности доходов.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки имеющихся в материалах дела документов и установленных по делу фактических обстоятельств в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных обществом "Интерсвязь-8" требований в части и признания решения инспекции от 28.09.2012 N 118 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части п. 1, 3.
Изложенные в кассационной жалобе доводы инспекции относительно контрагентов (общества "Стройоптима" и общества "Альянс-Сервис") рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно отклонены, поскольку доказательств, свидетельствующих о согласованных действиях общества "Интерсвязь-8" и названных контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, завышение объема выполненных работ или их стоимости, инспекцией не представлено.
Напротив, судами при рассмотрении спора сделан вывод о том, что в рамках взаимоотношений с данными контрагентами обществом "Интерсвязь-8" для целей налогообложения учтены операции в соответствии с их действительным экономическим смыслом, обусловленные разумными экономическими причинами и целями делового характера.
Иные доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2014 по делу N А76-3235/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
А.Н.ТОКМАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2015 N Ф09-3803/15 ПО ДЕЛУ N А76-3235/2013
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обстоятельства: Налоговый орган: 1) Указал на получение необоснованной выгоды путем уменьшения налогового бремени ввиду осуществления деятельности через взаимозависимые общества, применяющие УСН; 2) Предложил представить декларации по налогу, уплачиваемому по УСН, с нулевыми показателями после вступления в силу решения о привлечении к ответственности зависимого общества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N Ф09-3803/15
Дело N А76-3235/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Вдовина Ю.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району (далее - инспекция, налоговый орган; ИНН 7448009489, ОГРН 1047447499990) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2014 по делу N А76-3235/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Аверьянова Е.Ю. (доверенность от 20.03.2015);
- общества с ограниченной ответственностью "Интерсвязь-8" (далее - общество "Интерсвязь-8") - Александров А.Г. (доверенность от 02.06.2015);
- закрытого акционерного общества "Интерсвязь-2" (далее - общество "Интерсвязь-2" - Орлова М.Х. (доверенность от 1.05.2015).
Общество "Интерсвязь-8" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 28.09.2012 N 118 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Интерсвязь-2" и общество с ограниченной ответственностью фирма "Интерсвязь" (далее - фирма "Интерсвязь").
Решением суда от 01.12.2014 (судья Каюров С.Б.) решение инспекции признано недействительным в части п. 1, 3, за исключением начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 182 руб. 76 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения заявленных требований отменить, в остальной части оставить без изменения, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление от 12.10.2006 N 53), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Инспекция указывает на доказанность материалами дела получения необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения налогового бремени в результате осуществления деятельности через взаимозависимые общества, применяющие специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). По мнению инспекции, ошибочными являются выводы судов о том, что общество "Интерсвязь-8" является юридическим лицом, ведущим самостоятельную предпринимательскую деятельность, независимую от общества "Интерсвязь-2", и о том, что не установлено влияние на принимаемые налогоплательщиком решения. Инспекция считает, что единое руководство всей группой компаний "Интерсвязь" оказывало влияние на финансово-хозяйственную деятельность.
Инспекция также отмечает, что обществом "Интерсвязь-8" не приведены доводы в обоснование выбора общества с ограниченной ответственностью "Стройоптима" (далее - общество "Стройоптима") и общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Сервис" (далее - общество "Альянс-Сервис") в качестве подрядчиков.
В отзывах на кассационную жалобу общество "Интерсвязь-8" и фирма "Интерсвязь" просят в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 04.06.2012.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 31.08.2012 N 15-20/124 и принято решение от 28.09.2012 N 118, которым на основании п. 2 ст. 109 Кодекса отказано в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), по налогу на прибыль организаций, по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в связи с тем, что результаты проверки общества учтены при исчислении указанных налогов другим лицом - обществом "Интерсвязь-2" (п. 1 решения); начислены пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2 решения), а также предложено представить в налоговый орган декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2009 - 2010 г. с нулевыми показателями после вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности общества "Интерсвязь-2" от 07.09.2012 N 104 (п. 3 решения).
В решении инспекции сделаны выводы о том, что налогоплательщиком получена налоговая выгода от применения УСН вместо общей системы налогообложения, поскольку общество "Интерсвязь-2" создало схему снижения налоговой нагрузки путем распределения результатов финансово-хозяйственной деятельности по взаимозависимым обществам; принцип объединения группы компаний "Интерсвязь" именно с обществом "Интерсвязь-2" заключается в технической организации бизнеса (исходя из возможности подключения к магистральным операторам связи); третье лицо в проверяемом периоде получило необоснованную налоговую выгоду путем уменьшения налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, ЕСН в результате учета хозяйственных операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, а путем создания искусственных условий для применения специального налогового режима группой взаимозависимых аффилированных лиц, в том числе общества "Интерсвязь-8", через которые происходило распределение результатов финансово-хозяйственной деятельности; заключение обществом "Интерсвязь-2" договоров присоединения сетей электросвязи с указанными организациями осуществлено с целью прикрытия оказания услуг по передаче данных (Интернет) физическим лицам компанией ООО "Интерсвязь-8" как единым комплексом в лице общества "Интерсвязь-2".
На основании изложенных выводов инспекцией из выручки общества "Интерсвязь-8" налоги по общей системе налогообложения доначислены обществу "Интерсвязь-2".
Расходы, которые общество "Интерсвязь-8" произвело при осуществлении деятельности, приняты инспекцией частично.
Так, инспекция критически отнеслась к понесенным расходам, связанным с обществом "СтройОптима", обществом "Альянс-Сервис". По мнению налогового органа, данные контрагенты фактически подрядные работы не выполняли, товары не поставляли, создан формальный документооборот, что повлекло получение обществом "Интерсвязь-8" необоснованной налоговой выгоды.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 06.12.2012 N 16-07/003855 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением инспекции от 28.09.2012 N 118, налогоплательщик обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительными п. 1 и 3 решения налогового органа, суды указали, что инспекцией не представлено опровержения тому, что общество "Интерсвязь-8" самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность, не дано предусмотренного законом обоснования выводу об утрате обществом "Интерсвязь-8" права на применение УСН, обязанности исчислять налоги по общей системе налогообложения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 346.11 Кодекса УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, определенными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 12.10.2006 N 53 разъяснил, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Как указано в п. 5 Постановления от 12.10.2006 N 53 о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
При этом в силу п. 6 Постановления от 12.10.2006 N 53 сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика; осуществление расчетов с использованием одного банка; осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; использование посредников при осуществлении хозяйственных операций. Эти и иные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в п. 5 названного Постановления от 12.10.2006 N 53, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Из содержания п. 9, 11 Постановления от 12.10.2006 N 53 следует, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением.
Вышеуказанное обязывает налоговый орган и суд давать оценку действиям плательщика и совершенным им сделкам, в том числе с точки зрения реальности их совершения, экономической целесообразности и эффективности, добросовестности действий всех их участников, а выводы делать на основании совокупности всех этих признаков.
Учитывая, что отнесение налоговой базы полученной от деятельности общества "Интерсвязь-8" в налоговую базу общества "Интерсвязь-2" лишает плательщика доходов от деятельности за несколько лет, следует признать, что данное обстоятельство нарушает его законные права и интересы, следовательно, предоставляет право на судебную защиту в виде оспаривания выводов инспекции содержащихся в мотивировочной части решения.
При оценке ситуации следует исходить из позиции, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12418/08, где указывается, что наличие в деле доказательств взаимозависимости организаций и общества-плательщика; наличие одних и тех же лиц на руководящих должностях организаций; нахождение всех организаций по одному адресу; формальности трудовых отношений работников и созданных организаций, а также фактическое исполнение работниками организаций трудовых обязанностей в обществе; ограниченности среднесписочной численности рабочих мест в каждой создаваемой организации для возможности применения особого налогового режима; отсутствие специализированной деятельности и иной деловой активности организаций подтверждают вывод о недобросовестности.
Поскольку действующее законодательство не ограничивает право граждан на создание юридических лиц, то решения учредителей и руководителей о создании юридических лиц и участии в них в качестве руководителей не будет являться нарушением закона. Не может рассматриваться как нарушение закона и недобросовестное поведение создание юридических лиц, подпадающих под применение льготного режима налогообложения. Закон передает совершение этих действий на усмотрение участников гражданского оборота, предоставляя им право выбора в установленных рамках.
Проявлением недобросовестности является создание (выделение) юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности инспекцией в данном случае направленности действий общества "Интерсвязь-8" исключительно либо преимущественно на минимизацию налогового бремени путем дробления бизнеса. Признак подконтрольности предприятий с наименованием "Интерсвязь" одним и тем же физическим лицам не свидетельствует о недобросовестности действий общества "Интерсвязь-8", поскольку оно является самостоятельным субъектом хозяйственных и налоговых отношений, самостоятельно исполняет обязательства в рамках уставной деятельности, самостоятельно ведет учет своих доходов и расходов, исчисляет налоги и представляет в налоговый орган по месту учета налоговую отчетность.
Суды указали также на недоказанность материалами дела факта получения обществом "Интерсвязь-8" налоговой выгоды вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом суды отметили, что общество "Интерсвязь-8" фактически осуществляло деятельность в соответствии с видом экономической деятельности, для которого оно было создано.
При совпадении состава учредителей обществ не установлено их влияния на принимаемые обществом "Интерсвязь-8" решения, нет доказательств передачи имущества, перевода персонала. Судами учтены особенности использования локальных сетей, возможность и обычная коммерческая практика передачи по ним трафика для других лиц, сложность в определении границ сетей, принадлежащих различным юридическим лицам.
Как следует из Постановления от 12.10.2006 N 53 взаимозависимость участников сделок сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Судами отмечено, что действия общества "Интерсвязь-8" преследуют разумную хозяйственную цель - рост продажи услуг по представлению сети Интернет. В данном случае целью деятельности общества "Интерсвязь-8" (налогоплательщика) являлось получение дохода за счет оптимизации функционирования при осуществлении реальной экономической деятельности с учетом имеющихся факторов территориальной, материально-технической, функциональной, коммерческой (рыночной) индивидуализации и самостоятельности.
Судами при рассмотрении спора также принято во внимание, что общество "Интерсвязь-8" оказывает Интернет-услуги физическим лицам, а общество "Интерсвязь-2" - юридическим лицам, и тарифы на услуги у них разные.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество "Интерсвязь-8" является юридическим лицом, ведущим самостоятельную предпринимательскую деятельность, независимую от общества "Интерсвязь-2".
Соответствующего экономического обоснования, из которого следовало бы, что необоснованная налоговая выгода является исключительным мотивом образования общества "Интерсвязь-8", в рамках данного конкретного дела судами не установлено.
Судами также указано, что возложение на общество "Интерсвязь-8" обязанности представить декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2009 - 2010 г. с нулевыми показателями после вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности общества "Интерсвязь-2" от 07.09.2012 N 104 фактически нарушает права общества "Интерсвязь-8" на самостоятельное ведение коммерческой деятельности в связи с недопустимостью незаконного вмешательства в нее налоговых органов, наличием у налогоплательщика права выбирать предусмотренную законодательством систему налогообложения, права самостоятельно уплачивать налоги с полученных от этой деятельности доходов.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки имеющихся в материалах дела документов и установленных по делу фактических обстоятельств в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения заявленных обществом "Интерсвязь-8" требований в части и признания решения инспекции от 28.09.2012 N 118 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части п. 1, 3.
Изложенные в кассационной жалобе доводы инспекции относительно контрагентов (общества "Стройоптима" и общества "Альянс-Сервис") рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно отклонены, поскольку доказательств, свидетельствующих о согласованных действиях общества "Интерсвязь-8" и названных контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, завышение объема выполненных работ или их стоимости, инспекцией не представлено.
Напротив, судами при рассмотрении спора сделан вывод о том, что в рамках взаимоотношений с данными контрагентами обществом "Интерсвязь-8" для целей налогообложения учтены операции в соответствии с их действительным экономическим смыслом, обусловленные разумными экономическими причинами и целями делового характера.
Иные доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2014 по делу N А76-3235/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
А.Н.ТОКМАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)