Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 07 мая 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухина при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Красовской рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "ПромАктив" (ИНН 6674217402)
к Межрайонная ИФНС России N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019)
о признании ненормативного акта недействительным
от заявителя - Коротеев В.В., представитель по доверенности N 09ПА-2014 от 10.01.2014 г., паспорт,
от заинтересованного лица - Лапо С.А., представитель по доверенности N 04-10/28528 от 31.12.2013 г., удостоверение,
Иванова О.А., представитель по доверенности N 04-12/07308 от 02.04.2014 г., удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО "ПромАктив" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области о признании недействительным решения N 12-09/52 от 19.11.2013.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве, считает, что кадастровая стоимость земельного участка определена заявителем неверно.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области по итогам проведения выездной налоговой проверки в отношении ООО "ПромАктив" составлен акт проверки N 12-09/56 от 14.10.2013 и принято решение N 12-09/52 от 19.11.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 8275290 за 2010 - 2011 года, пени в размере 1628823,02 руб.
Общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 1641184,6 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 1873/13 решение N 12-09/52 от 19.11.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с оспариваемым решением в части начисления земельного налога, пени и штрафа ООО "ПромАктив" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
ООО "ПромАктив" с 2008 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19.
Оспаривая решения инспекции, общество указывает на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2012 года по делу N А60-52354/2011 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:05007068:19 была определена по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости в размере 132218123 руб. и подлежит применению с 2010 по 2011 г.г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Кадастровая стоимость принадлежащего ООО "ПромАктив" земельного участка определена на 2010 - 2011 года Постановлением N 1347-ПП.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами N 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, при их несогласии - в судебном порядке.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в судебном порядке.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, ООО "ПромАктив" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507068:19, площадью 107554 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, юго-западная часть кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: 127, 131, 132, 141 кв. Уктусского лесничества Южного лесопарка / ст. "Березовая роща" / ст. "Радуга" / ст. "Звездный" / ст. "Плутон" / ст. "Межгорье" / 118, 121, 122, 125 кв. Уктусского лесничества Нижне-Исетского лесопарка / ст. "Березка" / ст. "Березка-2" / ст. "Таежное" / ст. "Лесные Братья" / ст. "Победа" / ст. "Победа-2" (г. Екатеринбург, Чкаловский район, пос. Рудный).
Право собственности истца на земельный участок подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АГ 473463, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 15.12.2008 г.
При исчислении земельного налога за период с 2010 по 2011 года по указанным земельным участкам налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2012 по делу N А60-52354/2011 в размере 132218123 руб. (исходя при этом из того, что в резолютивной части решения суда указано, что кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010).
Однако учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2012 по делу N А60-52354/2011 в размере 132218123 руб. не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за период с 2010 года по 2011 года.
Таким образом, при исчислении обществом земельного налога за 2010 год, 2011 год в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 1347-ПП, в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2010 год, 2011 год.
Вместе с тем суд считает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 1641184,6 руб., начисления пеней в размере 1628823,02 руб. является незаконным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Статьей 106 Кодекса определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В силу ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно подп. 3, 4 п. 1 ст. 111 Кодекса обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
В силу ст. 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 8 статьи 75 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом налогового органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
В соответствии со ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено, что после вступления решения по делу N А60-52354/2011 в законную силу обществом предоставлены в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2010 и 2011 год, согласно которым кадастровая стоимость определена на основании данного решения арбитражного суда, в отношении которых налоговой инспекцией проведены камеральные проверки.
По итогам проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации за 2010 год налоговой инспекцией принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.10.2012 N 7197, согласно которому налоговая инспекция установила, что в 2010 году подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная в рамках арбитражного дела N А60-52354/2011, в связи с чем суммы налога к доплате не возникла. По карточке лицевого счета отражена сумма земельного налога за 2010 год в размере 1718836 руб.
По итогам предоставления уточненной налоговой декларации за 2011 год налоговая инспекция также приняла уменьшение налога, отразила в карточке лицевого счета, доначислений не произвела.
Однако в дальнейшем в рамках проведения выездной налоговой проверки обществу были доначислены пени и штраф без учета данных обстоятельств, а именно в решении N 7197 от 18.10.2012, налоговая инспекция подтвердила обоснованность применения налогоплательщиком в спорные налоговые периоды кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда по делу А60-52354/11, отразив по карточке лицевого счета уменьшение налога за спорные периоды.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о неправомерности оспариваемого решения налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, начисления пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Кодекса, вследствие отсутствия вины налогоплательщика в совершении вменяемого налогового правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение N 12-09/52 от 19.11.2013 МИФНС N 25 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления пеней по земельному налогу в размере 1628823,02 руб., штрафа по ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в размере 1641184,60 руб., как не соответствующее налоговому законодательству.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонная ИФНС России N 25 по Свердловской области в пользу ООО "ПромАктив" 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.05.2014 ПО ДЕЛУ N А60-6022/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. по делу N А60-6022/2014
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 07 мая 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухина при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Красовской рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО "ПромАктив" (ИНН 6674217402)
к Межрайонная ИФНС России N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019)
о признании ненормативного акта недействительным
от заявителя - Коротеев В.В., представитель по доверенности N 09ПА-2014 от 10.01.2014 г., паспорт,
от заинтересованного лица - Лапо С.А., представитель по доверенности N 04-10/28528 от 31.12.2013 г., удостоверение,
Иванова О.А., представитель по доверенности N 04-12/07308 от 02.04.2014 г., удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ООО "ПромАктив" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области о признании недействительным решения N 12-09/52 от 19.11.2013.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве, считает, что кадастровая стоимость земельного участка определена заявителем неверно.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области по итогам проведения выездной налоговой проверки в отношении ООО "ПромАктив" составлен акт проверки N 12-09/56 от 14.10.2013 и принято решение N 12-09/52 от 19.11.2013, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 8275290 за 2010 - 2011 года, пени в размере 1628823,02 руб.
Общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 1641184,6 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 1873/13 решение N 12-09/52 от 19.11.2013 оставлено без изменения.
Не согласившись с оспариваемым решением в части начисления земельного налога, пени и штрафа ООО "ПромАктив" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
ООО "ПромАктив" с 2008 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:19.
Оспаривая решения инспекции, общество указывает на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2012 года по делу N А60-52354/2011 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:05007068:19 была определена по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости в размере 132218123 руб. и подлежит применению с 2010 по 2011 г.г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Кадастровая стоимость принадлежащего ООО "ПромАктив" земельного участка определена на 2010 - 2011 года Постановлением N 1347-ПП.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами N 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, при их несогласии - в судебном порядке.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в судебном порядке.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, ООО "ПромАктив" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507068:19, площадью 107554 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, юго-западная часть кадастрового квартала, ограниченного ориентирами: 127, 131, 132, 141 кв. Уктусского лесничества Южного лесопарка / ст. "Березовая роща" / ст. "Радуга" / ст. "Звездный" / ст. "Плутон" / ст. "Межгорье" / 118, 121, 122, 125 кв. Уктусского лесничества Нижне-Исетского лесопарка / ст. "Березка" / ст. "Березка-2" / ст. "Таежное" / ст. "Лесные Братья" / ст. "Победа" / ст. "Победа-2" (г. Екатеринбург, Чкаловский район, пос. Рудный).
Право собственности истца на земельный участок подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АГ 473463, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области 15.12.2008 г.
При исчислении земельного налога за период с 2010 по 2011 года по указанным земельным участкам налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2012 по делу N А60-52354/2011 в размере 132218123 руб. (исходя при этом из того, что в резолютивной части решения суда указано, что кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010).
Однако учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2012 по делу N А60-52354/2011 в размере 132218123 руб. не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за период с 2010 года по 2011 года.
Таким образом, при исчислении обществом земельного налога за 2010 год, 2011 год в отношении указанного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 1347-ПП, в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2010 год, 2011 год.
Вместе с тем суд считает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 1641184,6 руб., начисления пеней в размере 1628823,02 руб. является незаконным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Статьей 106 Кодекса определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В силу ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно подп. 3, 4 п. 1 ст. 111 Кодекса обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
В силу ст. 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 8 статьи 75 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом налогового органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
В соответствии со ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено, что после вступления решения по делу N А60-52354/2011 в законную силу обществом предоставлены в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2010 и 2011 год, согласно которым кадастровая стоимость определена на основании данного решения арбитражного суда, в отношении которых налоговой инспекцией проведены камеральные проверки.
По итогам проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации за 2010 год налоговой инспекцией принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.10.2012 N 7197, согласно которому налоговая инспекция установила, что в 2010 году подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, установленная в рамках арбитражного дела N А60-52354/2011, в связи с чем суммы налога к доплате не возникла. По карточке лицевого счета отражена сумма земельного налога за 2010 год в размере 1718836 руб.
По итогам предоставления уточненной налоговой декларации за 2011 год налоговая инспекция также приняла уменьшение налога, отразила в карточке лицевого счета, доначислений не произвела.
Однако в дальнейшем в рамках проведения выездной налоговой проверки обществу были доначислены пени и штраф без учета данных обстоятельств, а именно в решении N 7197 от 18.10.2012, налоговая инспекция подтвердила обоснованность применения налогоплательщиком в спорные налоговые периоды кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда по делу А60-52354/11, отразив по карточке лицевого счета уменьшение налога за спорные периоды.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о неправомерности оспариваемого решения налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, начисления пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Кодекса, вследствие отсутствия вины налогоплательщика в совершении вменяемого налогового правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение N 12-09/52 от 19.11.2013 МИФНС N 25 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления пеней по земельному налогу в размере 1628823,02 руб., штрафа по ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в размере 1641184,60 руб., как не соответствующее налоговому законодательству.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонная ИФНС России N 25 по Свердловской области в пользу ООО "ПромАктив" 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)