Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гусева О.Г., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (далее - заявитель, учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2013 по делу N А60-8549/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган, инспекция) - Асылгужин А.С. (доверенность от 31.12.2013 N 05-14);
- учреждения - Никитенко Л.И. (доверенность от 13.01.2014 N 19).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с учреждения 1 893 217 руб., в том числе задолженности по налогу на прибыль организаций в сумме 1 559 342 руб., пеней по налогу на прибыль организаций в сумме 255 858 руб. и штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 78 017 руб.
Решением суда от 13.12.2013 (судья Иванова С.О.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить в части взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 78 017 руб., ссылаясь на наличие смягчающих ответственность обстоятельств: деятельность учреждения носит социально значимый характер, учреждение финансируется из федерального бюджета, взыскание штрафа повлечет для учреждения негативные экономические последствия.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Отдела вневедомственной охраны отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу "город Лесной" (в настоящее время - Федеральное Государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области") по налогу на прибыль за 2009 - 2010 гг., по результатам которой составлен акт от 06.06.2012 N 18-26/21 и вынесено решение от 29.06.2012 N 18-26/25, согласно которому учреждению доначислен налог на прибыль за 2011 год в сумме 1 559 342 руб., начислены пени по налогу на прибыль в размере 255 858 руб., штраф по ст. 122 НК РФ в размере 78 017 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 17.08.2012 N 844/12 указанное решение инспекции оставлено без изменения.
В адрес налогоплательщика направлено требование N 1905 по состоянию на 30.08.2012 об уплате в срок до 19.09.2012 недоимки, пени и штрафа.
Поскольку требование учреждением не исполнено в установленный срок, налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания с учреждения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 78 017 руб., суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Пунктом 4 статьи 112 НК РФ определено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащихся в постановлении от 15.07.1999 N 11П: санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Следовательно, право оценивать размер снижения штрафа принадлежит как налоговому органу, так и суду.
Судами установлено, что налоговый орган при вынесении оспариваемого решения учел смягчающие ответственность обстоятельства - совершение налогового правонарушения впервые, финансирование учреждения из федерального бюджета и в целях соблюдения принципа соразмерности налоговой санкции характеру совершенного правонарушения и тяжести его последствий снизил размер штрафа в четыре раза - с 312 068 руб. до 78 017 руб.
Суды в свою очередь признали размер взыскиваемого штрафа соответствующим характеру совершенного налогового правонарушения, степени вины налогоплательщика и согласующимся с принципами справедливости и соразмерности наказания, оснований для снижения штрафа в большем, чем снижено налоговым органом, размере не усмотрели.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводов относительно отмены или изменения обжалуемых судебных актов в остальной части в кассационной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2013 по делу N А60-8549/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" в доход бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., подлежащую уплате при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 05.06.2014 N Ф09-3058/14 ПО ДЕЛУ N А60-8549/2013
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. N Ф09-3058/14
Дело N А60-8549/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гусева О.Г., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (далее - заявитель, учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2013 по делу N А60-8549/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган, инспекция) - Асылгужин А.С. (доверенность от 31.12.2013 N 05-14);
- учреждения - Никитенко Л.И. (доверенность от 13.01.2014 N 19).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с учреждения 1 893 217 руб., в том числе задолженности по налогу на прибыль организаций в сумме 1 559 342 руб., пеней по налогу на прибыль организаций в сумме 255 858 руб. и штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 78 017 руб.
Решением суда от 13.12.2013 (судья Иванова С.О.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить в части взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 78 017 руб., ссылаясь на наличие смягчающих ответственность обстоятельств: деятельность учреждения носит социально значимый характер, учреждение финансируется из федерального бюджета, взыскание штрафа повлечет для учреждения негативные экономические последствия.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Отдела вневедомственной охраны отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу "город Лесной" (в настоящее время - Федеральное Государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области") по налогу на прибыль за 2009 - 2010 гг., по результатам которой составлен акт от 06.06.2012 N 18-26/21 и вынесено решение от 29.06.2012 N 18-26/25, согласно которому учреждению доначислен налог на прибыль за 2011 год в сумме 1 559 342 руб., начислены пени по налогу на прибыль в размере 255 858 руб., штраф по ст. 122 НК РФ в размере 78 017 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 17.08.2012 N 844/12 указанное решение инспекции оставлено без изменения.
В адрес налогоплательщика направлено требование N 1905 по состоянию на 30.08.2012 об уплате в срок до 19.09.2012 недоимки, пени и штрафа.
Поскольку требование учреждением не исполнено в установленный срок, налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания с учреждения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 78 017 руб., суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Пунктом 4 статьи 112 НК РФ определено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащихся в постановлении от 15.07.1999 N 11П: санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Следовательно, право оценивать размер снижения штрафа принадлежит как налоговому органу, так и суду.
Судами установлено, что налоговый орган при вынесении оспариваемого решения учел смягчающие ответственность обстоятельства - совершение налогового правонарушения впервые, финансирование учреждения из федерального бюджета и в целях соблюдения принципа соразмерности налоговой санкции характеру совершенного правонарушения и тяжести его последствий снизил размер штрафа в четыре раза - с 312 068 руб. до 78 017 руб.
Суды в свою очередь признали размер взыскиваемого штрафа соответствующим характеру совершенного налогового правонарушения, степени вины налогоплательщика и согласующимся с принципами справедливости и соразмерности наказания, оснований для снижения штрафа в большем, чем снижено налоговым органом, размере не усмотрели.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводов относительно отмены или изменения обжалуемых судебных актов в остальной части в кассационной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2013 по делу N А60-8549/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" в доход бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., подлежащую уплате при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)