Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 15.09.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей заявителя - межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва, ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158) - Матвеевой М.В. (доверенность от 22.01.2014 N 1-5) и лица, привлекаемого к административной ответственности, - общества с ограниченной ответственностью "Грабцево-Логистик" (г. Калуга, ОГРН 1024001426965, ИНН 4029027612) - Башировой Е.В. (доверенность от 14.04.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.05.2014 по делу N А23-698/2014,
установил:
следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Грабцево-Логистик" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован истечением на дату вынесения решения срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ. Кроме того, суд первой инстанции исходил из недоказанности события административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его изменить, исключив из мотивировочной части решения суда вывод о том, что товар (спиртосодержащая продукция), помещенный на склад временного хранения, не выпускался в свободное обращение, не находится в обороте в смысле понятий, установленных в Федеральном законе N 171-ФЗ, поэтому не доказанным является событие административного правонарушения (абзац 8 на странице 3 решения).
В обоснование жалобы управление указывает, что общество осуществляло хранение спиртосодержащей продукции на открытых площадках, расположенных по адресу: г. Калуга, пер. Аэропортовский, д. 49, не предусмотренных имеющейся у общества лицензией от 11.06.2013 РА N 000476 (регистрационный номер 40ЗАП0001864).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является владельцем склада временного хранения открытого типа по адресу: г. Калуга, пер. Аэропортовский, д. 49, помещение 5 655 куб. м, открытая площадка полезной площадью - 2 000 кв. м, и включено в реестр владельцев складов временного хранения (свидетельство N 10009/161110/10007/3, выданное Центральной акцизной таможней 15.08.2013).
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка обществу 11.06.2013 выдана лицензия N 40ЗАП0001864 на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции по месту нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности: г. Калуга, Аэропортовский, д. 49, литера по плану строение 5, этаж 1, нежилое помещение N 3, часть комнаты N 2 (площадь 672 кв. м), комната N 3 (площадь 811, 5 кв. м), комната N 4 (площадь 67, 4 кв. м).
На основании приказа от 15.10.2013 N 1-176ф управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка по причине того, что общество подало заявление о переоформлении лицензии от 11.06.2013 N 403АП0001864 в связи с внесением в лицензию дополнительного места нахождения обособленного подразделения (склада).
После получения сведений от Центральной акцизной таможни (от 17.10.2013 вх. N 1-9266) должностным лицом управления от 22.10.2013 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества, 23.10.2013 - составлен протокол осмотра помещений и открытых площадок общества по адресу: г. Калуга, Аэропортовский, д. 49.
По результатам проведенного административного расследования и на основании информации Центральной акцизной таможни о хранении на открытых площадках, расположенных по адресу: г. Калуга, пер. Аэропортовский, д. 49, виноматериалов (10 товарных позиций), управлением 23.12.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 02-13/2873-7, в котором сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.7 КоАП РФ.
Основанием для данного вывода послужил факт хранения обществом вышеуказанной спиртосодержащей продукции не в месте, указанном в имеющейся у общества лицензии, то есть с нарушением статьи 26 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
На основании статьи 23.1 КоАП Российской Федерации управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции указал на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.7 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из обоснованности довода лица привлекаемого к административной ответственности о том, что товар (спиртосодержащая продукция) помещенный на склад временного хранения, не выпускался в свободное обращение, не находится в обороте в смысле понятий, установленных в Законе N 171-ФЗ, поэтому не доказанным является событие административного правонарушения и, соответственно, состав правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.17 КоАП.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ в редакции, действующей на дату составления в отношении общества протокола об административном правонарушения (23.12.2013), промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 2 Закона 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях; перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ выдача лицензий производится в зависимости от вида деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также от вида той или иной продукции с учетом ее качественных характеристик.
Таким образом, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются самостоятельными видами оборота, предполагающими хранение.
Порядок выдачи лицензий на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции урегулирован статьей 19 Закона N 171-ФЗ.
Пунктами 19 и 20 данной статьи предусмотрено, что в лицензии в том числе указываются организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности; действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм организации вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности (включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) в местах нахождения ее обособленных подразделений только при условии указания их в лицензии.
Порядок выдачи лицензий на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции урегулирован статьей 19 Закона N 171-ФЗ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 данной статьи для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, организацией представляется в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.
Пунктами 19 и 20 статьи 19 N 171-ФЗ предусмотрено, что в лицензии в том числе указываются организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности; действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм организации вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности (включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) в местах нахождения ее обособленных подразделений только при условии указания их в лицензии.
Организация не вправе хранить (передавать на хранение) алкогольную и спиртосодержащую продукцию по адресам, не указанным в лицензии, включая ее обособленные подразделения (производства, склады). Лицо, имеющее лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, имеет право на хранение указанной продукции, которая принадлежит только ему и только по адресам, указанным в лицензии.
Согласно пункту 1 статьи 167 Таможенного кодекса Таможенного Союза временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, хранение этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на складах временного хранения по смыслу вышеприведенных норм является одним из видов оборота данной продукции.
Исключения, составляют случаи, прямо предусмотренные действующим законодательством.
Так, например, в статье 25 Закона N 171-ФЗ закреплены случаи изъятия из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Хранение указанной продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено ее изъятие (пункт 3).
Как установлено арбитражным судом, общество имеет лицензию на хранение алкогольной продукции на складе временного хранения на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции по месту нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности: г. Калуга, Аэропортовский, д. 49, литера по плану строение 5, этаж 1, нежилое помещение N 3, часть комнаты N 2 (площадь 672 кв. м), комната N 3 (площадь 811, 5 кв. м), комната N 4 (площадь 67, 4 кв. м).
Как следует из материалов дела, в период с 11.06.2013 по 15.11.2013 общество осуществляло хранение виноматериалов (10 товарных позиций) на открытых площадках, расположенных по адресу: г. Калуга, Аэропортовский, д. 49, не указанных в лицензии.
Указанное обстоятельство обществом по существу не оспаривается.
При этом судом первой инстанции не установлено, что в рассматриваемом случае общество подпадает под предусмотренные законом исключения, когда оно вправе без лицензии осуществлять хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в местах, не указанных в имеющейся у него лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
С учетом изложенного, сам по себе факт хранения такой продукции на принадлежащем обществу складе временного хранения не является основанием для вывода о том, что она не находится в обороте в смысле понятий, установленных в Законе N 171-ФЗ.
Соответствующих изъятий указанным Законом не предусмотрено.
В рассматриваемом случае, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку товар (спиртосодержащая продукция) помещенный на склад временного хранения, не выпускался в свободное обращение, не находится в обороте в смысле понятий, установленных в Законе N 171-ФЗ, то не доказанным является событие административного правонарушения и, соответственно, состав правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.17 КоАП, нельзя признать основанным на нормах действующего законодательства.
Таким образом, поскольку имеются правовые основания для исключения указанного вывода из мотивировочной части решения суда, апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.05.2014 по делу N А23-698/2014 изменить, исключив из его мотивировочной части следующий вывод, изложенный в абзаце 8 на странице 3 решения:
"В этой связи, суд считает обоснованным довод лица привлекаемого к административной ответственности о том, что товар (спиртосодержащая продукция) помещенный на склад временного хранения, не выпускался в свободное обращение, не находится в обороте в смысле понятий установленных в ФЗ N 171-ФЗ, поэтому не доказанным является событие административного правонарушения в действиях заявителя и соответственно состав правонарушения, ответственность за которое была установлена в ч. 4 ст. 14.17 КоАП, на момент возбуждения дела об административном правонарушении, что исключает возможность привлечения заявителя к административной ответственности с учетом правил п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2014 ПО ДЕЛУ N А23-698/2014
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. по делу N А23-698/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 15.09.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей заявителя - межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва, ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158) - Матвеевой М.В. (доверенность от 22.01.2014 N 1-5) и лица, привлекаемого к административной ответственности, - общества с ограниченной ответственностью "Грабцево-Логистик" (г. Калуга, ОГРН 1024001426965, ИНН 4029027612) - Башировой Е.В. (доверенность от 14.04.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.05.2014 по делу N А23-698/2014,
установил:
следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Грабцево-Логистик" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован истечением на дату вынесения решения срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ. Кроме того, суд первой инстанции исходил из недоказанности события административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его изменить, исключив из мотивировочной части решения суда вывод о том, что товар (спиртосодержащая продукция), помещенный на склад временного хранения, не выпускался в свободное обращение, не находится в обороте в смысле понятий, установленных в Федеральном законе N 171-ФЗ, поэтому не доказанным является событие административного правонарушения (абзац 8 на странице 3 решения).
В обоснование жалобы управление указывает, что общество осуществляло хранение спиртосодержащей продукции на открытых площадках, расположенных по адресу: г. Калуга, пер. Аэропортовский, д. 49, не предусмотренных имеющейся у общества лицензией от 11.06.2013 РА N 000476 (регистрационный номер 40ЗАП0001864).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является владельцем склада временного хранения открытого типа по адресу: г. Калуга, пер. Аэропортовский, д. 49, помещение 5 655 куб. м, открытая площадка полезной площадью - 2 000 кв. м, и включено в реестр владельцев складов временного хранения (свидетельство N 10009/161110/10007/3, выданное Центральной акцизной таможней 15.08.2013).
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка обществу 11.06.2013 выдана лицензия N 40ЗАП0001864 на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции по месту нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности: г. Калуга, Аэропортовский, д. 49, литера по плану строение 5, этаж 1, нежилое помещение N 3, часть комнаты N 2 (площадь 672 кв. м), комната N 3 (площадь 811, 5 кв. м), комната N 4 (площадь 67, 4 кв. м).
На основании приказа от 15.10.2013 N 1-176ф управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка по причине того, что общество подало заявление о переоформлении лицензии от 11.06.2013 N 403АП0001864 в связи с внесением в лицензию дополнительного места нахождения обособленного подразделения (склада).
После получения сведений от Центральной акцизной таможни (от 17.10.2013 вх. N 1-9266) должностным лицом управления от 22.10.2013 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества, 23.10.2013 - составлен протокол осмотра помещений и открытых площадок общества по адресу: г. Калуга, Аэропортовский, д. 49.
По результатам проведенного административного расследования и на основании информации Центральной акцизной таможни о хранении на открытых площадках, расположенных по адресу: г. Калуга, пер. Аэропортовский, д. 49, виноматериалов (10 товарных позиций), управлением 23.12.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 02-13/2873-7, в котором сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.7 КоАП РФ.
Основанием для данного вывода послужил факт хранения обществом вышеуказанной спиртосодержащей продукции не в месте, указанном в имеющейся у общества лицензии, то есть с нарушением статьи 26 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
На основании статьи 23.1 КоАП Российской Федерации управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции указал на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.7 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из обоснованности довода лица привлекаемого к административной ответственности о том, что товар (спиртосодержащая продукция) помещенный на склад временного хранения, не выпускался в свободное обращение, не находится в обороте в смысле понятий, установленных в Законе N 171-ФЗ, поэтому не доказанным является событие административного правонарушения и, соответственно, состав правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.17 КоАП.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ в редакции, действующей на дату составления в отношении общества протокола об административном правонарушения (23.12.2013), промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 2 Закона 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях; перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ выдача лицензий производится в зависимости от вида деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также от вида той или иной продукции с учетом ее качественных характеристик.
Таким образом, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются самостоятельными видами оборота, предполагающими хранение.
Порядок выдачи лицензий на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции урегулирован статьей 19 Закона N 171-ФЗ.
Пунктами 19 и 20 данной статьи предусмотрено, что в лицензии в том числе указываются организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности; действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм организации вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности (включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) в местах нахождения ее обособленных подразделений только при условии указания их в лицензии.
Порядок выдачи лицензий на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции урегулирован статьей 19 Закона N 171-ФЗ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 данной статьи для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, организацией представляется в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.
Пунктами 19 и 20 статьи 19 N 171-ФЗ предусмотрено, что в лицензии в том числе указываются организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности; действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм организации вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности (включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) в местах нахождения ее обособленных подразделений только при условии указания их в лицензии.
Организация не вправе хранить (передавать на хранение) алкогольную и спиртосодержащую продукцию по адресам, не указанным в лицензии, включая ее обособленные подразделения (производства, склады). Лицо, имеющее лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, имеет право на хранение указанной продукции, которая принадлежит только ему и только по адресам, указанным в лицензии.
Согласно пункту 1 статьи 167 Таможенного кодекса Таможенного Союза временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, хранение этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на складах временного хранения по смыслу вышеприведенных норм является одним из видов оборота данной продукции.
Исключения, составляют случаи, прямо предусмотренные действующим законодательством.
Так, например, в статье 25 Закона N 171-ФЗ закреплены случаи изъятия из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Хранение указанной продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено ее изъятие (пункт 3).
Как установлено арбитражным судом, общество имеет лицензию на хранение алкогольной продукции на складе временного хранения на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции по месту нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности: г. Калуга, Аэропортовский, д. 49, литера по плану строение 5, этаж 1, нежилое помещение N 3, часть комнаты N 2 (площадь 672 кв. м), комната N 3 (площадь 811, 5 кв. м), комната N 4 (площадь 67, 4 кв. м).
Как следует из материалов дела, в период с 11.06.2013 по 15.11.2013 общество осуществляло хранение виноматериалов (10 товарных позиций) на открытых площадках, расположенных по адресу: г. Калуга, Аэропортовский, д. 49, не указанных в лицензии.
Указанное обстоятельство обществом по существу не оспаривается.
При этом судом первой инстанции не установлено, что в рассматриваемом случае общество подпадает под предусмотренные законом исключения, когда оно вправе без лицензии осуществлять хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в местах, не указанных в имеющейся у него лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
С учетом изложенного, сам по себе факт хранения такой продукции на принадлежащем обществу складе временного хранения не является основанием для вывода о том, что она не находится в обороте в смысле понятий, установленных в Законе N 171-ФЗ.
Соответствующих изъятий указанным Законом не предусмотрено.
В рассматриваемом случае, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку товар (спиртосодержащая продукция) помещенный на склад временного хранения, не выпускался в свободное обращение, не находится в обороте в смысле понятий, установленных в Законе N 171-ФЗ, то не доказанным является событие административного правонарушения и, соответственно, состав правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.17 КоАП, нельзя признать основанным на нормах действующего законодательства.
Таким образом, поскольку имеются правовые основания для исключения указанного вывода из мотивировочной части решения суда, апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.05.2014 по делу N А23-698/2014 изменить, исключив из его мотивировочной части следующий вывод, изложенный в абзаце 8 на странице 3 решения:
"В этой связи, суд считает обоснованным довод лица привлекаемого к административной ответственности о том, что товар (спиртосодержащая продукция) помещенный на склад временного хранения, не выпускался в свободное обращение, не находится в обороте в смысле понятий установленных в ФЗ N 171-ФЗ, поэтому не доказанным является событие административного правонарушения в действиях заявителя и соответственно состав правонарушения, ответственность за которое была установлена в ч. 4 ст. 14.17 КоАП, на момент возбуждения дела об административном правонарушении, что исключает возможность привлечения заявителя к административной ответственности с учетом правил п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)