Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2015 N 17АП-3118/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-46608/2014

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2015 г. N 17АП-3118/2015-АК

Дело N А60-46608/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области (ОГРН 1046602082812, ИНН 6633001154) - Ванюхина О.В., доверенность от 12.01.2015,
от заинтересованного лица Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 45 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ОГРН 1026601073861, ИНН 6644002914) - Турсунов С.А., доверенность от 03.12.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 45 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 января 2015 года
по делу N А60-46608/2014
принятое судьей И.В.Хачевым
по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области
к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 45 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области"
о взыскании 82 793 руб. 87 коп.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселения N 45 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о взыскании 82 793 руб. 87 коп., в том числе недоимки по налогу на прибыль организаций за 2013 год в размере 38 056 руб., в том числе: суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет в размере 3 779 руб., суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ в размере 34 277 руб., недоимки по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2014 года в размере 18 018 руб., в том числе: суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет в размере 1802 руб., суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ в размере 16216 руб., недоимки по налогу на прибыль организаций за полугодие 2014 года в размере 23706 руб., в том числе: суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет в размере 2370 руб., суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ в размере 21336 руб., пени по налогу на прибыль организаций в размере 3 013 руб. 87 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что колония не является плательщиком налога на прибыль, поскольку является государственным учреждением, осуществляющим государственные функции по привлечению осужденных к труду, то есть отсутствует объект обложения налогом на прибыль.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.03.2014 ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН России по Свердловской области" была представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2013 год, по данным декларации сумма налога к уплате в федеральный бюджет составила 3892 руб., в бюджет субъекта РФ 35028 руб.
17.07.2014 ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН России по Свердловской области" была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2013 год, по данным декларации сумма налога к уплате в федеральный бюджет составила 3779 руб., в бюджет субъекта РФ 34277 руб.
09.04.2014 ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН по Свердловской области" была представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2014 года, по данным декларации сумма налога к уплате в федеральный бюджет составила 1802 руб., в бюджет субъекта РФ 16216 руб.
26.08.2014 ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН по Свердловской области" была представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за полугодие 2014 года, по данным декларации сумма налога к уплате в федеральный бюджет по сроку 28.07.2014 составила 1185 руб., по сроку 28.08.2014-1185 руб.; в бюджет субъекта РФ по сроку 28.07.2014-10668 руб., по сроку 28.08.2014-10668 руб.
Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области были проведены камеральные проверки представленных ответчиком налоговых деклараций, по результатам которых выявлено наличие задолженности.
В адрес ответчика были направлены требования об уплате налога N 7228 от 30.04.2014, от 05.09.2014 N 26705, 26706.
В добровольном порядке ответчик задолженность не уплатил, что явилось налоговому органу основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что наличие задолженности по уплате налогов подтверждено материалами дела.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что колония не является плательщиком налога на прибыль, поскольку является государственным учреждением, осуществляющим государственные функции по привлечению осужденных к труду, то есть отсутствует объект обложения налогом на прибыль.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, поименованы в статье 251 НК РФ.
Так, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2011) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Правовая основа деятельности учреждения определена Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями которого предусмотрена, в том числе обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в федеральный бюджет средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной данному поступлению, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом учреждению, исполняющему наказания, дополнительный источник бюджетного финансирования (пункт 7 Порядка от 21.07.2010 N 73н "Об утверждении Порядка отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности", далее - Порядок N 73н).
Согласно пункту 8 Порядка N 73н операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании Расходных расписаний.
Таким образом, пункт 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями приведенных выше нормативных правовых актов трактует рассматриваемые доходы как доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, а не как выручку от реализации продукции.
В силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Данная норма применяется только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, а также к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Учитывая изложенное, денежные средства, полученные в рамках исполнения учреждением такой государственной функции как привлечение осужденных к оплачиваемому труду в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Вышеуказанный правовой подход изложен в определении Верховного Суда РФ от 27.02.2015 N 302-КГ14-3438 по делу N А19-14904/2013.
Согласно данным Устава ФКУ "Колония-поселение N 45 ГУФСИН по Свердловской области" является казенным учреждением, имеет статус исправительного учреждения (колония-поселение).
Уставом закреплено, что учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящими доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач.
Главной задачей такого учреждения является осуществление государственной функции по обеспечению исполнения наказания, назначенного судебными органами РФ.
В силу пункта 1 статьи 103 УПК РФ каждый осужденный обязан трудиться на работах, определенных администрацией исправительных учреждений.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2014 г. N 1314 на ФСИН России возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
Таким образом одной из государственных функций учреждения является привлечение осужденных к труду.
Как следует из пояснений ответчика, вся производственная деятельность колонии сопряжена с использованием труда осужденных - колония-поселение получает выручку от производства и выпуска молочной продукции с привлечением осужденных к оплачиваемому труду.
В связи с изложенным отклоняется довод налогового органа о том, что отсутствуют основания для отмены судебного акта, поскольку учреждением до настоящего времени не сданы уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль, в связи с чем в лицевых счетах плательщика числится задолженность по налогу.
Доказательств того факта, что у учреждения в спорные налоговые периоды имелся доход от реализации товаров (работ, услуг), полученный учреждением не от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, налоговым органом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2015 года по делу N А60-46608/2014 следует отменить.
В удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 января 2015 года по делу N А60-46608/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)