Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2010 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., судей Дмитриевой Н.Н., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод гидравлических прессов "Металлист" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2010 по делу N А47-12138/2009 (судья Галиаскарова З.И.), при участии: от открытого акционерного общества "Завод гидравлических прессов "Металлист" - Шейниной Л.М. (директор, протокол заседания наблюдательного совета от 26.10.2009),
установил:
открытое акционерное общество "Завод гидравлических прессов "Металлист" (далее - ОАО "Завод гидравлических прессов "Металлист", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - налоговый орган, инспекция) о признании частично недействительным решения от 10.08.2009 N 1640 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в дело привлечены Управление Федерального кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области (Управление Росреестра по Оренбургской области) и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - третьи лица).
Решением суда первой инстанции от 14.05.2010 в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество привело положения п. 1 ст. 387, п. 2 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановления Оренбургского городского совета от 29.11.2005 N 241, Постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", считает, что судом первой инстанции необоснованно отвергнуты доводы об отсутствии официальной публикации приложения N 3 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов". Кроме того, полагает, что отклонение судом ходатайства об отложении судебного заседания лишило общество возможности достаточным образом аргументировать свою позицию и привести довод о нарушении п. 14 ст. 396 НК РФ.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" представило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Указало в частности на то, что кадастровая стоимость земельного участка общества с кадастровым номером 56:44:0455004:4 определена в соответствии с требованиями законодательства.
Инспекция и Управление Росреестра по Оренбургской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание арбитражного апелляционного суда представители третьих лиц и инспекции не явились, от Управления Росреестра по Оренбургской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила, что довод о нарушении п. 14 ст. 396 НК РФ не приводился в суде первой инстанции, так как представитель налогоплательщика, имеющий специальные знания в области налогообложения не смог явиться в судебное заседание, в связи с чем, было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания. Однако судом это ходатайство отклонено. В настоящее время общество оспаривает в судебном порядке кадастровую стоимость спорного земельного участка.
Представитель общества считает, что обстоятельства, установленные при рассмотрении дела Арбитражного суда Оренбургской области N А47-3229/2010 о признании незаконными действий Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области, связанных с определением кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Яицкая, 15 кадастровый номер56:44:455002:4, будут иметь преюдициальное значение для настоящего спора, в связи с чем ходатайствовала о приостановлении настоящего дела, до вступления в законную силу судебного решения по делу N А47-3229/2010.
Ходатайство о приостановлении производства по делу рассмотрено и отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку оснований для приостановления производства по делу, предусмотренных ст. 143 АПК РФ, не установлено. Доводы представителя общества о том, что решение суда по делу N А47-3229/2010 будет иметь преюдициальное значение для разрешения настоящего дела, подлежат отклонению.
В силу п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Состав лиц, участвующих в настоящем деле и деле N А47-3229/2010 является различным, что исключает применение п. 2 ст. 69 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 08.04.2009 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 г. в отношении земельного участка, принадлежащего ОАО "Завод гидравлических прессов "Металлист" на праве бессрочного пользования и расположенного по адресу г. Оренбург, ул. Яицкая, д. 15; кадастровый номер 56:44:0455004:4.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 09.07.2009 N 10-29/1756 (т. 1, л.д. 119-121) и вынесено решение от 10.08.2009 N 1640 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 122-126). Названным решением обществу доначислен земельный налог за 2008 г. в сумме 594 343 руб., начислены пени в сумме 38 553 руб. 05 коп., а также применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в результате занижения налогооблагаемой базы в сумме 118 868 руб. 60 коп.
Основанием для доначисления земельного налога, соответствующих пени и штрафных санкций явился вывод инспекции о неправомерном занижении налогооблагаемой базы по причинам: исключения налогоплательщиком из первоначального расчета сумм земельного налога площади земельного участка, на который установлен публичный сервитут; и неверного определения кадастровой стоимости земельного участка.
Налоговый орган для исчисления суммы земельного налога руководствовался данными о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленными государственным учреждением "Земельная кадастровая палата Оренбургской области", согласно чему стоимость земельного участка составила 158 491 535 руб., тогда как по данным налогоплательщика стоимость земельного участка составила 42 259 333 руб.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, нарушения, выявленные камеральной налоговой проверкой в исчислении обществом земельного налога, подтверждаются материалами дела.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 2 данной статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 396 НК РФ установлено, что сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, земельный налог определяется как процент от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Таким образом, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков законодательно определен и не является произвольным. Необходимо отметить, что налоговый орган не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, в настоящем случае, на основании распорядительных документов органов муниципальной власти.
Действующим законодательством предусмотрен порядок изменения кадастровой стоимости земельного участка в случае уточнения площади земельного участка, изменения категории земель и вида разрешенного использования.
Однако, в силу ст. 11.1 ЗК РФ, а также п. 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 222 необходимо разделение земельного участка и постановка на кадастровый учет в виде отдельных объектов недвижимости.
В обоснование своих требований общество ссылается на неверный расчет земельного налога, произведенный инспекций. Со ссылкой на положения п. 2 ст. 391 НК РФ, считает, что в отношении площади земельного участка, на котором установлен публичный сервитут при определении ставки земельного налога должен быть применен коэффициент 0,3%, предусмотренный для объектов коммунального хозяйства, в отношении остальной площади земельного участка должен быть применен коэффициент 1,5%. В результате чего, согласно расчету налогоплательщика, он находит незаконным оспариваемое решение в части доначисления земельного налога в сумме 88 675 руб. 79 коп., в части начисления пени в сумме 5 903 руб. 80 коп., а также штрафа в размере 17 735 руб. 16 коп.
Как следует из материалов дела на основании Постановления администрации г. Оренбурга от 12.07.1993 N 471 ОАО "Завод гидропрессов "Металлист" предоставлено право бессрочного пользования земельным участком по адресу: 460000, г. Оренбург, ул. Яицкая, д. 15 площадью 37 657 кв. м о чем имеется свидетельство N 564 от 01.08.1993 г.
Согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту, земельному участку, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Яицкая, 15, площадью 37 657 кв. м и принадлежащему ОАО "Завод гидропрессов "Металлист" присвоен кадастровый номер N 56:44:0455004:4. Кроме того, из данного кадастрового паспорта следует, что указанный земельный участок по категории земель относится к землям населенных пунктов (раздел 8, 8.1), кадастровая стоимость земельного участка составляет 158 491 534 руб. 73 коп.
Идентичная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0455004:4 указана в акте определения кадастровой стоимости земельного участка от 03.12.2009 г., подготовленном Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области.
Однако в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год общество отразило кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0455004:4 в размере 42 259 333,00 руб., чем допустило нарушение ст. 390 НК РФ.
В связи с этим инспекцией правомерно произведен перерасчет земельного налога из расчета указанной кадастровой стоимости.
Довод общества о том, что площадь земельного участка - 1 755 кв. м, занятая публичным сервитутом, относится к земельным участкам, на которых расположены объекты инженерной инфраструктуры муниципального образования, и на основании раздела 2 Постановления Оренбургского городского Совета от 29.11.2005 N 241 "О земельном налоге" налоговая ставка должна составлять 0,3% от кадастровой стоимости участка, занятого объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Действительно, в соответствии с разделом 2 Постановления Оренбургского городского Совета от 29.11.2005 N 241 "О земельном налоге" в 2008 г. были установлены налоговые ставки в следующих размерах:
- - 0,2 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) под индивидуальные и кооперативные гаражи, автостоянки;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Из чего следует, что дифференцированные ставки земельного налога были установлены в отношении различных земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, земельный участок индивидуализируется на основании данных кадастрового учета и тем самым получает характеристики, позволяющие выделить его из других объектов недвижимости по описанию земельного участка, его кадастровому номеру, адресу и площади.
Судом установлено, что обществу принадлежит единый земельный участок площадью 37 657 кв. м с разрешенным использованием "для размещения производственной зоны завода и санитарно-защитной зоны".
Принимая во внимание, что факт принадлежности обществу единого земельного участка площадью 37 657 кв. м кадастровой стоимостью 158 491 534 руб. 73 коп. с разрешенным использованием "для размещения производственной зоны и санитарно-защитной зоны", установлен, следовательно, в соответствии с разделом 2 Постановления Оренбургского городского Совета от 29.11.2005 N 241 "О земельном налоге" при исчислении земельного налога в 2008 г. обществом должна была быть применена налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Иного порядка исчисления земельного налога действующее налоговое законодательство не предусматривает.
Доводы общества о нарушении п. 14 ст. 396 НК РФ и отсутствии официальной публикации приложения N 3 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", арбитражным апелляционным судом не принимаются, как бездоказательные.
Доводы, изложенные обществом в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, и направлены на переоценку представленных доказательств и выводов суда, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на подателя апелляционной жалобы.
Поскольку в порядке статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, последняя подлежит взысканию с открытого акционерного общества "Завод гидравлических прессов "Металлист" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2010 по делу N А47-12138/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод гидравлических прессов "Металлист" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества Завод гидравлических прессов "Металлист" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Н.Н.ДМИТРИЕВА
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2010 N 18АП-6206/2010 ПО ДЕЛУ N А47-12138/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2010 г. N 18АП-6206/2010
Дело N А47-12138/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2010 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., судей Дмитриевой Н.Н., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод гидравлических прессов "Металлист" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2010 по делу N А47-12138/2009 (судья Галиаскарова З.И.), при участии: от открытого акционерного общества "Завод гидравлических прессов "Металлист" - Шейниной Л.М. (директор, протокол заседания наблюдательного совета от 26.10.2009),
установил:
открытое акционерное общество "Завод гидравлических прессов "Металлист" (далее - ОАО "Завод гидравлических прессов "Металлист", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - налоговый орган, инспекция) о признании частично недействительным решения от 10.08.2009 N 1640 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в дело привлечены Управление Федерального кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области (Управление Росреестра по Оренбургской области) и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" (далее - третьи лица).
Решением суда первой инстанции от 14.05.2010 в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество привело положения п. 1 ст. 387, п. 2 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановления Оренбургского городского совета от 29.11.2005 N 241, Постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", считает, что судом первой инстанции необоснованно отвергнуты доводы об отсутствии официальной публикации приложения N 3 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов". Кроме того, полагает, что отклонение судом ходатайства об отложении судебного заседания лишило общество возможности достаточным образом аргументировать свою позицию и привести довод о нарушении п. 14 ст. 396 НК РФ.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" представило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Указало в частности на то, что кадастровая стоимость земельного участка общества с кадастровым номером 56:44:0455004:4 определена в соответствии с требованиями законодательства.
Инспекция и Управление Росреестра по Оренбургской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание арбитражного апелляционного суда представители третьих лиц и инспекции не явились, от Управления Росреестра по Оренбургской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила, что довод о нарушении п. 14 ст. 396 НК РФ не приводился в суде первой инстанции, так как представитель налогоплательщика, имеющий специальные знания в области налогообложения не смог явиться в судебное заседание, в связи с чем, было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания. Однако судом это ходатайство отклонено. В настоящее время общество оспаривает в судебном порядке кадастровую стоимость спорного земельного участка.
Представитель общества считает, что обстоятельства, установленные при рассмотрении дела Арбитражного суда Оренбургской области N А47-3229/2010 о признании незаконными действий Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области, связанных с определением кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Яицкая, 15 кадастровый номер56:44:455002:4, будут иметь преюдициальное значение для настоящего спора, в связи с чем ходатайствовала о приостановлении настоящего дела, до вступления в законную силу судебного решения по делу N А47-3229/2010.
Ходатайство о приостановлении производства по делу рассмотрено и отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку оснований для приостановления производства по делу, предусмотренных ст. 143 АПК РФ, не установлено. Доводы представителя общества о том, что решение суда по делу N А47-3229/2010 будет иметь преюдициальное значение для разрешения настоящего дела, подлежат отклонению.
В силу п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Состав лиц, участвующих в настоящем деле и деле N А47-3229/2010 является различным, что исключает применение п. 2 ст. 69 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 08.04.2009 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 г. в отношении земельного участка, принадлежащего ОАО "Завод гидравлических прессов "Металлист" на праве бессрочного пользования и расположенного по адресу г. Оренбург, ул. Яицкая, д. 15; кадастровый номер 56:44:0455004:4.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 09.07.2009 N 10-29/1756 (т. 1, л.д. 119-121) и вынесено решение от 10.08.2009 N 1640 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 122-126). Названным решением обществу доначислен земельный налог за 2008 г. в сумме 594 343 руб., начислены пени в сумме 38 553 руб. 05 коп., а также применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в результате занижения налогооблагаемой базы в сумме 118 868 руб. 60 коп.
Основанием для доначисления земельного налога, соответствующих пени и штрафных санкций явился вывод инспекции о неправомерном занижении налогооблагаемой базы по причинам: исключения налогоплательщиком из первоначального расчета сумм земельного налога площади земельного участка, на который установлен публичный сервитут; и неверного определения кадастровой стоимости земельного участка.
Налоговый орган для исчисления суммы земельного налога руководствовался данными о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленными государственным учреждением "Земельная кадастровая палата Оренбургской области", согласно чему стоимость земельного участка составила 158 491 535 руб., тогда как по данным налогоплательщика стоимость земельного участка составила 42 259 333 руб.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, нарушения, выявленные камеральной налоговой проверкой в исчислении обществом земельного налога, подтверждаются материалами дела.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 2 данной статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 396 НК РФ установлено, что сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, земельный налог определяется как процент от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Таким образом, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков законодательно определен и не является произвольным. Необходимо отметить, что налоговый орган не наделен полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, в настоящем случае, на основании распорядительных документов органов муниципальной власти.
Действующим законодательством предусмотрен порядок изменения кадастровой стоимости земельного участка в случае уточнения площади земельного участка, изменения категории земель и вида разрешенного использования.
Однако, в силу ст. 11.1 ЗК РФ, а также п. 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 222 необходимо разделение земельного участка и постановка на кадастровый учет в виде отдельных объектов недвижимости.
В обоснование своих требований общество ссылается на неверный расчет земельного налога, произведенный инспекций. Со ссылкой на положения п. 2 ст. 391 НК РФ, считает, что в отношении площади земельного участка, на котором установлен публичный сервитут при определении ставки земельного налога должен быть применен коэффициент 0,3%, предусмотренный для объектов коммунального хозяйства, в отношении остальной площади земельного участка должен быть применен коэффициент 1,5%. В результате чего, согласно расчету налогоплательщика, он находит незаконным оспариваемое решение в части доначисления земельного налога в сумме 88 675 руб. 79 коп., в части начисления пени в сумме 5 903 руб. 80 коп., а также штрафа в размере 17 735 руб. 16 коп.
Как следует из материалов дела на основании Постановления администрации г. Оренбурга от 12.07.1993 N 471 ОАО "Завод гидропрессов "Металлист" предоставлено право бессрочного пользования земельным участком по адресу: 460000, г. Оренбург, ул. Яицкая, д. 15 площадью 37 657 кв. м о чем имеется свидетельство N 564 от 01.08.1993 г.
Согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту, земельному участку, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Яицкая, 15, площадью 37 657 кв. м и принадлежащему ОАО "Завод гидропрессов "Металлист" присвоен кадастровый номер N 56:44:0455004:4. Кроме того, из данного кадастрового паспорта следует, что указанный земельный участок по категории земель относится к землям населенных пунктов (раздел 8, 8.1), кадастровая стоимость земельного участка составляет 158 491 534 руб. 73 коп.
Идентичная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0455004:4 указана в акте определения кадастровой стоимости земельного участка от 03.12.2009 г., подготовленном Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области.
Однако в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год общество отразило кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0455004:4 в размере 42 259 333,00 руб., чем допустило нарушение ст. 390 НК РФ.
В связи с этим инспекцией правомерно произведен перерасчет земельного налога из расчета указанной кадастровой стоимости.
Довод общества о том, что площадь земельного участка - 1 755 кв. м, занятая публичным сервитутом, относится к земельным участкам, на которых расположены объекты инженерной инфраструктуры муниципального образования, и на основании раздела 2 Постановления Оренбургского городского Совета от 29.11.2005 N 241 "О земельном налоге" налоговая ставка должна составлять 0,3% от кадастровой стоимости участка, занятого объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Действительно, в соответствии с разделом 2 Постановления Оренбургского городского Совета от 29.11.2005 N 241 "О земельном налоге" в 2008 г. были установлены налоговые ставки в следующих размерах:
- - 0,2 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) под индивидуальные и кооперативные гаражи, автостоянки;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Из чего следует, что дифференцированные ставки земельного налога были установлены в отношении различных земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, земельный участок индивидуализируется на основании данных кадастрового учета и тем самым получает характеристики, позволяющие выделить его из других объектов недвижимости по описанию земельного участка, его кадастровому номеру, адресу и площади.
Судом установлено, что обществу принадлежит единый земельный участок площадью 37 657 кв. м с разрешенным использованием "для размещения производственной зоны завода и санитарно-защитной зоны".
Принимая во внимание, что факт принадлежности обществу единого земельного участка площадью 37 657 кв. м кадастровой стоимостью 158 491 534 руб. 73 коп. с разрешенным использованием "для размещения производственной зоны и санитарно-защитной зоны", установлен, следовательно, в соответствии с разделом 2 Постановления Оренбургского городского Совета от 29.11.2005 N 241 "О земельном налоге" при исчислении земельного налога в 2008 г. обществом должна была быть применена налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Иного порядка исчисления земельного налога действующее налоговое законодательство не предусматривает.
Доводы общества о нарушении п. 14 ст. 396 НК РФ и отсутствии официальной публикации приложения N 3 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", арбитражным апелляционным судом не принимаются, как бездоказательные.
Доводы, изложенные обществом в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, и направлены на переоценку представленных доказательств и выводов суда, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на подателя апелляционной жалобы.
Поскольку в порядке статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, последняя подлежит взысканию с открытого акционерного общества "Завод гидравлических прессов "Металлист" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2010 по делу N А47-12138/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод гидравлических прессов "Металлист" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества Завод гидравлических прессов "Металлист" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Н.Н.ДМИТРИЕВА
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)