Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.04.2014 ПО ДЕЛУ N А60-4879/2014

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу N А60-4879/2014


Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.С. Воротилкина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи У.С. Тетюцкой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс" (ИНН 6670361980, ОГРН 1116670031433)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006, ОГРН 1046603571508)
о признании незаконным решения от 09.12.2013 г. об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бабичева Е.Б. - представитель по доверенности от 12.02.2014 г.,
заинтересованное лицо извещено 18.03.2014 (протокол судебного заседания), просит рассмотреть дело в его отсутствие (ходатайство от 21.04.2014).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс", обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от 09.12.2013 г., вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга в отношении ООО "Техноимпэкс". А также просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга внести запись о прекращении деятельности ООО "Техноимпэкс" в связи с ликвидацией по представленным документам (вх. N 11244 от 02.12.2013 г.).
От заинтересованного лица в материалы дела 17.03.2014 г. поступил отзыв N 03-05 от 17.03.2014 г., в котором указано следующее.
Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга не может согласиться с указанным заявлением по следующим основаниям:
09.12.2013 Инспекцией вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов. Основание для вынесения решения: отсутствует оформленный надлежащим образом ликвидационный баланс, содержащий достоверные сведения.
Ликвидационный баланс ООО "ТЕХНОИМПЭКС" представленный в инспекцию на регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией содержит недостоверные сведения, таким образом, документы считаются фактически не представленными для регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 41, 131 АПК РФ, Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга просит суд в заявленных требованиях ООО "ТЕХНОИМПЭКС" отказать.
Суд приобщил к материалам дела данный отзыв заинтересованного лица вместе с приложенными документами, за исключением документов по п. 2 приложения (копии материалов камеральной налоговой проверки), поскольку не доказана относимость данных материалов к настоящему делу (в частности, нет ссылки на них в отзыве в нарушение требований ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В предварительном судебном заседании суд осмотрел оригиналы документов согласно представленному заявителем реестру и возвратил их под подпись в реестре.
В предварительном судебном заседании суд приобщил к материалам дела копию расходного кассового ордера N 03 от 01.12.2013 г., подтверждающую уплату государственной пошлины за счет заявителя, представленную заявителем.
В предварительном судебном заседании от заинтересованного лица поступили почтовые документы в подтверждение направления заявителю материалов камеральной налоговой проверки.
Суд данные документы не приобщил к материалам дела и возвратил заинтересованному лицу, поскольку копии материалов камеральной налоговой проверки не приобщены к материалам дела.
От заинтересованного лица в материалы дела 08.04.2014 поступило дополнение к отзыву N 03-05 от 07.08.2014, в котором указано следующее.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по налогу на прибыль за 2012 год (дата представления 12.08.2013). 06.11.2013 по итогам проверки был составлен акт N 44221, в котором налогоплательщику предлагалось уплатить налог, штраф, пени (12.11.2013 акт направлен в адрес налогоплательщика).
09.01.2014 Инспекцией вынесено решение N 37519288/29893 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового законодательства в виде штрафа в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ (14.01.2014 решение направлено в адрес налогоплательщика).
Соответственно ликвидационный баланс ООО "ТЕХНОИМПЭКС" представленный в инспекцию на регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией содержит недостоверные сведения, таким образом документы считаются фактически не представленными для регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 41, 131 АПК РФ, Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга просит суд в заявленных требованиях ООО "ТЕХНОИМПЭКС" отказать.
Суд приобщил к материалам дела данное дополнение к отзыву вместе с приложенными документами.
В судебном заседании заявитель пояснил, что акт камеральной налоговой проверки N 44221 от 06.11.2013 он не получал.
Рассмотрев материалы дела, заслушав заявителя, суд

установил:

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс" зарегистрировано в качестве юридического лица 08.12.2011 и состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга.
Решением N 3 единственного участника Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс" от 15.04.2013 принято решение о добровольной ликвидации общества, назначении ликвидатора.
Сведения о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс", а также о порядке и сроке для заявления требований кредиторов (2 месяца с момента публикации) 22.05.2013 опубликованы в журнале "Вестник Государственной Регистрации".
Решением N 4 единственного участника Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс" от 29.10.2013 утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
Решением N 5 единственного участника Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс" от 30.10.2013 утвержден ликвидационный баланс, который 02.12.2013 вместе с другими документами для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, передан в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга.
Регистрирующий орган 09.12.2013 принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствует оформленный надлежащим образом ликвидационный баланс, содержащий достоверные сведения: составлен акт от 06.11.2013 г. N 44221 по налогу на прибыль за 2012 год, срок вынесения решения не наступил, налоговая база по НДС за 2012 год не соответствует налоговой базе по налогу на прибыль за соответствующий период.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу п. 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (в редакции, действующей на дату принятия решения налогового органа).
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом о государственной регистрации не предусмотрено.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Как следует из текста оспариваемого решения и отзыва заинтересованного лица, основанием для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией послужило отсутствие в представленных для регистрации документах ликвидационного баланса (представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения).
В соответствии с "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Вместе с тем каких-либо доказательств, подтверждающих факт наличия задолженности и имущества у заявителя, а, следовательно, недостоверность ликвидационного баланса, налоговым органом не представлено.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Возражения регистрирующего органа суд признал несостоятельными и отклонил их.
Во-первых, решение от 09.01.2014 N 37519288/29893 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения было вынесено уже после выдачи заявителю справки N 41152 об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, утверждения ликвидационного баланса заявителя, обращения к регистрирующему органу за проведением спорной государственной регистрации и принятия обжалуемого решения.
Поэтому решение от 09.01.2014 не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности заявителя в связи с его ликвидацией.
Во-вторых, доказательств получения заявителем акта N 44221 камеральной налоговой проверки от 06.11.2013 материалы дела не содержат. Заявитель данный факт отрицает, а из реестра внутренних почтовых отправлений от 12.11.2013, представленного заинтересованным лицом, нельзя установить какое именно почтовое отправление было направлено заявителю.
Каких-либо доказательств недостоверности ликвидационного баланса общества заинтересованное лицо не представило, в том числе доказательств наличия у заявителя неисполненных обязательств по налоговым платежам.
В связи с этим суд полагает, что свою процессуальную обязанность, предусмотренную ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо не выполнило и несет риск неблагоприятных последствий этого.
При таких обстоятельствах суд признал все возражения заинтересованного лица несостоятельными и отклонил их.
Поскольку регистрирующим органом не представлено каких-либо иных доказательств наличия оснований для отказа в регистрации ликвидации общества, в судебном заседании оцениваются имеющиеся в деле доказательства.
Как следует из представленного обществом ликвидационного баланса, имущество, а также кредиторская и дебиторская задолженность у общества отсутствует, требования от кредиторов в установленный срок не поступали.
По смыслу ст. 17 Закона о регистрации заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах, что подтверждается соответствующими строками заявления формы Р11001. При этом законодателем за регистрирующим органом не закреплена обязанность осуществления правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов, в том числе по проверке указанных в них сведений.
При разрешении вопроса о правомерности действий регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с наличием у него задолженности по обязательным платежам, образовавшейся в период добровольной ликвидации, возможно учитывать следующее.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регламентирован ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1, 2 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку ст. 49 Налогового кодекса, ст. 64 Гражданского кодекса не предусмотрены специальный порядок и очередность удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам, возникшей в период добровольной ликвидации организации-налогоплательщика, то в случае, если налоговый орган в срок, указанный в п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса, не заявил ликвидационной комиссии свои требования, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица не имеется (п. 27 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 31.03. - 01.04.2010 г.).
При решении вопроса о законности отказа в государственной регистрации ликвидации хозяйственного общества по причине отсутствия в ликвидационном балансе сведений о задолженности по обязательным платежам при условии, что недоимка была выявлена до момента составления промежуточного ликвидационного баланса и акт проверки передан ликвидатору (обществу), рекомендуется принимать во внимание следующее.
Налоговый орган как кредитор по обязательным платежам должен соблюдать установленный ст. 61 - 64 Гражданского кодекса порядок предъявления требований к ликвидируемому должнику. Вручение акта налоговой проверки не является предъявлением требования к должнику в соответствии с положениями ст. 63 Гражданского кодекса (п. 28 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 31.03. - 01.04.2010 г.).
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как препятствует реализации решения о ликвидации юридического лица.
На основании изложенного, оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявленные требования удовлетворены судом в полном объеме, государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп. относится на заинтересованное лицо в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс" (ИНН 6670361980, ОГРН 1116670031433) удовлетворить полностью.
2. Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006) от 09.12.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
3. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс" (ИНН 6670361980, ОГРН 1116670031433) путем государственной регистрации прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс" (ИНН 6670361980, ОГРН 1116670031433) в связи с его ликвидацией по решению единственного участника по представленному пакету документов от 02.12.2013, входящий номер 11244.
4. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Техноимпэкс" (ИНН 6670361980, ОГРН 1116670031433) 2000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
А.С.ВОРОТИЛКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)