Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей И.Г. Винокур, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красиной А.Ю.
при участии:
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю: представитель Соболева Е.С. по доверенности от 17.07.2013, представитель Лисивненко Т.П. по доверенности от 27.01.2014, представитель Козлов А.Ю. по доверенности от 22.10.2013, представитель Вознесенская Д.В. по доверенности от 06.12.2013
от УФНС России по Краснодарскому краю: представитель Козлов А.Ю. по доверенности от 29.07.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2013 по делу N А32-1573/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Кубаньэнерго"
к заинтересованному лицу: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
о признании недействительным ненормативного правового акта
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
установил:
ОАО "Кубаньэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю г. Краснодар (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.08.2012 N 10-27/55/416дсп как несоответствующего нормам налогового законодательства Российской Федерации.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом правомерно в 1 квартале 2008 года были заявлены к вычету суммы НДС 833 268 руб. по счетам-фактурам, выставленным поставщиками в период 2002-2005 годов, связанным с работами по реконструкции ВЛ-110кВт "Кирилловская-Южная", а именно: в момент ввода в эксплуатацию данного объекта согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 119-ФЗ от 22.07.2005.
Обществу неправомерно доначислен налог на прибыль за 2008-2010 годы по расходам в сумме 207 655 133 руб., произведенным по межеванию земельных участков, на которых находятся объекты налогоплательщика; указанные расходы не подпадают под действие статьи 264.1 НК РФ, так как не связаны непосредственно с расходами по приобретению права аренды и не зависят от того, заключен ли в последующем договор аренды, и в соответствии со статьей 264 НК РФ относятся в расходы в периоде их фактического совершения согласно актов выполненных работ.
Налоговым органом неправомерно доначислен налог на прибыль и уменьшены расходы в сумме 8 241 097 руб. на суммы отчислений в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий"; общество правомерно производило отчисления, исходя из тарифно-балансового решения Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края на 2008-2009 годы в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" на основании расчета полезного отпуска без учета котлового метода.
Решением суда от 11.10.2013 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 29.08.2012 N 10-27/55/41дсп о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее нормам НК РФ; с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. Суд первой инстанции согласился с доводами общества.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт, в удовлетворении требований общества отказать.
В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что обществом неправомерно заявлены в 1 квартале 2008 года вычеты по счетам-фактурам 2002-2005 годов, выставленным и оплаченным, в связи с пропуском трехлетнего срока на возмещение НДС; формирование окончательной стоимости недвижимости с учетом проведенной реконструкции не переносит момент заявления вычетов по НДС на период, когда эта стоимость складывается для целей учета при налогообложении.
По мнению инспекции, обществом неправомерно в состав прочих расходов отнесены затраты по межеванию земельных участков без документального подтверждения заключения договоров аренды земельных участков.
Налоговый орган также полагает, что в нарушение статьи 252 НК РФ обществом отнесены на расходы суммы по расчету с ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" за 2008 год в сумме 6 952 880 руб., за 2009 год в сумме 1 288 217 руб. Согласно сведениям Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края для расчета отчислений энергосбережения ОАО "Кубаньэнерго", в соответствии с законодательством, в 2008-2010 годах принимается полезный отпуск электрической энергии региона на основании статистической формы отчетности N 46-ЭЭ (передача) ОАО " Кубаньэнерго"; налогоплательщик должен был проводить расчет (передачи) электроэнергии в соответствии с указанным в графе "примечание" к форме N 46-ЭЭ.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившегося представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
От заявителя поступили документы в обоснование своей позиции.
От инспекции поступило дополнение к апелляционной жалобе, которое приобщено судом к материалам дела.
Представитель налогового органа представил копии счетов-фактур и книги покупок, которые также приобщены к материалам дела.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю проведена выездная налоговая проверка ОАО "Кубаньэнерго" по вопросу соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, правильности, своевременности и полноты их исчисления за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 20.07.2012 N 10-27/51/308дсп.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 29.08.2012 N 10-27/55/416дсп о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому доначислены 22 115 180 руб. налога на прибыль организаций, 833 268 руб. НДС, 21 423 руб. пени, 135 856 руб. штрафа, уменьшен убыток за 2010 год в сумме 92 404 865 руб.
Основаниями для доначисления сумм налогов, пени и привлечения общества к ответственности послужили выводы налогового органа:
- о предъявлении к возмещению НДС в сумме 833 268 руб. с пропуском трехлетнего срока;
- о необоснованном отнесении обществом на расходы суммы по межеванию земельных участков в размере 48 837 056 руб. за 2008 год, 66 416 212 руб. за 2009 год, 92 404 865 руб. за 2010 год;
- о необоснованном отнесении на расходы суммы, уплаченной в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий", в размере 8 241 097 руб.
Полагая указанное решение незаконным, общество обратилось в УФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
Решением от 18.10.2012 N 20-12-1074 УФНС России по Краснодарскому краю оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения, утвердив решение налогового органа.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
По эпизоду, связанному с предъявлением к возмещению сумм НДС в 1 квартале 2008 года по счетам-фактурам 2002-2005 годов.
Как следует из материалов дела, инспекция не приняла к вычету 833 268 руб. НДС, заявленный в 1 квартале 2008 года, по следующим счетам-фактурам: от 23.04.2002 N 000151, от 28.10.2002 N 000691, от 31.12.2003 N 12000071, от 31.12.2003 N 11, от 06.10.2003, от 05.07.2004 N 20, от 30.06.2003 N 00000545, от 07.08.2003 N 00000511, от 30.04.2003 N 00000275, от 30.04.2003 N 00000274, от 30.01.2002 N 20, от 30.06.2003 N 00000338, от 31.10.2003 N 00000682, от 06.10.2002 N 44, от 12.01.2004 N 1, от 19.11.2003 N 3082/03, от 30.07.2002 N 1, от 07.04.2004 N 3, от 29.07.2004 N 4, от 10.12.2004 N 5, от 24.05.2005 N 4, от 17.10.2003 N 1, от 05.07.2004 N 20, 31.12.2003 N 11, от 17.10.2003 N 1, от 06.10.2003 N 1, от 30.07.2002 N 1.
Налоговый орган полагает, что обществом не соблюден трехлетний срок для применения вычетов по НДС. Согласно сведениям книги покупок счета-фактуры оплачены в 2003-2004 г.г., соответсвенно, право на вычет по ним возникло в 2003-2004 г.г.
Оценивая доводы сторон по данному эпизоду, судебная коллегия исходила из следующего.
Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ внесены изменения в главу 21 НК РФ, в том числе изменения, связанные с применением налоговых вычетов по НДС.
Согласно измененному пункту 5 статьи 172 НК РФ, вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи, т.е. суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ производятся в общем порядке.
В редакции, действовавшей до 01.01.2006, такие вычеты производились по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Поскольку указанные счета-фактуры датированы 2002-2005 годами, у общества в соответствии с действовавшим в тот период налоговым законодательством не было оснований для заявления спорных налоговых вычетов в 2002-2005 годах, поскольку объект капитального строительства не был введен в эксплуатацию.
В статье 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ приведены переходные положения, устанавливающие порядок предъявления к вычету НДС по определенным хозяйственным операциям. В частности, указывается, что суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычетам по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, или при реализации объектов незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
Суд первой инстанции при вынесении решения исходил из того, что указанная сумма была предъявлена к возмещению в связи с реконструкцией ВЛ-110 кВ "Кирилловская-Южная"; законченный строительством объект был введен в эксплуатацию 29.12.2007 (приказом директора филиала ОАО "Кубаньэнерго" от 29.12.2007 N 596); акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств N 95, акт приемки законченного строительством объекта N 2 также датированы 29.12.2007; в связи с чем суд пришел к выводу о правомерности заявленного в 1 квартале 2008 года вычета.
Судебная коллегия полагает данный вывод недостаточно обоснованными.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В ходе мероприятий налогового контроля обществу было выставлено требование N 6109 от 17.05.2012 о предоставлении документов, подтверждающих суммы НДС к возмещению (договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, документы, подтверждающие оплату и принятие на учет товарно-материальных ценностей). Истребованные документы представлены не были.
Обществом не представлены какие-либо первичные документы - сметы, акты выполненных работ, подтверждающие отнесение счетов фактур к реконструкции ВЭЛ. Само по себе указание в счете-фактуре на данное обстоятельство при отсутствии иных подтверждающих документов не является достаточным. Кроме того, часть счетов-фактур таких указаний вообще не имеет, а связана с приобретением стройматериалов.
Таким образом, не имеется доказательств отнесения к реконструкции указанного объекта материалов и работ, поименованных в счетах-фактурах, по которым заявлен вычет.
В связи с чем, требования общества в данной части не подлежат удовлетворению.
По эпизоду, связанному с расходами по межеванию земельных участков.
Согласно оспариваемому решению, обществом в нарушение статьи 252 НК РФ на расходы излишне отнесена сумма по межеванию земельных участков в размере 48 837 056 руб. за 2008 год, 66 416 212 руб. за 2009 год, 92 404 865 руб. за 2010 год.
Установлено, что спорные земельные участки принадлежали ОАО "Кубаньэнерго" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Для заключения договоров аренды земельных участков проведена работа по межеванию в 2008 году на основании заключенных договоров с организациями, выполняющими кадастровые работы и оказывающие услуги по сопровождению документов при государственном кадастровом учете и оформлении права аренды на земельные участки, занятые электросетевыми комплексами.
Налоговым органом установлено, что затраты по межеванию за 2008 год составили 60 408 400 руб., с учетом заключенных договоров аренды затраты по межеванию земельных участков не приняты в сумме 48 837 056 руб., в 2009 году - 66 413 212 руб., в 2010 году - 92 404 865 руб.
По мнению инспекции, в связи с отсутствием договора аренды в деятельности, направленной на получение дохода, земельные участки не используются и если расходы относятся к последующим платежам, то есть обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, организация не вправе списывать их; на порядок учета расходов, связанных с правом на заключение договора аренды, влияет факт обязательности в последующем заключения договора аренды; расходы на межевание земельных участков по незаключенным договорам аренды не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, в связи с чем произведенные расходы по межеванию неправомерно отнесены на расходы для целей налогообложения, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Отклоняя доводы налогового органа в этой части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок признания расходов определен статей 272 НК РФ, согласно пункту 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.
Вместе с тем, пункт 7 статьи 272 НК РФ содержит специальную норму, предусматривающую способ определения даты осуществления внереализационных и прочих расходов. Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
В данном случае общество проводило работы по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, привлекая для этих целей специализированные организации.
Таким образом, ОАО "Кубаньэнерго" проводило работы по заключению договоров аренды с целью переоформления имеющегося права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Специализированные организации выполняли для общества работы по проведению комплекса землеустроительных мероприятий по землям, занимаемым электросетевыми комплексами, их охранными зонами, экономическому анализу землепользования и иные работы с целью заключения договоров аренды на земельные участки.
Карточками счета, представленными обществом в материалы дела, подтверждается оплата указанных услуг.
Указанные расходы общество отразило в бухгалтерском учете в составе расходов, связанных с производством и реализацией.
Таким образом, в силу приведенных норм расходы по оплате услуг специализированных организаций по межеванию признаются в целях налогообложения прибыли в отчетном (налоговом) периоде их фактического оказания. В тех случаях, когда оказание услуг специализированными организациям подтверждается актом, датой осуществления данных расходов является дата подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.
В данном случае, расходы на межевание были фактически осуществлены в 2008, 2009, 2010 годах, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения соответственно в 2008, 2009, 2010 годах. Суд правильно квалифицировал их по подпункту 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ,
В связи с изложенным, вывод налогового органа о том, что расходы по незаключенным договорам аренды не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы налогу на прибыль как не соответствующие условиям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, обоснованно не принят судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы в этой части повторяют возражения инспекции, заявленные в суде первой инстанции, которые получили надлежащую оценку. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
По эпизоду, связанному с отнесением на расходы суммы, уплаченной ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий", в размере 8 241 097 руб.
Установлено, что ОАО "Кубаньэнерго" осуществляло расходы в виде отчислений в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий".
При этом, налоговым органом сделан вывод, что общество в нарушение статьи 252 НК РФ в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, отнесло излишне начисленную сумму отчислений в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" за период 2008-2010 годов в общей сумме 8 241 097 руб., в том числе: в 2008 году - 6 952 880 руб., в 2009 году - 1 288 217 руб.
Согласно сведений Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края для расчета отчислений энергосбережения ОАО "Кубаньэнерго" в соответствии с законодательством принимается полезный отпуск электрической энергии региона на основании статистической формы отчетности N 46-ЭЭ (передача) ОАО "Кубаньэнерго".
Отклоняя доводы инспекции в этой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В пункте 1 статьи 252 Кодекса установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 265 Кодекса).
Между ГК КК "Центр энергосбережения и новых технологий" и ОАО "Кубаньэнерго" были заключены договоры о порядке расчетов N 1-ЭК/08/407/30-220-ШСК от 12.02.2008 и N 1-ЭК/09/407/30-135 от 17.02.2009, в соответствии с условиями которых общество приняло на себя обязательства перечислять на расчетный счет учреждения составляющую тарифа (денежные средства) на цели энергосбережения.
Пунктом 2.1 указанных договоров предусмотрено, что норматив расчета суммы отчислений на энергосбережение определяется действующим решением Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Таким образом, обществом производятся отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" на основании постановления главы Администрации Краснодарского края от 03.10.2002 N 1140 "О порядке консолидации и использования средств, направляемых на реализацию энергосберегающей политики Краснодарского края", решения Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2004 N 12/2004 "Об утверждении норматива отчислений на энергосбережение" Государственному учреждению Краснодарского края "Центр энергосбережения и новых технологий", а также приказа Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 05.12.2007 N 53/2007-э "Об утверждении норматива отчислений на энергосбережение Государственному унитарному предприятию Республики Адыгея "Коммунально-энергетические ресурсы".
Согласно заключению Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.12.2007 N 60-Э в соответствии с действующей нормативно-правовой базой Российской Федерации при установлении тарифов на 2008 год применен котловой метод установления размера платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям региона.
Исходя из этого, при расчете ставки оплаты потерь электрической энергии на передачу, средневзвешенная стоимость оплаты нормативной величины технологического расхода (потерь) электроэнергии при ее передаче определены исходя из стоимости покупки энергии с оптового рынка с учетом оплаты услуг по организации функционирования и развитию Единой энергосистемы России и услуг по организации функционирования торговой системы оптового рынка, оказываемые НП "АТС", а также с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. При этом стоимость покупки электрической энергии и мощности с оптового и регионального рынков, учтенная в расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определена с учетом доли нерегулируемых цен в соответствии с приказом ФСТ России от 21.08.2007 N 166-э/1, а также с учетом прогнозных показателей Минэкономразвития России, определенных "Прогнозом социально-экономического развития на 2008 год, параметров прогноза на период до 2010 года и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий".
Согласно заключению Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.12.2007 N 60-Э ОАО "Кубаньэнерго" заявлено на 2008 год - 150 492 тыс. руб.
Указанная сумма была принята экспертами.
В соответствии с данным заключением при прогнозной величине полезного отпуска энергии из сетей ОАО "Кубаньэнерго" (без учета котлового метода) на 2008 год - 15 600,97 млн. кВт*ч, комиссией приняты расходы по статье "прочие расходы" на 2008 год отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" в размере 156 009,7 тыс. руб.
Согласно заключению Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.12.2007 N 60-Э "По расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на 2008 год": прием энергии в электрические сети сетевых организаций региона составляет 17 959,01 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии конечным потребителям региона (котловой) составляет 14 717,17 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии из сетей ОАО "Кубаньэнерго" (без учета котлового метода) 15 600,97 млн. кВт*ч.
В тарифно-базовом решении Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края на 2008 год отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" приняты в сумме 156 009,7 тыс. руб. на основании расчета полезного отпуска, без учета котлового метода.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о правильности расчета отчислений в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" в соответствии с размером отчислений, принятом для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2008 год.
Согласно экспертному заключению Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2008 N 43-Э "По расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на 2009 год": прием энергии в электрические сети сетевых организаций региона составляет 18 776,9 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии конечным потребителям региона (котловой) составляет 15 332,5 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии из сетей ОАО "Кубаньэнерго" (без учета котлового метода) 16 283,86 млн. кВт*ч.
В тарифно-балансовом решении Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края на 2009 год отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" за 2009 год соответствует размеру отчислений, принятому для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год.
В соответствии с заключением Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2008 N 43-Э отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" заявлены на 2009 год в размере 163 730,3 тыс. руб.
Прогнозная величина полезного отпуска энергии из сетей ОАО "Кубаньэнерго" (без учета котлового метода) на 2009 год составит 16 283,86 млн. кВт*ч, в том числе Краснодарский край - 15 589,5 млн. кВт*ч, Республика Адыгея - 694,36 млн. кВт*ч.
Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края приняты расходы по статье "прочие расходы" на 2009 год отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" в размере 162 839 тыс. руб., в том числе Краснодарский край - 155 895 тыс. руб., Республика Адыгея - 6 944 тыс. руб.
Следовательно, ОАО "Кубаньэнерго" правомерно производило отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий", руководствуясь заключениями Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории Краснодарского края и указанному в них методу расчета полезного отпуска без учета котлового метода.
Платежными поручениями подтверждается перечисление консолидированных денежных средств ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий".
В связи с изложенным, общая сумма в размере 8 241 097 руб. отчислений за 2008-2009 годы в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" правомерно принята в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2008-2009 годы.
В связи с изложенным, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение налогового органа в данной части не соответствует действующему законодательству.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы по данному эпизоду, судебная коллегия также учитывает, что инспекция не вправе проверять правильность примененного в расчетах (передачи) электроэнергии метода. Инспекция доказательств нереальности сделки и получения обществом необоснованной налоговой выгоды не представила. Все предусмотренные НК РФ документы для подтверждения расходов и права на налоговый вычет обществом в инспекцию представлены. Доказательств недостоверности или противоречивости документов не представлено. Указанные расходы фактически понесены и связаны с получением дохода, соответствуют ст. 252 НК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене по эпизоду, связанному с предъявлением к возмещению сумм НДС в 1 квартале 2008 года по счетам-фактурам 2002-2005 годов, в остальной части судебный акт следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-1573/2013 отменить в части признания недействительным Решения МРИ ФНС по КН по КК N 10-27/55/41 в части доначисления НДС в сумме 833 268 рублей. В указанной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-1573/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2014 N 15АП-20169/2013 ПО ДЕЛУ N А32-1573/2013
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. N 15АП-20169/2013
Дело N А32-1573/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей И.Г. Винокур, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красиной А.Ю.
при участии:
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю: представитель Соболева Е.С. по доверенности от 17.07.2013, представитель Лисивненко Т.П. по доверенности от 27.01.2014, представитель Козлов А.Ю. по доверенности от 22.10.2013, представитель Вознесенская Д.В. по доверенности от 06.12.2013
от УФНС России по Краснодарскому краю: представитель Козлов А.Ю. по доверенности от 29.07.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.10.2013 по делу N А32-1573/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Кубаньэнерго"
к заинтересованному лицу: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
о признании недействительным ненормативного правового акта
принятое в составе судьи Шкира Д.М.
установил:
ОАО "Кубаньэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю г. Краснодар (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.08.2012 N 10-27/55/416дсп как несоответствующего нормам налогового законодательства Российской Федерации.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом правомерно в 1 квартале 2008 года были заявлены к вычету суммы НДС 833 268 руб. по счетам-фактурам, выставленным поставщиками в период 2002-2005 годов, связанным с работами по реконструкции ВЛ-110кВт "Кирилловская-Южная", а именно: в момент ввода в эксплуатацию данного объекта согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 119-ФЗ от 22.07.2005.
Обществу неправомерно доначислен налог на прибыль за 2008-2010 годы по расходам в сумме 207 655 133 руб., произведенным по межеванию земельных участков, на которых находятся объекты налогоплательщика; указанные расходы не подпадают под действие статьи 264.1 НК РФ, так как не связаны непосредственно с расходами по приобретению права аренды и не зависят от того, заключен ли в последующем договор аренды, и в соответствии со статьей 264 НК РФ относятся в расходы в периоде их фактического совершения согласно актов выполненных работ.
Налоговым органом неправомерно доначислен налог на прибыль и уменьшены расходы в сумме 8 241 097 руб. на суммы отчислений в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий"; общество правомерно производило отчисления, исходя из тарифно-балансового решения Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края на 2008-2009 годы в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" на основании расчета полезного отпуска без учета котлового метода.
Решением суда от 11.10.2013 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 29.08.2012 N 10-27/55/41дсп о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее нормам НК РФ; с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. Суд первой инстанции согласился с доводами общества.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт, в удовлетворении требований общества отказать.
В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что обществом неправомерно заявлены в 1 квартале 2008 года вычеты по счетам-фактурам 2002-2005 годов, выставленным и оплаченным, в связи с пропуском трехлетнего срока на возмещение НДС; формирование окончательной стоимости недвижимости с учетом проведенной реконструкции не переносит момент заявления вычетов по НДС на период, когда эта стоимость складывается для целей учета при налогообложении.
По мнению инспекции, обществом неправомерно в состав прочих расходов отнесены затраты по межеванию земельных участков без документального подтверждения заключения договоров аренды земельных участков.
Налоговый орган также полагает, что в нарушение статьи 252 НК РФ обществом отнесены на расходы суммы по расчету с ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" за 2008 год в сумме 6 952 880 руб., за 2009 год в сумме 1 288 217 руб. Согласно сведениям Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края для расчета отчислений энергосбережения ОАО "Кубаньэнерго", в соответствии с законодательством, в 2008-2010 годах принимается полезный отпуск электрической энергии региона на основании статистической формы отчетности N 46-ЭЭ (передача) ОАО " Кубаньэнерго"; налогоплательщик должен был проводить расчет (передачи) электроэнергии в соответствии с указанным в графе "примечание" к форме N 46-ЭЭ.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившегося представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
От заявителя поступили документы в обоснование своей позиции.
От инспекции поступило дополнение к апелляционной жалобе, которое приобщено судом к материалам дела.
Представитель налогового органа представил копии счетов-фактур и книги покупок, которые также приобщены к материалам дела.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю проведена выездная налоговая проверка ОАО "Кубаньэнерго" по вопросу соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, правильности, своевременности и полноты их исчисления за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 20.07.2012 N 10-27/51/308дсп.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 29.08.2012 N 10-27/55/416дсп о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому доначислены 22 115 180 руб. налога на прибыль организаций, 833 268 руб. НДС, 21 423 руб. пени, 135 856 руб. штрафа, уменьшен убыток за 2010 год в сумме 92 404 865 руб.
Основаниями для доначисления сумм налогов, пени и привлечения общества к ответственности послужили выводы налогового органа:
- о предъявлении к возмещению НДС в сумме 833 268 руб. с пропуском трехлетнего срока;
- о необоснованном отнесении обществом на расходы суммы по межеванию земельных участков в размере 48 837 056 руб. за 2008 год, 66 416 212 руб. за 2009 год, 92 404 865 руб. за 2010 год;
- о необоснованном отнесении на расходы суммы, уплаченной в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий", в размере 8 241 097 руб.
Полагая указанное решение незаконным, общество обратилось в УФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
Решением от 18.10.2012 N 20-12-1074 УФНС России по Краснодарскому краю оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения, утвердив решение налогового органа.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
По эпизоду, связанному с предъявлением к возмещению сумм НДС в 1 квартале 2008 года по счетам-фактурам 2002-2005 годов.
Как следует из материалов дела, инспекция не приняла к вычету 833 268 руб. НДС, заявленный в 1 квартале 2008 года, по следующим счетам-фактурам: от 23.04.2002 N 000151, от 28.10.2002 N 000691, от 31.12.2003 N 12000071, от 31.12.2003 N 11, от 06.10.2003, от 05.07.2004 N 20, от 30.06.2003 N 00000545, от 07.08.2003 N 00000511, от 30.04.2003 N 00000275, от 30.04.2003 N 00000274, от 30.01.2002 N 20, от 30.06.2003 N 00000338, от 31.10.2003 N 00000682, от 06.10.2002 N 44, от 12.01.2004 N 1, от 19.11.2003 N 3082/03, от 30.07.2002 N 1, от 07.04.2004 N 3, от 29.07.2004 N 4, от 10.12.2004 N 5, от 24.05.2005 N 4, от 17.10.2003 N 1, от 05.07.2004 N 20, 31.12.2003 N 11, от 17.10.2003 N 1, от 06.10.2003 N 1, от 30.07.2002 N 1.
Налоговый орган полагает, что обществом не соблюден трехлетний срок для применения вычетов по НДС. Согласно сведениям книги покупок счета-фактуры оплачены в 2003-2004 г.г., соответсвенно, право на вычет по ним возникло в 2003-2004 г.г.
Оценивая доводы сторон по данному эпизоду, судебная коллегия исходила из следующего.
Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ внесены изменения в главу 21 НК РФ, в том числе изменения, связанные с применением налоговых вычетов по НДС.
Согласно измененному пункту 5 статьи 172 НК РФ, вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 Кодекса, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи, т.е. суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ производятся в общем порядке.
В редакции, действовавшей до 01.01.2006, такие вычеты производились по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Поскольку указанные счета-фактуры датированы 2002-2005 годами, у общества в соответствии с действовавшим в тот период налоговым законодательством не было оснований для заявления спорных налоговых вычетов в 2002-2005 годах, поскольку объект капитального строительства не был введен в эксплуатацию.
В статье 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ приведены переходные положения, устанавливающие порядок предъявления к вычету НДС по определенным хозяйственным операциям. В частности, указывается, что суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычетам по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, или при реализации объектов незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
Суд первой инстанции при вынесении решения исходил из того, что указанная сумма была предъявлена к возмещению в связи с реконструкцией ВЛ-110 кВ "Кирилловская-Южная"; законченный строительством объект был введен в эксплуатацию 29.12.2007 (приказом директора филиала ОАО "Кубаньэнерго" от 29.12.2007 N 596); акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств N 95, акт приемки законченного строительством объекта N 2 также датированы 29.12.2007; в связи с чем суд пришел к выводу о правомерности заявленного в 1 квартале 2008 года вычета.
Судебная коллегия полагает данный вывод недостаточно обоснованными.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В ходе мероприятий налогового контроля обществу было выставлено требование N 6109 от 17.05.2012 о предоставлении документов, подтверждающих суммы НДС к возмещению (договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры, документы, подтверждающие оплату и принятие на учет товарно-материальных ценностей). Истребованные документы представлены не были.
Обществом не представлены какие-либо первичные документы - сметы, акты выполненных работ, подтверждающие отнесение счетов фактур к реконструкции ВЭЛ. Само по себе указание в счете-фактуре на данное обстоятельство при отсутствии иных подтверждающих документов не является достаточным. Кроме того, часть счетов-фактур таких указаний вообще не имеет, а связана с приобретением стройматериалов.
Таким образом, не имеется доказательств отнесения к реконструкции указанного объекта материалов и работ, поименованных в счетах-фактурах, по которым заявлен вычет.
В связи с чем, требования общества в данной части не подлежат удовлетворению.
По эпизоду, связанному с расходами по межеванию земельных участков.
Согласно оспариваемому решению, обществом в нарушение статьи 252 НК РФ на расходы излишне отнесена сумма по межеванию земельных участков в размере 48 837 056 руб. за 2008 год, 66 416 212 руб. за 2009 год, 92 404 865 руб. за 2010 год.
Установлено, что спорные земельные участки принадлежали ОАО "Кубаньэнерго" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Для заключения договоров аренды земельных участков проведена работа по межеванию в 2008 году на основании заключенных договоров с организациями, выполняющими кадастровые работы и оказывающие услуги по сопровождению документов при государственном кадастровом учете и оформлении права аренды на земельные участки, занятые электросетевыми комплексами.
Налоговым органом установлено, что затраты по межеванию за 2008 год составили 60 408 400 руб., с учетом заключенных договоров аренды затраты по межеванию земельных участков не приняты в сумме 48 837 056 руб., в 2009 году - 66 413 212 руб., в 2010 году - 92 404 865 руб.
По мнению инспекции, в связи с отсутствием договора аренды в деятельности, направленной на получение дохода, земельные участки не используются и если расходы относятся к последующим платежам, то есть обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, организация не вправе списывать их; на порядок учета расходов, связанных с правом на заключение договора аренды, влияет факт обязательности в последующем заключения договора аренды; расходы на межевание земельных участков по незаключенным договорам аренды не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие условиям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, в связи с чем произведенные расходы по межеванию неправомерно отнесены на расходы для целей налогообложения, что привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Отклоняя доводы налогового органа в этой части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок признания расходов определен статей 272 НК РФ, согласно пункту 1 которой расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.
Вместе с тем, пункт 7 статьи 272 НК РФ содержит специальную норму, предусматривающую способ определения даты осуществления внереализационных и прочих расходов. Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
В данном случае общество проводило работы по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, привлекая для этих целей специализированные организации.
Таким образом, ОАО "Кубаньэнерго" проводило работы по заключению договоров аренды с целью переоформления имеющегося права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Специализированные организации выполняли для общества работы по проведению комплекса землеустроительных мероприятий по землям, занимаемым электросетевыми комплексами, их охранными зонами, экономическому анализу землепользования и иные работы с целью заключения договоров аренды на земельные участки.
Карточками счета, представленными обществом в материалы дела, подтверждается оплата указанных услуг.
Указанные расходы общество отразило в бухгалтерском учете в составе расходов, связанных с производством и реализацией.
Таким образом, в силу приведенных норм расходы по оплате услуг специализированных организаций по межеванию признаются в целях налогообложения прибыли в отчетном (налоговом) периоде их фактического оказания. В тех случаях, когда оказание услуг специализированными организациям подтверждается актом, датой осуществления данных расходов является дата подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.
В данном случае, расходы на межевание были фактически осуществлены в 2008, 2009, 2010 годах, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения соответственно в 2008, 2009, 2010 годах. Суд правильно квалифицировал их по подпункту 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ,
В связи с изложенным, вывод налогового органа о том, что расходы по незаключенным договорам аренды не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы налогу на прибыль как не соответствующие условиям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, обоснованно не принят судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы в этой части повторяют возражения инспекции, заявленные в суде первой инстанции, которые получили надлежащую оценку. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
По эпизоду, связанному с отнесением на расходы суммы, уплаченной ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий", в размере 8 241 097 руб.
Установлено, что ОАО "Кубаньэнерго" осуществляло расходы в виде отчислений в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий".
При этом, налоговым органом сделан вывод, что общество в нарушение статьи 252 НК РФ в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, отнесло излишне начисленную сумму отчислений в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" за период 2008-2010 годов в общей сумме 8 241 097 руб., в том числе: в 2008 году - 6 952 880 руб., в 2009 году - 1 288 217 руб.
Согласно сведений Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края для расчета отчислений энергосбережения ОАО "Кубаньэнерго" в соответствии с законодательством принимается полезный отпуск электрической энергии региона на основании статистической формы отчетности N 46-ЭЭ (передача) ОАО "Кубаньэнерго".
Отклоняя доводы инспекции в этой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В пункте 1 статьи 252 Кодекса установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 265 Кодекса).
Между ГК КК "Центр энергосбережения и новых технологий" и ОАО "Кубаньэнерго" были заключены договоры о порядке расчетов N 1-ЭК/08/407/30-220-ШСК от 12.02.2008 и N 1-ЭК/09/407/30-135 от 17.02.2009, в соответствии с условиями которых общество приняло на себя обязательства перечислять на расчетный счет учреждения составляющую тарифа (денежные средства) на цели энергосбережения.
Пунктом 2.1 указанных договоров предусмотрено, что норматив расчета суммы отчислений на энергосбережение определяется действующим решением Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Таким образом, обществом производятся отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" на основании постановления главы Администрации Краснодарского края от 03.10.2002 N 1140 "О порядке консолидации и использования средств, направляемых на реализацию энергосберегающей политики Краснодарского края", решения Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2004 N 12/2004 "Об утверждении норматива отчислений на энергосбережение" Государственному учреждению Краснодарского края "Центр энергосбережения и новых технологий", а также приказа Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 05.12.2007 N 53/2007-э "Об утверждении норматива отчислений на энергосбережение Государственному унитарному предприятию Республики Адыгея "Коммунально-энергетические ресурсы".
Согласно заключению Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.12.2007 N 60-Э в соответствии с действующей нормативно-правовой базой Российской Федерации при установлении тарифов на 2008 год применен котловой метод установления размера платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям региона.
Исходя из этого, при расчете ставки оплаты потерь электрической энергии на передачу, средневзвешенная стоимость оплаты нормативной величины технологического расхода (потерь) электроэнергии при ее передаче определены исходя из стоимости покупки энергии с оптового рынка с учетом оплаты услуг по организации функционирования и развитию Единой энергосистемы России и услуг по организации функционирования торговой системы оптового рынка, оказываемые НП "АТС", а также с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. При этом стоимость покупки электрической энергии и мощности с оптового и регионального рынков, учтенная в расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определена с учетом доли нерегулируемых цен в соответствии с приказом ФСТ России от 21.08.2007 N 166-э/1, а также с учетом прогнозных показателей Минэкономразвития России, определенных "Прогнозом социально-экономического развития на 2008 год, параметров прогноза на период до 2010 года и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий".
Согласно заключению Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.12.2007 N 60-Э ОАО "Кубаньэнерго" заявлено на 2008 год - 150 492 тыс. руб.
Указанная сумма была принята экспертами.
В соответствии с данным заключением при прогнозной величине полезного отпуска энергии из сетей ОАО "Кубаньэнерго" (без учета котлового метода) на 2008 год - 15 600,97 млн. кВт*ч, комиссией приняты расходы по статье "прочие расходы" на 2008 год отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" в размере 156 009,7 тыс. руб.
Согласно заключению Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26.12.2007 N 60-Э "По расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на 2008 год": прием энергии в электрические сети сетевых организаций региона составляет 17 959,01 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии конечным потребителям региона (котловой) составляет 14 717,17 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии из сетей ОАО "Кубаньэнерго" (без учета котлового метода) 15 600,97 млн. кВт*ч.
В тарифно-базовом решении Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края на 2008 год отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" приняты в сумме 156 009,7 тыс. руб. на основании расчета полезного отпуска, без учета котлового метода.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о правильности расчета отчислений в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" в соответствии с размером отчислений, принятом для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2008 год.
Согласно экспертному заключению Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2008 N 43-Э "По расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории Краснодарского края и Республики Адыгея на 2009 год": прием энергии в электрические сети сетевых организаций региона составляет 18 776,9 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии конечным потребителям региона (котловой) составляет 15 332,5 млн. кВт*ч; отпуск электрической энергии из сетей ОАО "Кубаньэнерго" (без учета котлового метода) 16 283,86 млн. кВт*ч.
В тарифно-балансовом решении Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края на 2009 год отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" за 2009 год соответствует размеру отчислений, принятому для формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год.
В соответствии с заключением Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2008 N 43-Э отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" заявлены на 2009 год в размере 163 730,3 тыс. руб.
Прогнозная величина полезного отпуска энергии из сетей ОАО "Кубаньэнерго" (без учета котлового метода) на 2009 год составит 16 283,86 млн. кВт*ч, в том числе Краснодарский край - 15 589,5 млн. кВт*ч, Республика Адыгея - 694,36 млн. кВт*ч.
Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края приняты расходы по статье "прочие расходы" на 2009 год отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" в размере 162 839 тыс. руб., в том числе Краснодарский край - 155 895 тыс. руб., Республика Адыгея - 6 944 тыс. руб.
Следовательно, ОАО "Кубаньэнерго" правомерно производило отчисления в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий", руководствуясь заключениями Региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для потребителей услуг на территории Краснодарского края и указанному в них методу расчета полезного отпуска без учета котлового метода.
Платежными поручениями подтверждается перечисление консолидированных денежных средств ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий".
В связи с изложенным, общая сумма в размере 8 241 097 руб. отчислений за 2008-2009 годы в ГУ КК "Центр энергосбережения и новых технологий" правомерно принята в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2008-2009 годы.
В связи с изложенным, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение налогового органа в данной части не соответствует действующему законодательству.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы по данному эпизоду, судебная коллегия также учитывает, что инспекция не вправе проверять правильность примененного в расчетах (передачи) электроэнергии метода. Инспекция доказательств нереальности сделки и получения обществом необоснованной налоговой выгоды не представила. Все предусмотренные НК РФ документы для подтверждения расходов и права на налоговый вычет обществом в инспекцию представлены. Доказательств недостоверности или противоречивости документов не представлено. Указанные расходы фактически понесены и связаны с получением дохода, соответствуют ст. 252 НК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене по эпизоду, связанному с предъявлением к возмещению сумм НДС в 1 квартале 2008 года по счетам-фактурам 2002-2005 годов, в остальной части судебный акт следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-1573/2013 отменить в части признания недействительным Решения МРИ ФНС по КН по КК N 10-27/55/41 в части доначисления НДС в сумме 833 268 рублей. В указанной части в удовлетворении требований отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2013 по делу N А32-1573/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)