Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3461/2014) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Агрофирма "Дубрава" (ОГРН 1027200815597, ИНН 7229005474) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области о признании недействительным в части решения N 21957А от 09.12.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - Аношкин А.Ю., по доверенности N 05-11/00061 от 15.01.2014;
- от закрытого акционерного общества "Агрофирма "Дубрава" - Тубаев А.Р., по доверенности N 13 от 10.12.2013;
- установил:
закрытое акционерное общества "Агрофирма "Дубрава" (далее по тексту - заявитель, ЗАО "Агрофирма "Дубрава", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 51), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) о признании недействительным решения N 21957А от 09.12.2013 об отказе в государственной регистрации в части отказа в государственной регистрации по причине указания сведений об уставном капитале в размере 9 000 руб. Также Общество просило обязать Инспекцию провести государственную регистрацию ООО "Агрофирма "Дубрава" на основании представленных Обществом сведений об уставном капитале в размере 9 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 требования Общества удовлетворены.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федерального закона от 26.12.2005 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не содержат положений, согласно которым акционерное общество, реорганизующееся в форме преобразования, размер уставного капитала которого соответствовал уровню, установленному действовавшим при его создании правовым актам, должно привести в соответствие уставный капитал минимальному размеру уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, действующему на дату государственной регистрации реорганизации.
Не согласившись с указанным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на то, что Обществом в данном случае не было представлено заявление по форме N Р 11001, поскольку оно содержало сведения, не соответствующие действующему законодательству Российской Федерации.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Агрофирма "Дубрава" зарегистрировано приказом Администрации Ярковского района Тюменской области N 42 от 15.02.1999, о чем имеет свидетельство о регистрации серия 1-ЯР N 0169 от 26.02.1999.
01.11.2002 сведения о ЗАО "Агрофирма "Дубрава" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем имеется свидетельство серия 72 N 000208346, выданное Инспекцией МНС России по г. Тюмени N 3.
Уставный капитал Общества состоит из 90 штук обыкновенных акций, номинальной стоимостью 100 (сто) рублей и его размер составляет 9 000 руб., что подтверждается уведомлением РО ФСФР России в УрФО от 12.07.2013. Иных выпусков акций Обществом не осуществлялось.
08.10.2013 единственным акционером ЗАО "Агрофирма "Дубрава" было принято решение о реорганизации Закрытого акционерного общества "Агрофирма "Дубрава" в форме преобразования в Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава".
02.12.2013 Поляковым Александром Ивановичем (единственный акционер ЗАО "Агрофирма "Дубрава") в регистрирующий орган были представлены документы для государственной регистрации создания юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава" путем реорганизации в форме преобразования, в том числе, заявление по форме N Р 12001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". В разделе 4 листа "О" заявления прописано "Я, Поляков Александр Иванович, подтверждаю, что:
- - представленные учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;
- - сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;...".
09.12.2013 Инспекцией было вынесено оспариваемое решение N 21957А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов (далее - Закон о регистрации).
Основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица послужил вывод Инспекции, о том, что отсутствует заявление по форме N Р12001 (в представленном на государственную регистрацию заявлении в разделе 4 титульного листа указаны сведения о размере уставного капитала Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава" (указано: 9 000 руб.), что противоречит пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому размер уставного капитала должен быть не менее, чем десять тысяч рублей. Кроме того, Инспекция указала на то, что по данным, поступившим из Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области ООО "Агрофирма "Дубрава" не выполнены требования, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Полагая, что указанное решение Инспекции является незаконным в части отказа в государственной регистрации по причине указания сведений об уставном капитале в размере 9 000 руб., Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Инспекцией в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в силу статьи 1 данного Закона.
Порядок государственной регистрации юридического лица при его создании путем реорганизации предусмотрен в главе V Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 13.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
В пункте "а" пункта 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439) утверждена форма N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации".
Основания для отказа в государственной регистрации установлены пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 2 названной статьи решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
В данном случае из материалов дела следует, что Обществом в регистрирующий орган было представлено заявление по форме N 12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования.
Как было указано выше, отказывая Обществу в государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме преобразования, Инспекция сослалась на нарушение, в том числе, подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и подпункта "а" пункта 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ, указав при этом, что заявителем не представлено заявление по форме N Р 12001.
Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (в том числе в форме выделения) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу части 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Таким образом, из содержания процитированных норм права следует, что преобразование юридического лица представляет собой процесс перехода имущества от реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемому, состоящий из совокупности юридических фактов, заключающихся в принятии решения учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, о реорганизации юридического лица с последующим совершением соответствующих действий в виде составления передаточного акта, определяющего круг переходящих к вновь образуемому лицу прав и обязанностей.
В результате реорганизации в форме преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность и создается новое юридическое лицо.
Следовательно, новое юридическое лицо должно создаваться в порядке, установленном действующим законодательством на момент создания нового юридического лица.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
Как было указано ранее, в регистрирующий орган были представлены документы для государственной регистрации создания юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава" путем реорганизации в форме преобразования, в том числе заявление по форме N Р 12001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Однако, в разделе 4 заявителем указан размер уставного капитала создаваемого общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава" 9 000 руб., что не соответствует пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что представленное Обществом для государственной регистрации заявление по форме N Р 11001 содержало сведения, не соответствующие действующему законодательству Российской Федерации, данное заявление регистрирующим органом обоснованно было расценено как непредставленное, поскольку содержало недостоверные сведения, не соответствующие требованиям действующего законодательства, а указание в заявлении на соответствие содержащихся в нем сведений требованиям действующего законодательства не соответствовало действительности.
Непредставление заявления, предусмотренного подпунктом а) статьи пункта 1 статьи 14 закона о госрегистрации является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, указанным в подпункте "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Учитывая указанное, решение Инспекции N 21957А от 09.12.2013 об отказе в государственной регистрации в части отказа в государственной регистрации по причине указания сведений об уставном капитале в размере 9 000 руб. является законным и обоснованным.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
ЕГРЮЛ является Федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии со статьями 12, 14, 17 Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений и соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства.
Статьей 25 указанного Закона предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, и соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Иное толкование названных выше норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений, в связи с чем, теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Содержание в Федеральном информационном ресурсе недостоверных сведений нарушает положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что государственная регистрация производится только на основании соответствующих документов без проведения их правовой экспертизы является необоснованным.
Кроме того, ссылка суда первой инстанции на положения пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 90, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.2010 N 135, является необоснованной, поскольку разъяснения касаются действующего общества (государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы) и не вновь создаваемого.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении требований заявителю надлежит отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку налоговый орган, согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных закрытым акционерным обществом "Агрофирма "Дубрава", отказать полностью.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Агрофирма "Дубрава" из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу заявления в суд первой инстанции по чеку-ордеру N 24292 от 16.12.2013 на сумму 4 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 N 08АП-3461/2014 ПО ДЕЛУ N А70-13690/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N 08АП-3461/2014
Дело N А70-13690/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3461/2014) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Агрофирма "Дубрава" (ОГРН 1027200815597, ИНН 7229005474) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области о признании недействительным в части решения N 21957А от 09.12.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - Аношкин А.Ю., по доверенности N 05-11/00061 от 15.01.2014;
- от закрытого акционерного общества "Агрофирма "Дубрава" - Тубаев А.Р., по доверенности N 13 от 10.12.2013;
- установил:
закрытое акционерное общества "Агрофирма "Дубрава" (далее по тексту - заявитель, ЗАО "Агрофирма "Дубрава", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 51), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) о признании недействительным решения N 21957А от 09.12.2013 об отказе в государственной регистрации в части отказа в государственной регистрации по причине указания сведений об уставном капитале в размере 9 000 руб. Также Общество просило обязать Инспекцию провести государственную регистрацию ООО "Агрофирма "Дубрава" на основании представленных Обществом сведений об уставном капитале в размере 9 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 требования Общества удовлетворены.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федерального закона от 26.12.2005 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не содержат положений, согласно которым акционерное общество, реорганизующееся в форме преобразования, размер уставного капитала которого соответствовал уровню, установленному действовавшим при его создании правовым актам, должно привести в соответствие уставный капитал минимальному размеру уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, действующему на дату государственной регистрации реорганизации.
Не согласившись с указанным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на то, что Обществом в данном случае не было представлено заявление по форме N Р 11001, поскольку оно содержало сведения, не соответствующие действующему законодательству Российской Федерации.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Агрофирма "Дубрава" зарегистрировано приказом Администрации Ярковского района Тюменской области N 42 от 15.02.1999, о чем имеет свидетельство о регистрации серия 1-ЯР N 0169 от 26.02.1999.
01.11.2002 сведения о ЗАО "Агрофирма "Дубрава" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем имеется свидетельство серия 72 N 000208346, выданное Инспекцией МНС России по г. Тюмени N 3.
Уставный капитал Общества состоит из 90 штук обыкновенных акций, номинальной стоимостью 100 (сто) рублей и его размер составляет 9 000 руб., что подтверждается уведомлением РО ФСФР России в УрФО от 12.07.2013. Иных выпусков акций Обществом не осуществлялось.
08.10.2013 единственным акционером ЗАО "Агрофирма "Дубрава" было принято решение о реорганизации Закрытого акционерного общества "Агрофирма "Дубрава" в форме преобразования в Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава".
02.12.2013 Поляковым Александром Ивановичем (единственный акционер ЗАО "Агрофирма "Дубрава") в регистрирующий орган были представлены документы для государственной регистрации создания юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава" путем реорганизации в форме преобразования, в том числе, заявление по форме N Р 12001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". В разделе 4 листа "О" заявления прописано "Я, Поляков Александр Иванович, подтверждаю, что:
- - представленные учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;
- - сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;...".
09.12.2013 Инспекцией было вынесено оспариваемое решение N 21957А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов (далее - Закон о регистрации).
Основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица послужил вывод Инспекции, о том, что отсутствует заявление по форме N Р12001 (в представленном на государственную регистрацию заявлении в разделе 4 титульного листа указаны сведения о размере уставного капитала Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава" (указано: 9 000 руб.), что противоречит пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому размер уставного капитала должен быть не менее, чем десять тысяч рублей. Кроме того, Инспекция указала на то, что по данным, поступившим из Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области ООО "Агрофирма "Дубрава" не выполнены требования, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Полагая, что указанное решение Инспекции является незаконным в части отказа в государственной регистрации по причине указания сведений об уставном капитале в размере 9 000 руб., Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Инспекцией в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в силу статьи 1 данного Закона.
Порядок государственной регистрации юридического лица при его создании путем реорганизации предусмотрен в главе V Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 13.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
В пункте "а" пункта 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439) утверждена форма N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации".
Основания для отказа в государственной регистрации установлены пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 2 названной статьи решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
В данном случае из материалов дела следует, что Обществом в регистрирующий орган было представлено заявление по форме N 12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования.
Как было указано выше, отказывая Обществу в государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме преобразования, Инспекция сослалась на нарушение, в том числе, подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и подпункта "а" пункта 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ, указав при этом, что заявителем не представлено заявление по форме N Р 12001.
Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (в том числе в форме выделения) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу части 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Таким образом, из содержания процитированных норм права следует, что преобразование юридического лица представляет собой процесс перехода имущества от реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемому, состоящий из совокупности юридических фактов, заключающихся в принятии решения учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, о реорганизации юридического лица с последующим совершением соответствующих действий в виде составления передаточного акта, определяющего круг переходящих к вновь образуемому лицу прав и обязанностей.
В результате реорганизации в форме преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность и создается новое юридическое лицо.
Следовательно, новое юридическое лицо должно создаваться в порядке, установленном действующим законодательством на момент создания нового юридического лица.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
Как было указано ранее, в регистрирующий орган были представлены документы для государственной регистрации создания юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава" путем реорганизации в форме преобразования, в том числе заявление по форме N Р 12001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Однако, в разделе 4 заявителем указан размер уставного капитала создаваемого общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Дубрава" 9 000 руб., что не соответствует пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что представленное Обществом для государственной регистрации заявление по форме N Р 11001 содержало сведения, не соответствующие действующему законодательству Российской Федерации, данное заявление регистрирующим органом обоснованно было расценено как непредставленное, поскольку содержало недостоверные сведения, не соответствующие требованиям действующего законодательства, а указание в заявлении на соответствие содержащихся в нем сведений требованиям действующего законодательства не соответствовало действительности.
Непредставление заявления, предусмотренного подпунктом а) статьи пункта 1 статьи 14 закона о госрегистрации является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, указанным в подпункте "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Учитывая указанное, решение Инспекции N 21957А от 09.12.2013 об отказе в государственной регистрации в части отказа в государственной регистрации по причине указания сведений об уставном капитале в размере 9 000 руб. является законным и обоснованным.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
ЕГРЮЛ является Федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии со статьями 12, 14, 17 Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений и соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства.
Статьей 25 указанного Закона предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, и соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Иное толкование названных выше норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений, в связи с чем, теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Содержание в Федеральном информационном ресурсе недостоверных сведений нарушает положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что государственная регистрация производится только на основании соответствующих документов без проведения их правовой экспертизы является необоснованным.
Кроме того, ссылка суда первой инстанции на положения пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 90, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 года N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.2010 N 135, является необоснованной, поскольку разъяснения касаются действующего общества (государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы) и не вновь создаваемого.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении требований заявителю надлежит отказать.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку налоговый орган, согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2014 по делу N А70-13690/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных закрытым акционерным обществом "Агрофирма "Дубрава", отказать полностью.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Агрофирма "Дубрава" из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу заявления в суд первой инстанции по чеку-ордеру N 24292 от 16.12.2013 на сумму 4 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)