Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кравцовой Е.А., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр Мичуринский" (далее - ООО "Торговый центр Мичуринский", общество. заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2014 по делу N А60-40957/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебное заседание прибыл представитель Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Юровских М.Н. (доверенность от 27.12.2013 N 05/2013).
ООО "Торговый центр Мичуринский" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 25.07.2013 N 806, 824.
Решением суда от 23.01.2014 (судья Калашник С.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (судьи Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУП "Водоканал" просит принятые по делу судебные акты отменить принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. заявитель считает, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка в 2011 - 2012 гг. должна определяться на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-7299/2013.
Как следует из материалов дела, ООО "Торговый центр Мичуринский" владеет земельным участком, расположенным по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, проспект Победы, 64, площадью 5188 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100086:26.
Налоговым органом 25.07.2013 вынесены решения N 806 и N 824.
Согласно решению N 806 обществу доначислен земельный налог за 2012 год в размере 397 979 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату земельного налога за 2012 год в виде взыскания штрафа в размере 76 073 руб., обществу также начислены пени по земельному налогу за 2012 год в размере 10 936 руб. 94 коп.
Согласно решению N 824 обществу доначислен земельный налог за 2011 год в размере 341 173 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату земельного налога за 2011 год в виде взыскания штрафа в размере 68 234 руб., обществу также начислены пени по земельному налогу за 2011 год в размере 32 956 руб. 21 коп.
Принимая указанные решения, налоговый орган исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100086:26, площадью 5188 кв. м, расположенного по адресу Свердловская область, г. Каменск-Уральский, пр. Победы, 64 в размере 11 450 000 руб., установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2013 по делу N А60-7299/2013, не подлежит применению при расчете земельного налога за 2011 и 2012 гг. поскольку указанная кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в силу судебного акта. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 02.09.2013 N 1118/13 оспариваемые решения налогового органа оставлены без изменения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе принадлежащего обществу земельного участка (применялось для целей налогообложения в 2011 году).
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе принадлежащего обществу земельных участков (применялось для целей налогообложения в 2012 году).
Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 10.04.2013 по делу N А60-7299/2013, которым кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, проспект Победы, 64, площадью 5188 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100086:26, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 11 450 000 руб.
При исчислении земельного налога за 2011 - 2012 гг. по названному земельному участку общество определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной указанным судебным актом.
Вместе с тем судами правомерно отмечено, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2013 по делу N А60-7299/2013 вступило в законную силу 11.05.2013, исходя из чего кадастровая стоимость в размере рыночной, установленная судебным актом, подлежит применению не ранее 11.05.2012.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2013 по делу N А60-7299/2013, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога в спорный период.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов судов и установленных ими фактов, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2014 по делу N А60-40957/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр Мичуринский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2014 N Ф09-4463/14 ПО ДЕЛУ N А60-40957/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2014 г. N Ф09-4463/14
Дело N А60-40957/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Кравцовой Е.А., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр Мичуринский" (далее - ООО "Торговый центр Мичуринский", общество. заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2014 по делу N А60-40957/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебное заседание прибыл представитель Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Юровских М.Н. (доверенность от 27.12.2013 N 05/2013).
ООО "Торговый центр Мичуринский" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 25.07.2013 N 806, 824.
Решением суда от 23.01.2014 (судья Калашник С.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (судьи Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУП "Водоканал" просит принятые по делу судебные акты отменить принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. заявитель считает, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка в 2011 - 2012 гг. должна определяться на основании решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-7299/2013.
Как следует из материалов дела, ООО "Торговый центр Мичуринский" владеет земельным участком, расположенным по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, проспект Победы, 64, площадью 5188 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100086:26.
Налоговым органом 25.07.2013 вынесены решения N 806 и N 824.
Согласно решению N 806 обществу доначислен земельный налог за 2012 год в размере 397 979 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату земельного налога за 2012 год в виде взыскания штрафа в размере 76 073 руб., обществу также начислены пени по земельному налогу за 2012 год в размере 10 936 руб. 94 коп.
Согласно решению N 824 обществу доначислен земельный налог за 2011 год в размере 341 173 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату земельного налога за 2011 год в виде взыскания штрафа в размере 68 234 руб., обществу также начислены пени по земельному налогу за 2011 год в размере 32 956 руб. 21 коп.
Принимая указанные решения, налоговый орган исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100086:26, площадью 5188 кв. м, расположенного по адресу Свердловская область, г. Каменск-Уральский, пр. Победы, 64 в размере 11 450 000 руб., установленная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2013 по делу N А60-7299/2013, не подлежит применению при расчете земельного налога за 2011 и 2012 гг. поскольку указанная кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в силу судебного акта. Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области от 02.09.2013 N 1118/13 оспариваемые решения налогового органа оставлены без изменения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе принадлежащего обществу земельного участка (применялось для целей налогообложения в 2011 году).
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе принадлежащего обществу земельных участков (применялось для целей налогообложения в 2012 году).
Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 10.04.2013 по делу N А60-7299/2013, которым кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, проспект Победы, 64, площадью 5188 кв. м, с кадастровым номером 66:45:0100086:26, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 11 450 000 руб.
При исчислении земельного налога за 2011 - 2012 гг. по названному земельному участку общество определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной указанным судебным актом.
Вместе с тем судами правомерно отмечено, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2013 по делу N А60-7299/2013 вступило в законную силу 11.05.2013, исходя из чего кадастровая стоимость в размере рыночной, установленная судебным актом, подлежит применению не ранее 11.05.2012.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.04.2013 по делу N А60-7299/2013, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога в спорный период.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов судов и установленных ими фактов, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2014 по делу N А60-40957/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр Мичуринский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
И.В.ЛИМОНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)