Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2014 ПО ДЕЛУ N А74-5454/2013

Разделы:
Земельный налог; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. по делу N А74-5454/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "30" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаховой А.И.,
при участии: от индивидуального предпринимателя Гусаровой Галины Анатольевны: Шурыгиной Н.Н., представителя по доверенности от 21.04.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гусаровой Галины Анатольевны
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "12" февраля 2014 года по делу N А74-5454/2013, принятое судьей Тропиной С.М.,

установил:

индивидуальный предприниматель Гусарова Галина Анатольевна (ИНН 190206284130, ОГРН 313190225600017) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440) (уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:040206:70, площадью 1691 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 1 040 000 рублей, и об обязании ответчиков внести сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной, с 01.01.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" февраля 2014 года исковые требования удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:03:040206:70, площадью 1691 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Интернациональный мкрн., 23В, равной его рыночной стоимости в размере 1 040 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, а именно установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:03:040206:70 равной его рыночной стоимости в размере 1 040 000 рублей и обязать ответчиков внести сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной с 01.01.2013.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о рыночной стоимости земельного участка подлежат внесению с 01.01.2013 исходя из принципа справедливости.
Ответчики и третьи лица отзыв на апелляционную жалобу суду не представили.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2014 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 30 апреля 2014 года.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчики, третье лицо в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
Дело рассматривается в отсутствие указанных лиц на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
На основании договора купли-продажи от 20 июля 2006 года за Гусаровой Галиной Анатольевной 02 августа 2006 года зарегистрировано право собственности на незавершенный строительством объект - "Кафе-кулинария", расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Интернациональный мкрн., 23В (свидетельство серии 19АА N 051192).
Комитет по управлению имуществом г. Саяногорска (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Гусарова Галина Анатольевна (арендатор) 03 марта 2006 года заключили договор аренды N 2014/06 земельного участка, на основании которого арендатору передан в аренду земельный участок общей площадью 1691 кв. м, с кадастровым номером 19:03:040206:0070, категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Интернациональный мкрн. 23В, для строительства кафе-кулинарии. Согласно пункта 4.1. договора период аренды участка определен сторонами с 03.03.2006 по 02.02.2007. Стороны договорились распространить действие договора на отношения, фактически возникшие с 02.02.2006.
В соглашении от 04 октября 210 года N 2 указано, что договор аренды земельного участка от 03.03.2006 N 2014/06 является продленным на неопределенный срок.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 27 марта 2013 года N 1900/13-29145 земельный участок с кадастровым номером 19:03:040206:0070, площадью 1691 кв. м, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Интернациональный мкрн., 23В, разрешенное использование "для строительства кафе-кулинарии", поставлен на государственный кадастровый учет 22 декабря 2005 года.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по удельному показателю массовой оценки земель по состоянию на 01.01.2011, исходя из результатов кадастровой оценки, утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 и составляет 3 066 983 рубля 61 копейка.
Истец обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к ответчикам об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:040206:70, площадью 1691 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 1 040 000 рублей, и об обязании ответчиков внести сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной, с 01.01.2013.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" февраля 2014 года исковые требования удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:03:040206:70, площадью 1691 кв. м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, Интернациональный мкрн., 23В, равной его рыночной стоимости в размере 1 040 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, считая выводы арбитражного суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, в части отказа в удовлетворении исковых требований не соответствующими обстоятельствам дела, обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Российской Федерации определен в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011, требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Суд правомерно признал надлежащими ответчиками по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости как управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия так и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Согласно пункту 1 положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146, Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Следовательно, на него, как на территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, также возлагаются функции по осуществлению государственного кадастрового учета, ведению государственного кадастра недвижимости, организации проведения государственной кадастровой оценки. Территориальные органы управления Росреестра не устраняются от исполнения полномочий по определению кадастровой стоимости в полном объеме, продолжают контролировать вопросы определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик.
В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" утвержден соответствующий план-график, федеральные государственные учреждения, в том числе ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия", наделены полномочиями по ведению государственного кадастра, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Наделение властными полномочиями ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия" произошло в порядке делегирования перечисленных полномочий, на основании указания закона. Однако по общему правилу, орган, делегировавший полномочие, осуществляет контроль за результатами осуществления государственно-властного полномочия. На обязанность по осуществлению контроля прямо указано в пункте 7.1.22 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/154. Таким образом, управление Росреестра по Республике Хакасия наделено правом контроля за осуществлением ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Хакасия полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Правовой анализ содержания норм главы III.1. Закона об оценочной деятельности позволяет сделать вывод, что ответчиками по исковому требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной кадастровой оценки (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) в лице его территориального органа - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:03:040206:70 по состоянию на 01.01.2011 составляет 3 066 983 рубля 61 копейку.
В соответствии с представленным истцом отчетом по определению рыночной стоимости земельного участка от 18.11.2013 N С-391-13, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес-Консалтинг" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:03:040206:70, площадью 1691 кв. м, по состоянию на 01.01.2011 составляет 594 000 рублей.
По ходатайству третьего лица назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-Оценка-Сервис" Топоевой Инне Кирилловне.
Согласно экспертному заключению от 09.01.2014, выполненному экспертом Топоевой И.К., рыночная стоимость оцениваемого земельного участка с кадастровым номером 19:03:040206:70, площадью 1691 кв. м, по состоянию на 01.01.2011 составила 1 040 000 рублей.
Таким образом, данные о рыночной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости существенно разнятся.
На дату определения кадастровой стоимости земельного участка рыночная стоимость меньше его кадастровой стоимости более чем на 65%, что позволяет сделать вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка в ходе массовой оценки земель субъекта определена без учета его рыночной стоимости. Доказательства обратного в дело не представлены.
Следовательно, требование индивидуального предпринимателя Гусаровой Г.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 1 040 000 рублей по состоянию на 01.01.2011 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной, с 01.01.2013 учитывая следующее.
Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание приведенные выше положения процессуального закона, а также порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, определенный в Законе об оценочной деятельности, обязанность по исполнению настоящего решения возникает у ответчиков в силу прямого указания закона. При этом внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о новой кадастровой стоимости земельного участка осуществляются с момента вступления в законную решения суда, которым она установлена. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "12" февраля 2014 года по делу N А74-5454/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий
Д.В.ЮДИН

Судьи
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
Л.Е.СПОТКАЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)