Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.03.2015 ПО ДЕЛУ N 3-47/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указывает, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка значительно выше его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N 3-47/2015


Ростовский областной суд
в составе председательствующего судьи Порутчикова И.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по иску закрытого акционерного общества "Южтехмонтаж+" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области, Правительству Ростовской области, Администрации г. Ростова-на-Дону об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

Закрытое акционерное общество "Южтехмонтаж+" (далее по тексту - ЗАО "Южтехмонтаж+") обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), сославшись на следующие обстоятельства. Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью... кв. метров из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу:... (кадастровый номер...). Установленная по состоянию на 1 января 2007 года кадастровая стоимость, составляющая согласно сведениям, представленным на портале услуг "Публичная кадастровая карта", ... рублей (налоговая база по земельному налогу), значительно выше его рыночной стоимости, рыночная стоимость согласно полученной истцом справке оценщика составляет... рублей. В целях снижения налогового платежа, ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец просил суд установить кадастровую стоимость упомянутого земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в сумме... рублей.
Правительство Ростовской области, как правопреемник Администрации Ростовской области - государственного органа, являвшегося заказчиком кадастровой оценки и утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, и Администрация г. Ростова-на-Дону, как орган местного самоуправления, выступающий от имени муниципального образования, в бюджет которого подлежит зачислению земельный налог, по инициативе суда привлечены к участию в деле в качестве соответчиков в силу части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание явилась представитель ЗАО "Южтехмонтаж+"..., уточнила исковые требования, просила суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка площадью... кв. метров, расположенного по адресу:... с кадастровым номером..., в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2007 года, в сумме... рублей. Также пояснила суду, что истец оспаривает кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года, указанную в кадастровой справке, выданной ФГБУ "ФКП Росреестра", в размере... рублей.
Представитель Правительства Ростовской области... в судебное заседание явился, пояснил, что у Правительства Ростовской области отсутствуют какие-либо возражения относительно удовлетворения исковых требований.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и Администрации г. Ростова-на-Дону, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, не представивших доказательства уважительности причин своего отсутствия и не ходатайствовавших об отложении судебного разбирательства.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от... года серии... N... (л.д. 13) ЗАО "Южтехмонтаж+" на основании договора купли-продажи N... от... года принадлежит земельный участок площадью... квадратных метров из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу:... (кадастровый номер...).
Заявитель ссылается на сведения, представленные в кадастровой справке от 16 января 2015 года, выданной ФГБУ "ФКП Росреестра", согласно которой кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла... рублей. Размер указанной кадастровой стоимости был определен по состоянию на 1 января 2007 года (л.д. 37).
В подтверждение доводов о несоответствии кадастровой и рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет об оценке N... от 2 марта 2015 года, выполненный оценщиком ООО "..." (л.д. 44 - 144). Согласно отчету, по состоянию на 1 января 2007 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером..., площадью... кв. метров, составляла... рублей.
Оценивая обоснованность предъявленного иска, суд отмечает следующее.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года (удельные показатели по кадастровым кварталам и группам видов разрешенного использования) были утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212, вступившим в силу с 1 января 2009 года.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области, результаты которой утверждены указанным постановлением, проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316.
В силу пункта 12 названных Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка" (статьи 24.11 - 24.22), установившей новые правила проведения государственной кадастровой оценки и оспаривания ее результатов. Однако положения этой главы, действующей в настоящее время в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, не применяются к результатам государственной кадастровой оценки земель поселений Ростовской области, утвержденной по состоянию на 1 января 2007 года, и оспариванию этих результатов согласно статье 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, поскольку договоры на проведение этой оценки были заключены до истечения срока, указанного в Законе.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей ныне редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Вместе с тем, данная редакция пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации на основании статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям по тем же причинам, что и положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Действовавшая на момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года и утверждения ее результатов редакция пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Названная норма, закрепляя использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, не исключала в некоторых случаях использование индивидуально определенной рыночной стоимости.
Таким образом, ранее действовавшее законодательство, как и действующие в настоящее время нормы, не содержат запрета на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении этого участка его рыночной стоимости на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость.
Защита прав собственника путем установления кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере рыночной стоимости возможна, в том числе и в случаях, когда результаты государственной кадастровой оценки земель поселений были утверждены до принятия Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ. Однако для удовлетворения иска должно быть доказано, что нарушение прав истца имеет место на день разрешения спора судом и правовые нормы, применимые к конкретным правоотношениям, позволяют использовать тот или иной механизм защиты права. В данном случае исковые требования ЗАО "Южтехмонтаж+" не подлежат удовлетворению, поскольку на день рассмотрения дела судом их удовлетворение не может повлечь наступление желаемого истцом правового результата в виде внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года и применения установленной судом кадастровой стоимости по состоянию на эту дату для целей налогообложения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 778 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по кадастровым кварталам, населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешенного использования земельных участков" (пункт 2) признано утратившим силу постановление Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212, по которому рассчитывалась кадастровая стоимость земель упомянутой категории по состоянию на 1 января 2007 года.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 года.
Названные постановления официально опубликованы 26 и 27 ноября 2014 года соответственно и вступили в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, и на день рассмотрения дела судом являются действующими.
ЗАО "Южтехмонтаж+" обратилось в орган почтовой связи для направления в суд настоящего заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установленной по состоянию на 1 января 2007 года, 30 декабря 2014 года, то есть после того, как упомянутые постановления Правительства Ростовской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2014 года были официально опубликованы и вступили в силу.
Утвержденные постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776 результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года внесены в государственный кадастр недвижимости в рамках проводимой в соответствии с законодательством актуализации сведений о кадастровой стоимости.
Таким образом, на начало очередного налогового периода (на 1 января 2015 года) в Ростовской области действует новая утвержденная кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года, а ранее установленная кадастровая стоимость является неактуальной и применению с 1 января 2015 года для целей налогообложения не подлежит.
В связи с этим, правовые основания для применения кадастровой стоимости в случае установления ее судом в размере рыночной по состоянию на 1 января 2007 года в том числе для целей налогообложения в рассматриваемом случае отсутствуют.
Ссылка истца в заявлении на возможность применения к спорным правоотношениям статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является несостоятельной.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ глава III.1 (статьи 24.11 - 24.21) Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" изложена в новой редакции.
В редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (часть 6 статьи 24.20 в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года).
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых этой статьей установлен иной срок вступления их в силу (часть 1).
Положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 8).
Однако на рассматриваемые правоотношения, вне зависимости от даты обращения в суд, приведенные нормы не распространяются, поскольку установленный в них порядок применяется, в силу прямого указания закона, только в случаях изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В настоящем деле спор рассматривается и разрешается судом не в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, а согласно пункту 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, и по общим правилам гражданского судопроизводства.
Статьи 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", как и иные статьи, входящие в главу III.1 этого Федерального закона, как указано выше, не распространяют свое действие на результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года и оспаривание этих результатов согласно статье 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, поскольку названная кадастровая оценка проводилась в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
После вступления в силу постановления Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776 об утверждении новой кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 года именно эти результаты и были внесены в государственный кадастр недвижимости вместо данных о кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2007 года, которая после обновления данных государственного кадастра недвижимости приобрела статус неактуальной.
Суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих оснований на данном этапе для внесения сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в государственный кадастр недвижимости, учитывая при этом принцип непрерывной актуализации изменения сведений государственного кадастра недвижимости.
К моменту разрешения спора судом правовой интерес в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью по состоянию на 1 января 2007 года истцом утрачен и удовлетворение исковых требований не может повлечь восстановление права, которое истец считает нарушенным, в связи с чем оснований для удовлетворения требований у суда не имеется.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении иска должно быть отказано.
Вновь утвержденные результаты кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года предметом оспаривания в рамках настоящего дела не являются. Они могут быть оспорены заинтересованными лицами в соответствии с правилами, установленными статьей 24.18 и иными статьями главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (для юридических лиц - с соблюдением обязательного досудебного порядка).
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Южтехмонтаж+" об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью... кв. метров из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу:... (кадастровый номер...) в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в сумме... рублей - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
И.В.ПОРУТЧИКОВ
Решение в окончательной форме принято 23 марта 2015 года





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)