Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Румянцева А.А., судей Карпачевой М.И., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Белоречье" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
третьи лица - Правительство Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
В заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Белоречье" - Диваев А.В. (доверенность от 14.04.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Белоречье" (далее - ООО "Белоречье", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", филиалу по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик), в котором потребовало установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1072 кв. м с кадастровым номером 02:55:010824:35 в размере его рыночной стоимости в сумме 5 341 000 рублей (т. 1, л.д. 5-6).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечено Правительство Республики Башкортостан (далее также - третье лицо; т. 1, л.д. 1-4).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.10.2014 исковое требование удовлетворено (т. 1, л.д. 145-153).
С апелляционной жалобой на указанный судебный акт как лицо, поименованное в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, податель жалобы; т. 2, л.д. 3-4). Заявитель полагает, что названное решение суда первой инстанции затрагивает его права, просит данный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы Администрация указывает, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению размера земельного налога и, соответственно, поступлений в бюджет муниципального образования. Кроме того, податель жалобы полагает необходимым провести судебную экспертизу представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 03.06.2004 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке общей площадью 1072 +/- 9 кв. м с кадастровым номером 02:55:010824:35. Категория земельного участка "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования "под мебельным центром". Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Степана Кувыкина, 11. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 18 210 868 рублей (кадастровый паспорт от 10.04.2014 - т. 1, л.д. 10-11).
12.12.2008 на основании договора от 09.10.2008 N 332 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена регистрационная запись N 02-04-01/283/2008-477 о праве собственности общества "Белоречье" на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010824:35 (т. 1, л.д. 9).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса (пункт 1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса).
Доходы от уплаты соответствующими лицами земельного налога подлежат зачислению в бюджеты городских поселений по нормативу 100 процентов (пункт 1 статьи 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13 разъяснено следующее. Несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов. Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010824:35 расположен в границах города Уфа, в Кировском районе, по ул. Степана Кувыкина, 11.
Между тем, суд первой инстанции не привлек к участию в рассмотрении настоящего дела уполномоченный орган местного самоуправления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанное решение суда первой инстанции затрагивает права и обязанности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которая не привлечена к участию в деле (в качестве третьего лица).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Также Обществу "Белоречье" арбитражным судом апелляционной инстанции с учетом внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", касающихся порядка рассмотрения требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости (вступили в действие с 22.07.2014), было предложено представить доказательства, позволяющие установить фактическую дату обращения в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим исковым заявлением.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления (часть 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (статья 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что с исковым заявлением по настоящему делу Общество "Белоречье" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан 22.07.2014 (вх. N 14990; т. 1, л.д. 5-6).
Тем самым, для целей регулирования спорных правоотношений применению подлежит законодательство Российской Федерации, действующее по состоянию на 22.07.2014.
Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В исковом заявлении, среди прочего, должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором (пункт 8 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором (пункт 7 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предметом требований Общества "Белоречье" по настоящему делу является кадастровая стоимость (пересмотр кадастровой стоимости), принадлежащего на праве собственности данному юридическому лицу, земельного участка с кадастровым номером 02:55:010824:35.
Вопросы, связанные с государственной кадастровой оценкой, урегулированы в главе III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Данная глава введена в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ (опубликован 26.07.2010 в "Российской газете" N 163 и "Собрании законодательства Российской Федерации" N 30, ст. 3998).
Так, согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ, в редакции, действующей по состоянию на 22.07.2014 (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу с момента официального опубликования - с 22.07.2014), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, подлежащим применению для целей регулирования спорных правоотношений, федеральным законом предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить кадастровую стоимость земельных участков, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Вместе с тем, обязательным условием для возникновения у юридического лица права на обращение в компетентный государственный суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка является обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, в том числе относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество "Белоречье" в материалы дела не представило доказательств, подтверждающих обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости до подачи настоящего иска в суд.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для оставления настоящего иска без рассмотрения в порядке пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 4 000 руб., уплаченная Обществом "Белоречье" за подачу иска, подлежит возврату из федерального бюджета.
Согласно разъяснениям, данным абзаце 2 пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2014 по делу N А07-14990/2014 подлежит отмене, исковое заявление Общества "Белоречье" - оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 148, 149, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2014 по делу N А07-14990/2014 отменить.
Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Белоречье" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 5 341 000 руб. оставить без рассмотрения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Белоречье" из федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 565 от 21.07.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.РУМЯНЦЕВ
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Е.В.ШИРЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2015 N 18АП-13815/2014 ПО ДЕЛУ N А07-14990/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. N 18АП-13815/2014
Дело N А07-14990/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Румянцева А.А., судей Карпачевой М.И., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Белоречье" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
третьи лица - Правительство Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
В заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Белоречье" - Диваев А.В. (доверенность от 14.04.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Белоречье" (далее - ООО "Белоречье", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", филиалу по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик), в котором потребовало установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1072 кв. м с кадастровым номером 02:55:010824:35 в размере его рыночной стоимости в сумме 5 341 000 рублей (т. 1, л.д. 5-6).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечено Правительство Республики Башкортостан (далее также - третье лицо; т. 1, л.д. 1-4).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.10.2014 исковое требование удовлетворено (т. 1, л.д. 145-153).
С апелляционной жалобой на указанный судебный акт как лицо, поименованное в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, податель жалобы; т. 2, л.д. 3-4). Заявитель полагает, что названное решение суда первой инстанции затрагивает его права, просит данный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы Администрация указывает, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению размера земельного налога и, соответственно, поступлений в бюджет муниципального образования. Кроме того, податель жалобы полагает необходимым провести судебную экспертизу представленного истцом отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 03.06.2004 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке общей площадью 1072 +/- 9 кв. м с кадастровым номером 02:55:010824:35. Категория земельного участка "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования "под мебельным центром". Местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Степана Кувыкина, 11. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 18 210 868 рублей (кадастровый паспорт от 10.04.2014 - т. 1, л.д. 10-11).
12.12.2008 на основании договора от 09.10.2008 N 332 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена регистрационная запись N 02-04-01/283/2008-477 о праве собственности общества "Белоречье" на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010824:35 (т. 1, л.д. 9).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего кодекса (пункт 1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса).
Доходы от уплаты соответствующими лицами земельного налога подлежат зачислению в бюджеты городских поселений по нормативу 100 процентов (пункт 1 статьи 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13 разъяснено следующее. Несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов. Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010824:35 расположен в границах города Уфа, в Кировском районе, по ул. Степана Кувыкина, 11.
Между тем, суд первой инстанции не привлек к участию в рассмотрении настоящего дела уполномоченный орган местного самоуправления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанное решение суда первой инстанции затрагивает права и обязанности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которая не привлечена к участию в деле (в качестве третьего лица).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Также Обществу "Белоречье" арбитражным судом апелляционной инстанции с учетом внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", касающихся порядка рассмотрения требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости (вступили в действие с 22.07.2014), было предложено представить доказательства, позволяющие установить фактическую дату обращения в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим исковым заявлением.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления (часть 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (статья 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что с исковым заявлением по настоящему делу Общество "Белоречье" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан 22.07.2014 (вх. N 14990; т. 1, л.д. 5-6).
Тем самым, для целей регулирования спорных правоотношений применению подлежит законодательство Российской Федерации, действующее по состоянию на 22.07.2014.
Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В исковом заявлении, среди прочего, должны быть указаны сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором (пункт 8 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором (пункт 7 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предметом требований Общества "Белоречье" по настоящему делу является кадастровая стоимость (пересмотр кадастровой стоимости), принадлежащего на праве собственности данному юридическому лицу, земельного участка с кадастровым номером 02:55:010824:35.
Вопросы, связанные с государственной кадастровой оценкой, урегулированы в главе III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Данная глава введена в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ (опубликован 26.07.2010 в "Российской газете" N 163 и "Собрании законодательства Российской Федерации" N 30, ст. 3998).
Так, согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ, в редакции, действующей по состоянию на 22.07.2014 (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившего в силу с момента официального опубликования - с 22.07.2014), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, подлежащим применению для целей регулирования спорных правоотношений, федеральным законом предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить кадастровую стоимость земельных участков, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Вместе с тем, обязательным условием для возникновения у юридического лица права на обращение в компетентный государственный суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка является обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, в том числе относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество "Белоречье" в материалы дела не представило доказательств, подтверждающих обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости до подачи настоящего иска в суд.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для оставления настоящего иска без рассмотрения в порядке пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 4 000 руб., уплаченная Обществом "Белоречье" за подачу иска, подлежит возврату из федерального бюджета.
Согласно разъяснениям, данным абзаце 2 пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2014 по делу N А07-14990/2014 подлежит отмене, исковое заявление Общества "Белоречье" - оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 148, 149, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2014 по делу N А07-14990/2014 отменить.
Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Белоречье" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 5 341 000 руб. оставить без рассмотрения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Белоречье" из федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 565 от 21.07.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.РУМЯНЦЕВ
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Е.В.ШИРЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)