Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2014 ПО ДЕЛУ N А78-6417/2010

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу N А78-6417/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Палащенко И.И., Уманя И.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Шевкун Анны Владимировны (доверенность N 2.13-09/01 от 22.01.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 сентября 2013 года по делу N А78-6417/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Корзова Н.А.; суд апелляционной инстанции: Барковская О.В., Даровских К.Н., Оширова Л.В.),

установил:

ФНС России обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, требования которого уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о включении в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества "Строительное управление Сибирского военного округа" (ОГРН 1097536004257, ИНН 7536102568, далее - ОАО "СУ СибВО") суммы задолженности по уплате налоговых платежей в размере 266 838 186 рублей 95 копеек, в том числе 264 124 428 рублей 53 копейки - основного долга по налогам, 68 124 рубля 76 копеек - пеней, 2 645 633 рубля 66 копеек - штрафов.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований уполномоченного органа отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФНС по Забайкальскому краю обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда отменить.
По мнению заявителя жалобы, представленный в материалы дела акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам является документом, обобщающим информацию об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки на дату составления акта.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 декабря 2012 года в отношении ОАО "СУ СибВО" введена процедура наблюдения сроком на три месяца, временным управляющим утвержден Руденко В.Г.
ФНС России обратилась с требованием о включении в реестр требований кредиторов ОАО "СУ СибВО" при наличии неоплаченной задолженности по уплате налоговых платежей (долг по налоговым платежам принят при реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление Сибирского военного округа" в открытое акционерное общество "Строительное управление Сибирского военного округа") на основании требований: N 5224 от 18.11.2010 об уплате суммы единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в общем размере 1 081 403 рубля, в том числе пеней 68 124 рубля 76 копеек; N 261987 от 17.12.2009 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 157 344 рублей (остаток долга); N 228109 от 22.10.2009 об уплате единого социального налога в размере 2 645 633 рублей 66 копеек (сумма штрафов); N 210642 от 09.09.2009 об уплате налога на добавленную стоимость в размере 797 066 рублей (основной долг по налогу); N 210643 от 09.09.2009 об уплате налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 592 102 рублей 82 копеек; N 210645 от 09.09.2009 об уплате единого социального налога в сумме 61 079 128 рублей 55 копеек (остаток долга по налогу); N 210663 от 10.09.2009 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 155 454 726 рублей 77 копеек, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в федеральный бюджет) в размере 11 рублей, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в бюджет субъекта) в размере 1 205 рублей 31 копейки, налога на реализацию ГСМ и задолженность до 01.01.2001 - в размере 61 321 рубля 39 копеек, налога на добавленную стоимость (налоговый агент) в сумме 462 299 рублей 96 копеек, всего основного долга по налогам - 155 979 564 рубля 43 копейки; N 210664 от 10.09.2009 об уплате различных налогов прошлых лет в общей сумме 41 727 319 рублей 68 копеек (из них налог на прибыль в местный бюджет - 1 489 282 рубля 39 копеек, прочие налоги и сборы - 6 137 рублей 50 копеек, налог с продаж - 247 331 рубль 61 копейка, налог на имущество - 919 688 рублей 38 копеек, налог на имущество - 4 295 279 рублей 58 копеек, платежи за добычу полезных ископаемых - 661 рубль 30 копеек, и другие налоги; N 210671 от 10.09.2009 об уплате земельного налога по обязательствам, возникшим до 01.01.2006, в сумме 19 143 рубля 04 копейки; N 210774 от 16.09.2009 об уплате сбора на нужды образований в сумме 85 425 рублей 01 копейки; N 284473 от 29.06.2010 об уплате единого социального налога в общем размере 2 376 972 рублей; N 284846 от 20.07.2010 об уплате единого социального налога в размере 228 960 рублей.
Арбитражными судами установлено, что размер и основания требований ФНС России определены на основании требований, не подтвержденных мероприятиями налогового контроля документов. По мнению представителей ФНС России требования свидетельствуют о наличии у ОАО "СУ СибВО" задолженности по уплате обязательных платежей, пени и штрафов.
Документы, свидетельствующие о предпринятых мерах по принудительному взысканию задолженности по уплате обязательных платежей, также не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а в случае выставления его в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки - в десятидневный срок с даты вынесения такого решения (пункт 1 статьи 70 названного Кодекса).
Статьей 46 того же Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
В силу пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Отказывая во включении требований уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника, арбитражные суды правомерно исходили из отсутствия в материалах дела первичных документов в обоснование наличия долга, что не позволяет определить наличие объекта налогообложения и налоговой базы и, как следствие, определить возникновение соответствующей обязанности (даты образования недоимок по налогам) и наличие (отсутствие) возможности принудительного исполнения требований в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом.
Выводы арбитражных судов основаны на установленных обстоятельствах, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы, касающиеся того, что представленный в материалы дела акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам является документом, обобщающим информацию об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки на дату составления акта, нельзя признать обоснованными, поскольку данный акт не может подтверждать наличие задолженности, основание и размер установленной налоговыми органом задолженности, как и не может быть заменой первичной документации.
Поскольку установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном законодательством о налогах и сборах порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена, судом правомерно отказано во включении в реестр требований кредиторов остальных требований ФНС России об уплате обществом недоимки, пеней и штрафов.
Согласно статьи 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд должен проверить обоснованность требований кредитора (уполномоченного органа) и наличие оснований для включения их в реестр требований кредиторов.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 сентября 2013 года по делу N А78-6417/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.П.ВАСИНА

Судьи
И.И.ПАЛАЩЕНКО
И.Н.УМАНЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)