Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 17 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2014 года по делу N А41-15012/14, принятое судьей Козловой М.В.,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - заявитель, ОАО "Мосэнерго", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 4599/2321/10 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения" от 24.06.2013 в части восстановления (начисления) суммы земельного налога за 2011 год в размере 22 950 518 руб., внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.04.2014 заявленные требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой по делу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных ОАО "Мосэнерго" требований отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель налогоплательщика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником четырех земельных участков, и, как следствие, плательщиком земельного налога.
Межрайонной ИФНС России по N 17 по Московской области проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной 28.01.2013 ОАО "Мосэнерго" по филиалу - ТЭЦ N 22 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 24.06.2013 N 4599/2321/10 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым восстановлен уменьшенный земельный налог за 2011 год в размере 22 950 518 руб., а также предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Заявитель обжаловал данное решение налогового органа в апелляционном порядке в УФНС России по Московской области.
Решением УФНС России по Московской области от 24.01.2014 N 07-12/03418 апелляционная жалоба ОАО "Мосэнерго" оставлена без удовлетворения, решение от 24.06.2013 N 4599/2321/10 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением, ОАО "Мосэнерго" обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правилам доказывания, установленным частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2010 года, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
ОАО "Мосэнерго" обладает на праве собственности четырьмя земельными участком общей площадью 750 770 квадратных метра с кадастровыми номерами: 50:64:0010101:0001, 50:64:0010206:0002, 50:64:0010206:0003 и 50:64:0010105:0005.
В первичной декларации земельный налог был рассчитан на основании кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением Минэкологии Московской области от 30.08.2005 N 90-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Дзержинский Московской области".
Установление новой кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010, утвержденной Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", явилось основанием перерасчета налога и подачи уточненной декларации 28.01.2013.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка повлекло уменьшение суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что применение завышенной кадастровой стоимости земельного участка при определении налоговый обязанности заявителя не имеет экономического основания и противоречит закрепленному в законе принципу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 66 ЗК РФ средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 НК РФ и абзаца второго пункта 2 статьи 66 ЗК РФ", правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
На основании пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований статьи 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
При этом при отсутствии в нормативном акте конкретного указания на распространение его действия на прошлые налоговые периоды, установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете на эту дату.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной по делу N А41-14050/13.
На основании изложенного, оспариваемым решением налогового органа обоснованно восстановлен уменьшенный земельный налог за 2011 год в размере 22 950 518 руб.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам материального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2014 года по делу N А41-15012/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья
Н.А.ОГУРЦОВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-15012/14
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. по делу N А41-15012/14
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 17 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2014 года по делу N А41-15012/14, принятое судьей Козловой М.В.,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - заявитель, ОАО "Мосэнерго", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 4599/2321/10 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения" от 24.06.2013 в части восстановления (начисления) суммы земельного налога за 2011 год в размере 22 950 518 руб., внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.04.2014 заявленные требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа нормам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой по делу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных ОАО "Мосэнерго" требований отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель налогоплательщика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником четырех земельных участков, и, как следствие, плательщиком земельного налога.
Межрайонной ИФНС России по N 17 по Московской области проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной 28.01.2013 ОАО "Мосэнерго" по филиалу - ТЭЦ N 22 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 24.06.2013 N 4599/2321/10 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым восстановлен уменьшенный земельный налог за 2011 год в размере 22 950 518 руб., а также предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Заявитель обжаловал данное решение налогового органа в апелляционном порядке в УФНС России по Московской области.
Решением УФНС России по Московской области от 24.01.2014 N 07-12/03418 апелляционная жалоба ОАО "Мосэнерго" оставлена без удовлетворения, решение от 24.06.2013 N 4599/2321/10 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением, ОАО "Мосэнерго" обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правилам доказывания, установленным частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01 января 2010 года, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
ОАО "Мосэнерго" обладает на праве собственности четырьмя земельными участком общей площадью 750 770 квадратных метра с кадастровыми номерами: 50:64:0010101:0001, 50:64:0010206:0002, 50:64:0010206:0003 и 50:64:0010105:0005.
В первичной декларации земельный налог был рассчитан на основании кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением Минэкологии Московской области от 30.08.2005 N 90-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Дзержинский Московской области".
Установление новой кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010, утвержденной Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", явилось основанием перерасчета налога и подачи уточненной декларации 28.01.2013.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка повлекло уменьшение суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что применение завышенной кадастровой стоимости земельного участка при определении налоговый обязанности заявителя не имеет экономического основания и противоречит закрепленному в законе принципу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 66 ЗК РФ средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 НК РФ и абзаца второго пункта 2 статьи 66 ЗК РФ", правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
На основании пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований статьи 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
При этом при отсутствии в нормативном акте конкретного указания на распространение его действия на прошлые налоговые периоды, установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете на эту дату.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной по делу N А41-14050/13.
На основании изложенного, оспариваемым решением налогового органа обоснованно восстановлен уменьшенный земельный налог за 2011 год в размере 22 950 518 руб.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам материального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2014 года по делу N А41-15012/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий судья
Н.А.ОГУРЦОВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)