Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Татнефнепродукт" - Далидан О.А., доверенность от 24.12.2014 г. N 1-1-580;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике - Исмаев А.В., доверенность от 13.11.2014 г. N 2.4-16/013256;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2015 г. по делу N А65-7916/2015 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Татнефнепродукт", г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган; инспекция) о признании недействительным решения от 26 января 2015 г. N 234.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2015 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26 января 2015 г. N 234 в части доначисления открытому акционерному обществу "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" земельного налога за 2011 г. в сумме 4 187 883 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказать.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная ИФНС N 4 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения требований заявителя и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что при расчете налоговой базы для исчисления земельного налога за 2011 год налоговым органом правомерно были использованы сведения о кадастровой стоимости 12 земельных участков (по состоянию а 01.01.2011 г.), представленные Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РТ, внесенные в государственный кадастр недвижимости постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС N 4 по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ОАО "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 7 ноября 2014 г. N 689 инспекцией принято решение от 26 января 2015 г. N 234 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2011 г. в размере 4 431 835 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан исх. N 2.14-0-18/006171@ от 16 марта 2015 г. решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением ответчика, общество обжаловало его в судебном порядке.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием принятия оспариваемого решения явилось применение налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан".
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельных участков не определялась, следовательно, подлежит применению кадастровая стоимость.
Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан" вступает в законную силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования. Данное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 02.02.2011 за N 5.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в законную силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют в порядке, установленном налоговым законодательством.
В силу статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При этом акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы.
Таким образом, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 подлежит применению только с 01.01.2012.
Поскольку налоговый период по земельному налогу 2011 года не охватывается Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102, применению подлежит ранее действовавшая кадастровая оценка спорных земельных участков (по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 октября 2005 г. N 478).
Доводы налогового органа о необходимости применения Постановления Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 основаны на неверном толковании закона.
В рассматриваемый налоговый период обществу принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: 16:50:170604:21, 16:50:171202:2, 16:50:070405:4, 16:50:170604:23, 16:50:170604:24, 16:50:170604:22, 16:50:170614:1, 16:50:170604:36, 16:50:170604:37, 16:50:170604:38, 16:50:170604:39 и 16:50:170604:40.
Разногласия имеются только лишь по порядку применения кадастровой стоимости земельного участка - по Постановлению Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 или Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 октября 2005 г. N 478.
Исходя из установленного в ходе судебного разбирательства периода, нахождение земельных участков с учетом изменения его разрешенного использования, а также примененной налоговой ставки, сумма земельного налога в отношении всех принадлежащих обществу земельных участков составляет 9 002 901 руб.
Произведенное налоговым органом доначисление земельного налога в сумме 4 431 835 руб. является необоснованным и неправомерным.
В свою очередь, является неверной и сумма налога 8 758 949 руб., отраженная обществом в уточненной налоговой декларации.
Суд первой инстанции правильно установил, что, исходя из установленной суммы земельного налога 9 002 901 руб., доначислению подлежала сумма налога 243 952 руб. Таким образом, неправомерным является доначисление обществу 4 187 883 руб. (4 431 835 руб. - 243 952 руб.).
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Инспекцией в решении земельный налог по земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, за 2011 г. исчислен в сумме 13 190 784 руб., исходя из кадастровой стоимости данных участков, установленной постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102, и указанной налогоплательщиком в первоначально представленной налоговой декларации.
Суд первой инстанции обоснованно признал выводы, изложенные в решении ответчика, не соответствующими действующему законодательству о налогах и сборах, арбитражной практике, а также позиции Конституционного Суда РФ в части доначисления налога в размере, превышающем 158 094 руб., по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой инспекцией в обжалуемом решении рассчитана сумма налога, не может применяться в целях исчисления и уплаты земельного налога за 2011 г.
Кадастровая стоимость в указанном размере была утверждена постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102.
В силу:
- - п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- - ст. б Закона РТ от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина";
- - абз. 2 п. 2 и п. 4 постановления КМ РТ от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан";
- - постановления КМ РТ от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления КМ РТ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. При этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление КМ РТ N 1102, которым утверждена кадастровая стоимость, примененная налоговым органом, опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, и, следовательно, вступило в силу после. 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П и в Определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в постановлении от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В Постановлении от 02.07.2013 N 17-П Конституционный суд РФ указал, что законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, однако свобода его усмотрения при решении этих вопросов ограничивается общими и специальными конституционными принципами. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, имеет гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере и призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона.
Кроме того, КС РФ подчеркнул, что хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, наступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы.
Таким образом, применение налоговым органом в вынесенном им решении кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением КМ РТ N 1102, опубликованном 02.02.2011, означает фактически придание нормативному акту, ухудшающему положение налогоплательщика, обратной силы, что недопустимо и нарушает права и законные интересы ОАО "ХК "Татнефтепродукт".
Выводы суда подтверждаются многочисленной и единообразной арбитражной практикой.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что при расчете земельного налога за 2011 год подлежит применению кадастровая стоимость, установленная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2015 г. по делу N А65-7916/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2015 N 11АП-11324/2015 ПО ДЕЛУ N А65-7916/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. по делу N А65-7916/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Татнефнепродукт" - Далидан О.А., доверенность от 24.12.2014 г. N 1-1-580;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике - Исмаев А.В., доверенность от 13.11.2014 г. N 2.4-16/013256;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2015 г. по делу N А65-7916/2015 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Татнефнепродукт", г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган; инспекция) о признании недействительным решения от 26 января 2015 г. N 234.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2015 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26 января 2015 г. N 234 в части доначисления открытому акционерному обществу "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" земельного налога за 2011 г. в сумме 4 187 883 руб., в удовлетворении остальной части заявления отказать.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная ИФНС N 4 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения требований заявителя и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что при расчете налоговой базы для исчисления земельного налога за 2011 год налоговым органом правомерно были использованы сведения о кадастровой стоимости 12 земельных участков (по состоянию а 01.01.2011 г.), представленные Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РТ, внесенные в государственный кадастр недвижимости постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС N 4 по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ОАО "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 7 ноября 2014 г. N 689 инспекцией принято решение от 26 января 2015 г. N 234 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен земельный налог за 2011 г. в размере 4 431 835 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан исх. N 2.14-0-18/006171@ от 16 марта 2015 г. решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Не согласившись с решением ответчика, общество обжаловало его в судебном порядке.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Основанием принятия оспариваемого решения явилось применение налоговым органом кадастровой стоимости земельных участков по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан".
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется к отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а отчетными - первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельных участков не определялась, следовательно, подлежит применению кадастровая стоимость.
Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан" вступает в законную силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования. Данное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 02.02.2011 за N 5.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в законную силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют в порядке, установленном налоговым законодательством.
В силу статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При этом акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы.
Таким образом, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 подлежит применению только с 01.01.2012.
Поскольку налоговый период по земельному налогу 2011 года не охватывается Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102, применению подлежит ранее действовавшая кадастровая оценка спорных земельных участков (по Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 октября 2005 г. N 478).
Доводы налогового органа о необходимости применения Постановления Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 основаны на неверном толковании закона.
В рассматриваемый налоговый период обществу принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: 16:50:170604:21, 16:50:171202:2, 16:50:070405:4, 16:50:170604:23, 16:50:170604:24, 16:50:170604:22, 16:50:170614:1, 16:50:170604:36, 16:50:170604:37, 16:50:170604:38, 16:50:170604:39 и 16:50:170604:40.
Разногласия имеются только лишь по порядку применения кадастровой стоимости земельного участка - по Постановлению Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 или Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 октября 2005 г. N 478.
Исходя из установленного в ходе судебного разбирательства периода, нахождение земельных участков с учетом изменения его разрешенного использования, а также примененной налоговой ставки, сумма земельного налога в отношении всех принадлежащих обществу земельных участков составляет 9 002 901 руб.
Произведенное налоговым органом доначисление земельного налога в сумме 4 431 835 руб. является необоснованным и неправомерным.
В свою очередь, является неверной и сумма налога 8 758 949 руб., отраженная обществом в уточненной налоговой декларации.
Суд первой инстанции правильно установил, что, исходя из установленной суммы земельного налога 9 002 901 руб., доначислению подлежала сумма налога 243 952 руб. Таким образом, неправомерным является доначисление обществу 4 187 883 руб. (4 431 835 руб. - 243 952 руб.).
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Инспекцией в решении земельный налог по земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, за 2011 г. исчислен в сумме 13 190 784 руб., исходя из кадастровой стоимости данных участков, установленной постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102, и указанной налогоплательщиком в первоначально представленной налоговой декларации.
Суд первой инстанции обоснованно признал выводы, изложенные в решении ответчика, не соответствующими действующему законодательству о налогах и сборах, арбитражной практике, а также позиции Конституционного Суда РФ в части доначисления налога в размере, превышающем 158 094 руб., по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой инспекцией в обжалуемом решении рассчитана сумма налога, не может применяться в целях исчисления и уплаты земельного налога за 2011 г.
Кадастровая стоимость в указанном размере была утверждена постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102.
В силу:
- - п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- - ст. б Закона РТ от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина";
- - абз. 2 п. 2 и п. 4 постановления КМ РТ от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан";
- - постановления КМ РТ от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления КМ РТ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. При этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление КМ РТ N 1102, которым утверждена кадастровая стоимость, примененная налоговым органом, опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, и, следовательно, вступило в силу после. 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П и в Определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в постановлении от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В Постановлении от 02.07.2013 N 17-П Конституционный суд РФ указал, что законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, однако свобода его усмотрения при решении этих вопросов ограничивается общими и специальными конституционными принципами. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, имеет гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере и призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона.
Кроме того, КС РФ подчеркнул, что хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, в том числе от таких изменений налогового регулирования, которые не позволяют соответствующим субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям. Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны носить внезапный характер, наступая в качестве непреодолимого препятствия для реализации экономической свободы.
Таким образом, применение налоговым органом в вынесенном им решении кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением КМ РТ N 1102, опубликованном 02.02.2011, означает фактически придание нормативному акту, ухудшающему положение налогоплательщика, обратной силы, что недопустимо и нарушает права и законные интересы ОАО "ХК "Татнефтепродукт".
Выводы суда подтверждаются многочисленной и единообразной арбитражной практикой.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что при расчете земельного налога за 2011 год подлежит применению кадастровая стоимость, установленная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2015 г. по делу N А65-7916/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)