Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Борисовой Л.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бабаджаняна А.Ш. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 15 декабря 2014 г. об удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Бабаджаняна А.Ш. - Беляковой А.В., возражавшей против отмены судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Бабаджанян А.Ш. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> обл., г. <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, и внесении изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области), министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Тверским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Управление Росреестра по Тверской области. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального права и норм процессуального права, выразившиеся в следующем. Управление Росреестра по Тверской области не являлось заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, не утверждало и не имело право утверждать оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. На Управление не возложены полномочия по принятию решения о внесении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в государственный реестр недвижимости. В связи с этим оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и установление его рыночной стоимости и последующее исполнение решения суда не затрагивают права и обязанности данного государственного органа. Кроме того, заявление Бабаджаняна А.Ш. подлежало рассмотрению в порядке искового производства с соблюдением требований ст. ст. 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а не по правилам гл. 25 ГПК РФ, поскольку заявитель не обращался с требованиями о признании незаконными решений, действий (бездействия) Управления Росреестра по Тверской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что Бабаджанян А.Ш. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона).
В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 Закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бабаджанян А.Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> обл., г. <...> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания магазина из бвк.
Кадастровая стоимость данного участка определена по состоянию на 1 января 2007 г. в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 30 декабря 2008 г. N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" и составляет <...> рублей.
Рыночная стоимость указанного участка на 1 января 2007 г. в размере <...> рублей установлена на основании отчета бюро оценки "Морозова & партнеры" от 6 июня 2014 г. N 96.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" подготовлено экспертное заключение о соответствии отчета оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательств того, что на 1 января 2007 г. - дату установления кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка - рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица о назначении и проведении судебной оценочной экспертизы не просили.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права и нормы процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы Управления Росреестра по Тверской области, приведенные им в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки областного суда и по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты, как несостоятельные.
Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.
Как отражено в п. п. 1 и 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Действующее законодательство (п. 3 ст. 66 ЗК РФ) предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена.
Статья 24.18 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости называет в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Одной из сторон отношений, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель, представлением результатов государственной кадастровой оценки земель, ведением государственного земельного кадастра, созданием и ведением государственного кадастра объектов недвижимости, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое осуществляло свою деятельность непосредственно и через свои территориальные управления во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Указанные функции и полномочия названного федерального органа исполнительной власти были регламентированы Положением о данном органе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель.
Из указанного следует, что оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель путем установления рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области является следствием реализации предоставленных ему полномочий.
Поскольку требования вытекают из публично-правовых отношений, суд правомерно их рассмотрел и разрешил в порядке, предусмотренном гл. 23 ГПК РФ.
Согласно ст. 246 ГПК РФ указанные дела рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, другими главами ГПК РФ и другими федеральными законами.
В частности, по делам такой категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. ч. 3 и 4 ст. 246 ГПК РФ), может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, подвергнуть штрафу должностных лиц, не исполняющих требований суда о представлении доказательств (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ), что является недопустимым в исковом производстве, которое предусматривает возможность замены ненадлежащего ответчика надлежащим исключительно по ходатайству или с согласия истца (ч. 1 ст. 41 ГПК РФ).
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, в том числе и тех, которые предусмотрены законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 15 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.04.2015 N 35-АПГ15-14
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N 35-АПГ15-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Борисовой Л.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бабаджаняна А.Ш. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 15 декабря 2014 г. об удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Бабаджаняна А.Ш. - Беляковой А.В., возражавшей против отмены судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Бабаджанян А.Ш. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> обл., г. <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, и внесении изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области), министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Тверским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Управление Росреестра по Тверской области. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального права и норм процессуального права, выразившиеся в следующем. Управление Росреестра по Тверской области не являлось заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, не утверждало и не имело право утверждать оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. На Управление не возложены полномочия по принятию решения о внесении сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в государственный реестр недвижимости. В связи с этим оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и установление его рыночной стоимости и последующее исполнение решения суда не затрагивают права и обязанности данного государственного органа. Кроме того, заявление Бабаджаняна А.Ш. подлежало рассмотрению в порядке искового производства с соблюдением требований ст. ст. 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а не по правилам гл. 25 ГПК РФ, поскольку заявитель не обращался с требованиями о признании незаконными решений, действий (бездействия) Управления Росреестра по Тверской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что Бабаджанян А.Ш. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона).
В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 Закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бабаджанян А.Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> обл., г. <...> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания магазина из бвк.
Кадастровая стоимость данного участка определена по состоянию на 1 января 2007 г. в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 30 декабря 2008 г. N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" и составляет <...> рублей.
Рыночная стоимость указанного участка на 1 января 2007 г. в размере <...> рублей установлена на основании отчета бюро оценки "Морозова & партнеры" от 6 июня 2014 г. N 96.
Экспертным советом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" подготовлено экспертное заключение о соответствии отчета оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательств того, что на 1 января 2007 г. - дату установления кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка - рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица о назначении и проведении судебной оценочной экспертизы не просили.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права и нормы процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы Управления Росреестра по Тверской области, приведенные им в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки областного суда и по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты, как несостоятельные.
Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.
Как отражено в п. п. 1 и 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Действующее законодательство (п. 3 ст. 66 ЗК РФ) предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена.
Статья 24.18 Закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости называет в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Одной из сторон отношений, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земель, представлением результатов государственной кадастровой оценки земель, ведением государственного земельного кадастра, созданием и ведением государственного кадастра объектов недвижимости, являлось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое осуществляло свою деятельность непосредственно и через свои территориальные управления во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Указанные функции и полномочия названного федерального органа исполнительной власти были регламентированы Положением о данном органе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель.
Из указанного следует, что оспаривание результатов государственной кадастровой оценки земель путем установления рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области является следствием реализации предоставленных ему полномочий.
Поскольку требования вытекают из публично-правовых отношений, суд правомерно их рассмотрел и разрешил в порядке, предусмотренном гл. 23 ГПК РФ.
Согласно ст. 246 ГПК РФ указанные дела рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, другими главами ГПК РФ и другими федеральными законами.
В частности, по делам такой категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ч. ч. 3 и 4 ст. 246 ГПК РФ), может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, подвергнуть штрафу должностных лиц, не исполняющих требований суда о представлении доказательств (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ), что является недопустимым в исковом производстве, которое предусматривает возможность замены ненадлежащего ответчика надлежащим исключительно по ходатайству или с согласия истца (ч. 1 ст. 41 ГПК РФ).
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и норм процессуального права, в том числе и тех, которые предусмотрены законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 15 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)