Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2014 ПО ДЕЛУ N А14-773/2014

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. по делу N А14-773/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: представители не явились, извещено надлежащим образом,
от Фонда содействия развитию культуры "Время Культуры": представители не явились, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.08.2014 по делу N А14-773/2014 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Фонда содействия развитию культуры "Время Культуры" (ОГРН 1113600000821, ИНН 3665999035) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) о признании недействительным решения от 31.10.2013 N 046 035 13 РК 0008237 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,

установил:

Фонд содействия развитию культуры "Время Культуры" (далее - заявитель, ФСРК "Время Культуры", Фонд) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения от 31.10.2013 N 046 035 13 РК 0008237 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.08.2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда ссылается на то, что в ходе проведенной камеральной проверки представленного Фондом расчета по страховым взносам за 1 полугодие 2013 года установлено, что страхователем необоснованно применен пониженный тариф страховых взносов, установленный пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области культуры и искусства - тариф 12.
По мнению Управления, условие применения пониженного тарифа страховых взносов, установленное частью 5.1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, страхователем не выполнено, поскольку в расчете по форме РСВ-1 за 4 квартал 2012 года указан вид экономической деятельности (код ОКВЭД) - 65.2 (прочее финансовое посредничество).
Неправомерное применение Фондом пониженного тарифа страховых взносов повлекло неполную уплату страховых взносов за проверяемый период и послужило основанием для доначисления оспариваемым решением заявителю страховых взносов в сумме 4 217,40 руб., в том числе 1 188 руб. - на финансирование страховой части трудовой пенсии, 3 029,40 руб. - на обязательное медицинское страхование, начисление пени в сумме 136,79 руб. и привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 843,48 руб.
Кроме того, Управление Пенсионного фонда ссылается на то, что в ходе проведенной проверки было установлено несвоевременное перечисление исчисленных самим страхователем страховых взносов, что явилось основанием для начисления пени в сумме 1,09 руб. за период с 15.05.2013 по 16.05.2013, которую заявителю правомерно предложено уплатить.
В представленном отзыве Фонд содействия развитию культуры "Время Культуры" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель указывает, что присвоенный Фонду при регистрации код ОКВЭД - 65.2 "прочее финансовое посредничество", который присваивается всем некоммерческим благотворительным и спонсорским фондам, лишь подтверждает тот факт, что Фонд культуры действительно формирует (аккумулирует) средства, однако использует их для целей, указанных в учредительных документах - для целей развития культуры и искусства. Тогда как именно осуществляемая Фондом в соответствии с учредительными документами деятельность в области культуры и искусства является основанием для применения льготных тарифов, предусмотренных пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 15.08.2013 Фонд СРК "Время культуры"
представил в Управление Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за полугодие 2013 года.
По результатам камеральной проверки указанного расчета Управлением составлен акт от 01.10.2013 N 04603530007574 и принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 31.10.2013 N 046 035 13 РК 0008237, в соответствии с которым Фонд привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 843,48 руб., также Фонду предложено уплатить пени в общей сумме 136,79 руб. и недоимку по страховым взносам на общую сумму 4 217,40 руб., в том числе 1 188 руб. - недоимка по страховым взносам на ОПС в ПФ, 3 029,40 руб. - недоимка по страховым взносам на ОМС в ФФОМС.
Не согласившись с данным решением Управления Пенсионного фонда, Фонд СРК "Время культуры" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования страхователя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Фонд СРК "Время культуры" является страхователем в соответствии с Федеральными законами N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны зарегистрироваться в установленном законом порядке, а также своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Федеральный закон N 212-ФЗ, так же как и Федеральный закон N 167-ФЗ, устанавливает обязанность плательщика страховых взносов правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (часть 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, внесшим изменения в часть 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи, применяются пониженные тарифы страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд РФ - 20%, в ФФОМС - 0% (часть 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Указанные плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 настоящей статьи, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов (пункт 5.1. статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ):
1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 настоящей статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - целевые поступления);
2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 настоящей статьи и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - гранты);
3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах р - ф, я.4 - я.6 пункта 8 части 1 настоящей статьи.
В случае, если по итогам расчетного периода применительно к указанному расчетному периоду организация не выполняет условия, установленные пунктом 11 части 1 и частью 5.1 настоящей статьи, такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено несоответствие условиям, указанным в настоящей части. При определении объема доходов организации для проверки соответствия выполнению условий, установленных частью 5.1 настоящей статьи, учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов (пункт 5.3 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Сумма доходов определяется плательщиками, указанными в пункте 11 части 1 настоящей статьи, по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом требований части 5.1 настоящей статьи. Контроль за соблюдением условий, установленных пунктом 11 части 1 и частью 5.1 настоящей статьи, осуществляется, в том числе, на основании отчетности, представляемой некоммерческими организациями в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона (пункт 5.2. статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной на основе добровольных имущественных взносов и преследующей определенные ее Уставом цели, зарегистрирован в установленном законом порядке и находится на упрощенной системе налогообложения.
В соответствии с Уставом, предметом деятельности Фонда является формирование имущества и средств на основе добровольных имущественных взносов, а также иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на уставные цели.
Основными целями деятельности Фонда являются развитие культуры и искусства, в том числе классического искусства и его современных форм, художественного образования и гуманитарной науки, просвещения и духовного развития личности, развитие национальной культуры народов РФ, изучение и пропаганда национальных традиций, использование и сохранение российского культурного наследия, выявление и поддержка одаренной молодежи в различных областях художественного творчества и пр.
Как следует из материалов дела, Фонд содействия развитию культуры "Время культуры" с 2012 года применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", что подтверждается книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2012 год (л.д. 93), и не имеет доходов от осуществления коммерческой деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Фонд обоснованно, в соответствии с пунктом 11 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, при расчете размера страховых взносов применяет тариф, установленный в данной норме.
Документальное подтверждение осуществления Фондом каких-либо иных видов деятельности, помимо указанных в Уставе, Управлением Пенсионного фонда не представлено.
Указанный в отношении Фонда в расчете по форме РСВ-1 за проверяемый период код ОКВЭД - 65.2 (прочее финансовое посредничество) не свидетельствует об отсутствии права на применение пониженного тарифа, поскольку вышеприведенными нормами право на применение пониженного тарифа обусловлено характером фактически осуществляемой и отраженной в учредительных документах деятельности страхователя, а не кодом ОКВЭД, указанным в расчете.
Кроме того, код 65.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности относит к прочим услугам по финансовому посредничеству также услуги благотворительных и спонсорских фондов.
Из материалов дела также следует, что доля доходов в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, а также доходов в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, превысила 70% суммы всех доходов организации по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Как следует из расчета РСВ-1 за полугодие 2013 года, представленного плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд, сумма доходов Фонда СРК "Время культуры" в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности, поименованной в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ по итогам года, предшествующего текущему расчетному периоду составила 1 999 736 руб., по итогам текущего расчетного периода - 0 руб. Доля доходов, определяемая в целях применения части 5.1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, по итогам года, предшествующего текущему расчетному периоду составила 100%, по итогам текущего расчетного периода - 0%.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, Управлением в материалы дела не представлено.
Таким образом, требования положений пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 данной статьи Фондом соблюдены, в силу чего выводы Управления Пенсионного фонда о неправомерности применения страхователем пониженного тарифа страховых взносов за 1 полугодие 2013 года не основаны на нормах действующего законодательства и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, оснований для доначисления заявителю за проверяемый отчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1 188 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 3 029,40 руб., начисления пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 38,23 руб., пени на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 97,47 руб., а также привлечения Фонда к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 843,48 руб. у Управления Пенсионного фонда не имелось.
Доводы Управления Пенсионного фонда о законности решения в части начисления пени в размере 1,09 руб., поскольку указанные суммы начислены в связи с несвоевременной уплатой страхователем самостоятельно исчисленных сумм страховых взносов, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
В соответствии с п. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в том числе указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Пунктом 10 указанной статьи закона установлено, что в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Таким образом, в решении, принимаемом органом контроля по результатам камеральной или выездной проверки, подлежат указанию суммы пени, начисленные на выявленную в ходе проверки недоимку по страховым взносам.
Иными словами в решении, принимаемом по результатам проверки, отражаются суммы пени, начисленные на недоимку, выявленную по результатам проверки.
Указанными нормами не предусмотрена возможность отражения в решении сумм пени, начисленных в связи с несвоевременной уплатой страхователем самостоятельно исчисленных сумм страховых взносов.
Согласно пунктам 2, 3 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Следовательно, вышеприведенными положениями закреплен различный порядок и сроки выявления недоимки по пени и направления требований об уплате недоимки в зависимости от обстоятельств ее выявления.
При наличии различных оснований для начислений пеней решение должно содержать сведения обо всех основаниях, по которым произведено начисление пеней.
В данном случае в решении от 31.10.2013 N 046 035 13 РК 0008237 указано на выявление недоимки по уплате страховых взносов, образовавшейся за период с 01.01.2013 по 30.06.2013 в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 1 188 руб. на обязательное пенсионное страхование и в сумме 3 029,40 руб. на обязательное медицинское страхование, а также на начисление пеней по состоянию на 01.10.2013 в сумме 136,79, в том числе, на обязательное пенсионное страхование за период апрель 2013 года в сумме 16,23 руб., за период май 2013 года в сумме 23,09 руб., на обязательное медицинское страхование за период апрель 2013 года в сумме 38,60 руб., за период май 2013 года в сумме 58,87 руб.
Сведения о несвоевременной уплате страховых взносов и о начислении пеней по указанному основанию, так же как и сведения о размере несвоевременной уплаченной суммы страховых взносов и периоде просрочки в уплате пеней, в решении отсутствуют.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что пеня за несвоевременную уплату страховых взносов начислена правомерно.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Управлением Пенсионного фонда не представлено достоверных и достаточных доказательств законности оспариваемого ненормативного правового акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.08.2014 по делу N А14-773/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.08.2014 по делу N А14-773/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
В.А.СКРЫННИКОВ

Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
М.Б.ОСИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)