Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю. и Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 октября 2013 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 августа 2013 года, принятое по делу N А72-6915/2013 (судья Черланова Е.С.),
по иску индивидуального предпринимателя Аналбаева Рашида Тусуповича (ОГРН 304732803400178, ИНН 732800015400), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Москва, в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
- - Правительство Ульяновской области;
- - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области;
- - Администрация города Ульяновска,
об определении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель Аналбаев Рашид Тусупович обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, в котором просил:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:021106:75, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категории земель: земли поселений, равной его рыночной стоимости - 3 174 864 руб.,
- обязать ответчика внести в сведения государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 73:24:021106:75, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9-й проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категория земель: земли поселений, в размере его рыночной стоимости, равной 3 174 864 руб.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.06.2013 г. суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области; Администрацию города Ульяновска.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.07.2013 г. судом удовлетворено ходатайство об уточнении наименования истца в части указания его организационно-правовой формы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Ульяновска обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что суд применил закон, не подлежащий применению, поскольку при изменении кадастровой стоимости земельного участка соответственно измениться и размер арендной платы, что приведет к снижению доходности бюджета. По мнению заявителя, требования истца не соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва истца, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.07.2006 г. между Мэрией г. Ульяновска в лице Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Аналбаевым Рашидом Тусоповичем (Арендатор) заключен договор N 24-2-013184 аренды земельного участка, общей площадью 3695,4 кв. м, находящегося по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2.
Согласно п. 4.1 договора срок аренды Участка устанавливается с 08.06.2006 г. по 31.12.2025 г. Договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Пунктом 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Согласно п. 3.1 договора размер арендной платы за земельный участок определяется от кадастровой стоимости земельных участков в процентном отношении, установленном в Положении "О порядке передачи в аренду земельных участков в г. Ульяновске", утвержденном решением Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 г. N 71.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" установлена кадастровая стоимость земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011 года.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2, была установлена в размере 11 870 907,08 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в завышенном размере, вследствие чего арендная плата значительно увеличилась, ИП Аналбаев Р.Т. обратился в арбитражный суд с настоящим иском, реализуя свое право, установленное статьей 66 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, будучи собственником вышеуказанного земельного участка, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истец представил в качестве доказательства недостоверности кадастровой оценки Отчет N 128/13 от 10.03.2013 г. Общероссийской организации оценщиков "Российской общество оценщиков". В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:021106:75, по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категории земель: земли поселений, по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 3 174 864 руб.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Согласно Экспертному заключению N 522/2013-2 от 01.04.2013 г. Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российской общество оценщиков рецензируемый Отчет N 128/13 от 10.03.2013 г. соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Судом принято во внимание, что в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств обратного.
Проверив и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отчет N 128/13 об оценки рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства.
В связи с этим, требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:021106:75, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категория земель: земли поселений, равной его рыночной стоимости в размере 3 174 864 руб. и обязании внести в сведения государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 73:24:021106:75, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9-й проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категория земель: земли поселений, в размере его рыночной стоимости, равной 3 174 864 руб. являются обоснованными и подтвержденными документально.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11.
Доводы администрации г. Ульяновска, изложенные в апелляционной жалобе, не являются основанием для отказа в иске и отмене судебного акта, так как пополнение бюджета муниципального образования за счет арендной платы, рассчитанной из недостоверной кадастровой стоимости земельного участка, является неправомерным.
На основании пунктов 1 - 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методах массовой оценки недвижимости, и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, определение кадастровой стоимости земельного участка методом массовой оценки не исключает возможности превышения кадастровой стоимости конкретного земельного участка над его рыночной стоимостью.
Судом установлено, что по настоящему делу кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость более чем в 3 раза.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Довод ответчика о том, что истец не является собственником спорного земельного участка и, следовательно, не обладает правом на обращение в экспертную организацию за установлением рыночной стоимости земельного участка, а, соответственно, не имеет право на подачу рассматриваемого иска, судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС от 28.06.2011 года N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При таких обстоятельствах, исковые требования ИП Аналбаева Р.Т. являются обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о неправомерности исковых требований, проверены судебной коллегией, признаются ошибочными, отклоняются по следующим основаниям.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Из материалов дела следует, что ответчик в нарушение ст. 65 АПК РФ с ходатайством о назначении по делу судебной экспертизы не обращался.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.08.2013 по делу N А72-6915/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2013 ПО ДЕЛУ N А72-6915/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. по делу N А72-6915/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю. и Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 октября 2013 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 августа 2013 года, принятое по делу N А72-6915/2013 (судья Черланова Е.С.),
по иску индивидуального предпринимателя Аналбаева Рашида Тусуповича (ОГРН 304732803400178, ИНН 732800015400), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), г. Москва, в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
- - Правительство Ульяновской области;
- - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области;
- - Администрация города Ульяновска,
об определении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель Аналбаев Рашид Тусупович обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, в котором просил:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:021106:75, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категории земель: земли поселений, равной его рыночной стоимости - 3 174 864 руб.,
- обязать ответчика внести в сведения государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 73:24:021106:75, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9-й проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категория земель: земли поселений, в размере его рыночной стоимости, равной 3 174 864 руб.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.06.2013 г. суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области; Администрацию города Ульяновска.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.07.2013 г. судом удовлетворено ходатайство об уточнении наименования истца в части указания его организационно-правовой формы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Ульяновска обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что суд применил закон, не подлежащий применению, поскольку при изменении кадастровой стоимости земельного участка соответственно измениться и размер арендной платы, что приведет к снижению доходности бюджета. По мнению заявителя, требования истца не соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва истца, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.07.2006 г. между Мэрией г. Ульяновска в лице Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Аналбаевым Рашидом Тусоповичем (Арендатор) заключен договор N 24-2-013184 аренды земельного участка, общей площадью 3695,4 кв. м, находящегося по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2.
Согласно п. 4.1 договора срок аренды Участка устанавливается с 08.06.2006 г. по 31.12.2025 г. Договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Пунктом 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Согласно п. 3.1 договора размер арендной платы за земельный участок определяется от кадастровой стоимости земельных участков в процентном отношении, установленном в Положении "О порядке передачи в аренду земельных участков в г. Ульяновске", утвержденном решением Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 г. N 71.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" установлена кадастровая стоимость земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011 года.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка по адресу: г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2, была установлена в размере 11 870 907,08 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в завышенном размере, вследствие чего арендная плата значительно увеличилась, ИП Аналбаев Р.Т. обратился в арбитражный суд с настоящим иском, реализуя свое право, установленное статьей 66 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, будучи собственником вышеуказанного земельного участка, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истец представил в качестве доказательства недостоверности кадастровой оценки Отчет N 128/13 от 10.03.2013 г. Общероссийской организации оценщиков "Российской общество оценщиков". В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:021106:75, по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категории земель: земли поселений, по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 3 174 864 руб.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Согласно Экспертному заключению N 522/2013-2 от 01.04.2013 г. Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российской общество оценщиков рецензируемый Отчет N 128/13 от 10.03.2013 г. соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Судом принято во внимание, что в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств обратного.
Проверив и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отчет N 128/13 об оценки рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства.
В связи с этим, требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:021106:75, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категория земель: земли поселений, равной его рыночной стоимости в размере 3 174 864 руб. и обязании внести в сведения государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 73:24:021106:75, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, 9-й проезд Инженерный, д. 2, общей площадью 3696 кв. м, разрешенное использование: под административным зданием с производственными мастерскими, категория земель: земли поселений, в размере его рыночной стоимости, равной 3 174 864 руб. являются обоснованными и подтвержденными документально.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11.
Доводы администрации г. Ульяновска, изложенные в апелляционной жалобе, не являются основанием для отказа в иске и отмене судебного акта, так как пополнение бюджета муниципального образования за счет арендной платы, рассчитанной из недостоверной кадастровой стоимости земельного участка, является неправомерным.
На основании пунктов 1 - 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методах массовой оценки недвижимости, и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, определение кадастровой стоимости земельного участка методом массовой оценки не исключает возможности превышения кадастровой стоимости конкретного земельного участка над его рыночной стоимостью.
Судом установлено, что по настоящему делу кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость более чем в 3 раза.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Довод ответчика о том, что истец не является собственником спорного земельного участка и, следовательно, не обладает правом на обращение в экспертную организацию за установлением рыночной стоимости земельного участка, а, соответственно, не имеет право на подачу рассматриваемого иска, судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Таким образом, действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС от 28.06.2011 года N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При таких обстоятельствах, исковые требования ИП Аналбаева Р.Т. являются обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о неправомерности исковых требований, проверены судебной коллегией, признаются ошибочными, отклоняются по следующим основаниям.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Из материалов дела следует, что ответчик в нарушение ст. 65 АПК РФ с ходатайством о назначении по делу судебной экспертизы не обращался.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Доводы Администрации, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.08.2013 по делу N А72-6915/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)