Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кооператива N 3 по строительству и эксплуатации гаражей на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 марта 2013 года по делу N А76-25131/2012 (судья Позднякова Е.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Кооператива N 3 по строительству и эксплуатации гаражей - Байгильдин Р.И. (паспорт, протокол общего собрания от 09.02.2013), Клековкина Н.Д. (паспорт, доверенность от 21.12.2012 сроком на один год), Малышева Н.В. (паспорт, доверенность от 01.10.2013 сроком на один год);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска - Рогова А.Е. (служебное удостоверение, доверенность от 26.02.2013 N 05-27/003435, сроком на один год); Крутикова Ю.А. (служебное удостоверение, доверенность от 01.03.2013 N 05-27/004028 сроком на один год).
Кооператив N 3 по строительству и эксплуатации гаражей (далее - заявитель, ГСК-3, кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ИФНС, налоговый орган) о признании недействительным решение от 17.12.2012 N 1444 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного земельного налога полностью; о признании недействительными решений от 29.01.2013 N 9, 10, 11 в части зачета переплаты сумм земельного налога (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований - т. 2, л.д. 56).
Решением суда от 26 марта 2013 года (резолютивная часть объявлена 19 марта 2013 года) отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции от 17.12.2012 N 1444 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного земельного налога полностью; заявление о признании недействительными решений от 29.01.2013 N 9, 10, 11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без рассмотрения.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт в части отказа в признании недействительным решения от 17.12.2012 N 1444 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке. В кадастровой выписке от 17.09.2012 указано, что граница земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о правах на него и о кадастровой стоимости отсутствуют - земельный участок снят с учета 30.07.2008. Письмом от 09.08.2012 N 6613 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Челябинской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Россреестра", кадастровая палата) разъясняет, что в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 образован новый участок, право собственности на который зарегистрировано 16.05.2008, с момента регистрации права собственности на образованный участок исходный земельный участок имеет статус "архивный" (то есть, кадастровой стоимости не имеет).
Земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 прекратил свое существование в прежних границах (изменились его конфигурация и площадь, участок получил статус "архивный", в силу чего не может быть определена его кадастровая стоимость).
Нормативная цена земли с 2003 года на территории Челябинской области не устанавливалась. Решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 "О земельном налоге на территории города Челябинска" предусмотрено, что земельный налог должен быть рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Общество считает, что при отсутствии кадастровой и нормативной цены исчислить земельный налог в ином размере, отличном от нуля, кооператив не имеет оснований.
По мнению кооператива, выводы суда ошибочно основаны только на ответах ФРС по запросам инспекции от 30.08.2012 N 01/235/2012/297, N 01/443/2012-390, поскольку данные письма содержат недостоверную информацию, которая противоречит сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости о земельном участке в филиале ФГБУ "ФКП Россреестра", распоряжении от 25.09.2007 N 1004-м Заместителя главы города Челябинска - Председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям, материалам землеустроительного дела N 1515.
Письмом от 12.10.2012 кадастровая палата подтвердила, что в Росреестр была направлена информация об актуальных сведениях о земельном участке с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010; Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - комитет, КУИЗО) также располагает информацией об аннулировании сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости (письмо от 22.11.2012). Это указывает на допущенное Росреестром нарушение действующего законодательства, выразившееся в невнесении 30.07.2008 актуальных сведений о земельном участке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), а именно о прекращении права пользования ГСК-3 земельным участком в связи с его перераспределением.
Таким образом, заявитель считает, что с 30.07.2008 ошибочно исчислил земельный налог, что привело к его переплате за 2009, 2010, 2011 и 1 квартал 2012 года в сумме 5 594 527 руб., поскольку с 30.07.2008 вплоть до 01.01.2012 информации о кадастровой стоимости спорного земельного участка нет.
С другой стороны, налоговый орган в силу ст. 65 АПК РФ не представил никаких доказательств того, что кооператив обязан уплатить земельный налог за указанный период.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Инспекция считает, что ГСК-3 не утратил обязанности по начислению и уплате земельного налога за спорный период, поскольку сведения, поступившие в налоговый орган из государственных органов, ответственных за регистрацию и ведение кадастра недвижимого имущества, содержат противоречивую информацию об объекте налогообложения земельным налогом, и не подтверждают факт отсутствия у ГСК-3 объекта налогообложения земельным налогом. Следовательно, представление уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2009-2011 годы с суммой налога к уплате 0, неправомерно.
Согласно ответу Росреестра от 18.03.2013 право на земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, площадью 334 690 кв. м, расположенной по адресу: г. Челябинск, тер. Свердловский тракт, прекращено 06.03.2013 на основании заявления ГСК-3. Следовательно, в силу закона у налогоплательщика существует обязанность по исчислению и уплате земельного налога за 2009-2011 годы по земельному участку с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, а переплата по указанному налогу за данный период не возникла.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители заинтересованного лица возражали против них по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой заявителем части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ГСК-3 в соответствии с постановлением главы администрации г. Челябинска N 878 от 02.09.1992 и на основании свидетельства от 30.04.2004 серии 74-АК N 009573 о государственной регистрации права принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 334 690 кв. м (земли поселений), по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, тракт Свердловский, кадастровый номер 74:36:07.06.002:0010 (т. 1, л.д. 31, 32; т. 2, л.д. 34-43)).
ИФНС на основании уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2009-2011 годы проведена камеральная налоговая проверка кооператива по вопросу соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты земельного налога.
По результатам проверки инспекцией составлены акты камеральной налоговой проверки от 17.12.2012 N 3879, 3884, 3885 и приняты решения от 29.01.2013 N 9 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ГСК-3 предложено уплатить (зачесть из переплаты) сумму земельного налога за 2010 год в размере 506 776 руб.; N 10 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ГСК-3 предложено уплатить (зачесть из переплаты) сумму земельного налога за 2011 год в размере 2 027 104 руб.; N 11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ГСК-3 предложено уплатить (зачесть из переплаты) сумму земельного налога за 2009 год в размере 253 388 руб.; решение от 17.12.2012 N 1444 об отказе в осуществлении возврата земельного налога в общей сумме 5 574 536 руб. (т. 1, 75-76, 77-79, 80-82; т. 2, л.д. 57-60, 61-64, 65-68, 72, 107-109, 110-113, 114-116, 117-120, 121-122, 123-126).
Не согласившись с решениями налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (т. 1, л.д. 5-7, 9-11).
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 17.12.2012 N 1444 об отказе в осуществлении возврата, поскольку в ходе камеральной налоговой проверки сумма излишне уплаченного налога в размере 5 574 536 руб. не подтверждена документально; оставил без рассмотрения заявление о признании недействительными решений от 17.12.2012 N 9, 10, 11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалованной части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, которому корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным видам налога, погашению недоимки либо возврату налогоплательщику.
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В силу с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ установлено, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
В силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно гл. 31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) разрешенное использование земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в сведения государственного кадастра недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка может производиться собственником земельного участка путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (ч. 3 ст. 20, п. 9 ч. 1 ст. 22 Закон N 221-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным законом и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (в частности, земельные участки учитываются в Государственном земельном кадастре).
В силу ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Момент возникновения и прекращения права собственности законодатель определяет, в том числе государственной регистрацией.
Датой государственной регистрации прав и прекращения права является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.
В соответствии со ст. 14 Закона N 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Согласно ч. 6 ст. 22.2 Закона N 122-ФЗ установлено, что в случае, если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременении) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.
Налогоплательщик в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ").
Из материалов дела следует, что 07.09.2012 по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП) налогоплательщиком представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2009-2011 годы с суммой налога к уплате 0 рублей (т. 1, л.д. 83-92, 95-118, 120-124, 126-136).
Вместе с уточненной налоговой декларацией на уменьшение налоговых обязательств налогоплательщик представил пояснение (N 87 от 07.09.2012) из филиала ФГБУ "ФКП Россреестра" о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 имеет статус "архивный" и не имеет кадастровой стоимости для исчисления налога на землю (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Росреестр в ответах от 30.08.2012 N 01/235/2012/297, N 01/443/2012-390 на запрос инспекции сослался на то, что земельный участок с кадастровым N 74:36:07.06.002:0010, площадью 334 690 кв. м, с 30.04.2004 по настоящее время на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ГСК-3 - изменений в праве и границ использования земельного участка не было.
Налоговым органом 07.09.2012 направлены в Росреестр и в филиал ФГБУ "ФКП Россреестра" письма N 11-25/1007962дсп, 11-25/007961дсп, с просьбой объяснить противоречия по данной информации, а также 10.09.2012 направлен запрос на получение кадастровой выписки по земельному участку 74:36:07.06.002:0010.
Из кадастровой выписки N 7400/101/12-302052 от 17.09.2012 следует, что участок 74:36:07.06.002:0010 снят с учета 30.07.2008 и сведения о правах отсутствуют.
Филиал ФГБУ "ФКП Россреестра", рассмотрев обращение инспекции от 07.09.2012 N 11-25/007961дсп, сообщил, что в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 на основании распоряжения N 1004-м от 25.09.2007 заместителя Главы города - председателя КУИЗО и описания земельного участка от 17.10.2007, выполненного ООО "Южно-Уральская служба землеустройства", на основании землеустроительного дела N 1515 образован земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:127, площадью 1 542 кв. м. После регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:127 исходный земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, площадью 334 690 кв. м, снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
Однако, согласно ответу КУИЗО на запрос инспекции от N 11-25/010262дсп 20.11.2012 следует, что сведений по данному участку у них нет и информацией об образовании из указанного земельного участка других участков комитет не располагает.
Управление в ответе на запрос инспекции от 07.09.2012 N 11-25/007962дсп сообщило, что сведения, содержащиеся в выписках N 01/443/2012-390 от 30.08.2012, N 01 235 2012-297 от 30.08.2012 являются достоверными - в соответствии со ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке.
Инспекция 28.12.2012 направила повторный запрос в Росреестр на получение выписки из ЕГРП.
29 декабря 2012 года получена выписка ЕГРП N 01/328/2012-362, из которой следует, что в 2009-2011 годах налогоплательщик являлся правообладателем земельного участка с кадастровым номером: 74:36:07.06.002:0010, адрес места нахождения участка: 454036, г. Челябинск, тракт Свердловский, ГСК, площадью 334 690,00 кв. м; дата регистрации возникновения права постоянного (бессрочного) пользования - 30.04.2004, сведения о дате регистрации прекращения права в реестре прав на недвижимое имущество не содержатся.
Вместе с тем, управление на обращение инспекции от 07.09.2012 N 11-25/007962дсп сообщило, что сведения, содержащиеся в выписках N 01/443/2012-390 от 30.08.2012 и N 01/235/2012-297 от 30.08.2012, являются достоверными. Указанные выписки содержат сведения о принадлежности на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 ГСК-3.
18 марта 2013 года Росреестр во исполнение определения об истребовании доказательств от 11.03.2013 сообщил, что право на земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, площадью 334 690 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, тер. Свердловский тракт, прекращено 06.03.2013 на основании заявления Кооператива N 3 по строительству и эксплуатации гаражей (т. 2, л.д. 24-28, 29-30).
Кроме того, на запрос ИФНС от 08.08.2013 N 11-25/005824дсп Росреестр представил ответ от 12.08.2013 N 837дсп "О предоставлении разъяснения", с приложением трех документов, за подписью руководителя управления Цыганаша И.Н. (т. 3, л.д. 64-65, 66-68).
В поименованном ответе управление сообщило, что по сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 поставлен на государственный кадастровый учет 10.03.2004 (единое землепользование) и учтен со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации существующих гаражей; площадь - 334 690 кв. м 26.08.2011 специалистами филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" земельному участку с кадастровым номером 74:36:0706002:10 ошибочно присвоен статус "архивный". На основании протокола выявления технической ошибки от 11.07.2013 N 7137 выявлена и исправлена техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости, земельному участку с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 присвоен статус "ранее учтенный". В связи с исправлением технической ошибки специалистами филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с требованиями Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, рассчитана кадастровая стоимость указанного участка (акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 16.07.2013, протокол выявления технической ошибки от 16.07.2013 N 7278). Кадастровая стоимость участка составила 1 473 445 949,80 руб.
К данному документу приложены: протокол выявления технической ошибки от 11.07.2013 N 7137 на 1 листе; протокол выявления технической ошибки от 16.07.2013 N 7278 на 1 листе; акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 16.07.2013 на 1 листе - номер земельного участка в кадастровом квартале 74:36:07.06.002:0010, площадь 334 690 кв. м, кадастровая стоимость 1 473 445 949,80 руб.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств обжалования соответствующих действий (бездействия) Росреестра заявителем в материалы дела не представлено.
Поэтому ссылка кооператива на перераспределение спорного земельного участка, на присвоение ему статуса "архивный", на выделение из него других земельных участков, апелляционным судом отклоняется, как не нашедшая своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В материалы дела не представлено достоверных надлежащих документальных доказательств зарегистрированного права иных, кроме кооператива, лиц на спорный земельный участок или его части. Соответственно, без установления границ таких земельных участков и их площадей невозможно определить кадастровую стоимость этих земельных участков, а значит, пересчитать налоговые обязательства ГСК-3 по уплате земельного налога.
Не противоречит такому выводу и представленные кооперативом копии документов, выданных филиалом ФГБУ "ФКП Россреестра": кадастровой выписки о земельном участке от 16.09.2013 N 7400/101/13-717321; кадастровой выписки о земельном участке от 16.09.2013 N 7400/101/13-717360; кадастровой выписки о земельном участке от 16.09.2013 N 7400/101/13-717478; кадастровой выписки о земельном участке от 16.09.2013 N 7400/101/13-717525; решения от 16.09.2013 N Ф7400/13-158060; решения от 16.09.2013 N Ф7400/13-158065; решения от 16.09.2013 N Ф7400/13-158087; решения от 16.09.2013 N Ф7400/13-158113, а также копии свидетельства о государственной регистрации права 74-АГ N 456380 от 28.06.2011, выданного Кабирову Гарифу Салиховичу о праве собственности на земельный участок для эксплуатации гаража N 5-648, площадью 20,0 кв. м, адрес - г. Челябинск, Курчатовский район, Свердловский тракт, кооператив N 3 по строительству и эксплуатации гаражей, поскольку, как видно из вышеуказанного ответ Росрееста от 12.08.2013 N 837дсп "О предоставлении разъяснения", земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 как минимум в спорный период являлся неделимым, ранее учтенным площадью 334 690 кв. м, с зарегистрированной принадлежностью именно ГСК-3.
Доказательств того, что зарегистрированный земельный участок гражданина Кабирова Гарифа Салиховича входит в спорный земельный участок кооператива, с даты регистрации права фактически уменьшая его площадь 334 690 кв. м, материалы дела не содержат.
Также апелляционному суду, как и суду первой инстанции, не представлено документальных доказательств двойного налогообложения на весь спорный земельный участок или его часть (части), а инспекция этот факт отрицает.
Кроме того, филиал ФГБУ "ФКП Россреестра" письмом от 03.09.2013 N 7645 "О предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости" сообщил инспекции, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 был ошибочно снят с государственного кадастрового учета 30.07.2008 и земельному участку был присвоен статус "архивный". Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляла 1 013 551 767,70 рублей. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 восстановлены в государственном кадастре недвижимости 12.07.2013 на основании решения об исправлении технической ошибки N Ф7400/13-118735 от 12.07.2013, земельному участку присвоен статус "ранее учтенный". На основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 16.07.2013 рассчитана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, которая составила 1 473 445 949,80 рублей.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, в силу ст. 65 АПК РФ налогоплательщик не лишен права доказать обоснование своих доводов и возражений при оспаривании соответствующего решения налогового органа.
Отказывая в возврате уплаченного земельного налога, ИФНС доказала свою позицию, в том числе и потому, что в порядке ст. 85 НК РФ сведения о дате регистрации прекращения права на весь земельный участок или его часть от Росреестра в инспекцию не поступали.
Таким образом, принимая во внимание платную основу пользования землей в Российской Федерации, материалами дела подтверждается, что ГСК-3 в спорный налоговый период имел на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, и, соответственно, являлся плательщиком земельного налога.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что апелляционная жалоба ГСК-3 в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области на решение от 17.12.2012 N 1444 кооперативом подана 13.03.2013 (т. 2, л.д. 69-70), то есть после подачи заявления (26.12.2012) в арбитражный суд.
Также апелляционный суд поддерживает позицию инспекции, изложенную в дополнении к отзыву, и суда первой инстанции о том, что доказательства обжалования оспариваемого решения в вышестоящий налоговый орган не представлены - заявитель пропустил сроки для обжалования решения о возврате либо отказе возврата излишне уплаченной суммы по земельному налогу (т. 2, л.д. 69-70, 75).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку полагает решение от 17.12.2012 N 1444 об отказе в возврате излишне уплаченного налога в размере 5 574 536 руб. (т. 2, л.д. 72) соответствующим требованиям НК РФ, так как заявитель в ходе камеральной проверки документально не подтвердил основания и сумму переплаты. Следовательно, у налогоплательщика в силу закона существует обязанность по исчислению и уплате земельного налога за 2009-2011 годы и за 1 квартал 2012 года по земельному участку с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, а переплата по этому налогу в указанные период не возникла.
Выводы налогового органа и суда первой инстанции по настоящему делу не противоречат правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.07.2013 N 2125/13 по делу N А35-10019/2011 Арбитражного суда Курской области.
Апелляционный суд также отклоняет довод подателя жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции, поскольку в жалобе таковые не поименованы, и апелляционным судом не установлены.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ГСК-3 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 марта 2013 года по делу N А76-25131/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кооператива N 3 по строительству и эксплуатации гаражей - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2013 N 18АП-4831/013 ПО ДЕЛУ N А76-25131/2012
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. N 18АП-4831/013
Дело N А76-25131/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистун Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кооператива N 3 по строительству и эксплуатации гаражей на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 марта 2013 года по делу N А76-25131/2012 (судья Позднякова Е.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Кооператива N 3 по строительству и эксплуатации гаражей - Байгильдин Р.И. (паспорт, протокол общего собрания от 09.02.2013), Клековкина Н.Д. (паспорт, доверенность от 21.12.2012 сроком на один год), Малышева Н.В. (паспорт, доверенность от 01.10.2013 сроком на один год);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска - Рогова А.Е. (служебное удостоверение, доверенность от 26.02.2013 N 05-27/003435, сроком на один год); Крутикова Ю.А. (служебное удостоверение, доверенность от 01.03.2013 N 05-27/004028 сроком на один год).
Кооператив N 3 по строительству и эксплуатации гаражей (далее - заявитель, ГСК-3, кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ИФНС, налоговый орган) о признании недействительным решение от 17.12.2012 N 1444 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного земельного налога полностью; о признании недействительными решений от 29.01.2013 N 9, 10, 11 в части зачета переплаты сумм земельного налога (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований - т. 2, л.д. 56).
Решением суда от 26 марта 2013 года (резолютивная часть объявлена 19 марта 2013 года) отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции от 17.12.2012 N 1444 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного земельного налога полностью; заявление о признании недействительными решений от 29.01.2013 N 9, 10, 11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без рассмотрения.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт в части отказа в признании недействительным решения от 17.12.2012 N 1444 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке. В кадастровой выписке от 17.09.2012 указано, что граница земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о правах на него и о кадастровой стоимости отсутствуют - земельный участок снят с учета 30.07.2008. Письмом от 09.08.2012 N 6613 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Челябинской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Россреестра", кадастровая палата) разъясняет, что в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 образован новый участок, право собственности на который зарегистрировано 16.05.2008, с момента регистрации права собственности на образованный участок исходный земельный участок имеет статус "архивный" (то есть, кадастровой стоимости не имеет).
Земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 прекратил свое существование в прежних границах (изменились его конфигурация и площадь, участок получил статус "архивный", в силу чего не может быть определена его кадастровая стоимость).
Нормативная цена земли с 2003 года на территории Челябинской области не устанавливалась. Решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 N 8/11 "О земельном налоге на территории города Челябинска" предусмотрено, что земельный налог должен быть рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Общество считает, что при отсутствии кадастровой и нормативной цены исчислить земельный налог в ином размере, отличном от нуля, кооператив не имеет оснований.
По мнению кооператива, выводы суда ошибочно основаны только на ответах ФРС по запросам инспекции от 30.08.2012 N 01/235/2012/297, N 01/443/2012-390, поскольку данные письма содержат недостоверную информацию, которая противоречит сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости о земельном участке в филиале ФГБУ "ФКП Россреестра", распоряжении от 25.09.2007 N 1004-м Заместителя главы города Челябинска - Председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям, материалам землеустроительного дела N 1515.
Письмом от 12.10.2012 кадастровая палата подтвердила, что в Росреестр была направлена информация об актуальных сведениях о земельном участке с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010; Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - комитет, КУИЗО) также располагает информацией об аннулировании сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости (письмо от 22.11.2012). Это указывает на допущенное Росреестром нарушение действующего законодательства, выразившееся в невнесении 30.07.2008 актуальных сведений о земельном участке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), а именно о прекращении права пользования ГСК-3 земельным участком в связи с его перераспределением.
Таким образом, заявитель считает, что с 30.07.2008 ошибочно исчислил земельный налог, что привело к его переплате за 2009, 2010, 2011 и 1 квартал 2012 года в сумме 5 594 527 руб., поскольку с 30.07.2008 вплоть до 01.01.2012 информации о кадастровой стоимости спорного земельного участка нет.
С другой стороны, налоговый орган в силу ст. 65 АПК РФ не представил никаких доказательств того, что кооператив обязан уплатить земельный налог за указанный период.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Инспекция считает, что ГСК-3 не утратил обязанности по начислению и уплате земельного налога за спорный период, поскольку сведения, поступившие в налоговый орган из государственных органов, ответственных за регистрацию и ведение кадастра недвижимого имущества, содержат противоречивую информацию об объекте налогообложения земельным налогом, и не подтверждают факт отсутствия у ГСК-3 объекта налогообложения земельным налогом. Следовательно, представление уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2009-2011 годы с суммой налога к уплате 0, неправомерно.
Согласно ответу Росреестра от 18.03.2013 право на земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, площадью 334 690 кв. м, расположенной по адресу: г. Челябинск, тер. Свердловский тракт, прекращено 06.03.2013 на основании заявления ГСК-3. Следовательно, в силу закона у налогоплательщика существует обязанность по исчислению и уплате земельного налога за 2009-2011 годы по земельному участку с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, а переплата по указанному налогу за данный период не возникла.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители заинтересованного лица возражали против них по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой заявителем части.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ГСК-3 в соответствии с постановлением главы администрации г. Челябинска N 878 от 02.09.1992 и на основании свидетельства от 30.04.2004 серии 74-АК N 009573 о государственной регистрации права принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 334 690 кв. м (земли поселений), по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, тракт Свердловский, кадастровый номер 74:36:07.06.002:0010 (т. 1, л.д. 31, 32; т. 2, л.д. 34-43)).
ИФНС на основании уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2009-2011 годы проведена камеральная налоговая проверка кооператива по вопросу соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты земельного налога.
По результатам проверки инспекцией составлены акты камеральной налоговой проверки от 17.12.2012 N 3879, 3884, 3885 и приняты решения от 29.01.2013 N 9 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ГСК-3 предложено уплатить (зачесть из переплаты) сумму земельного налога за 2010 год в размере 506 776 руб.; N 10 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ГСК-3 предложено уплатить (зачесть из переплаты) сумму земельного налога за 2011 год в размере 2 027 104 руб.; N 11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ГСК-3 предложено уплатить (зачесть из переплаты) сумму земельного налога за 2009 год в размере 253 388 руб.; решение от 17.12.2012 N 1444 об отказе в осуществлении возврата земельного налога в общей сумме 5 574 536 руб. (т. 1, 75-76, 77-79, 80-82; т. 2, л.д. 57-60, 61-64, 65-68, 72, 107-109, 110-113, 114-116, 117-120, 121-122, 123-126).
Не согласившись с решениями налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (т. 1, л.д. 5-7, 9-11).
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 17.12.2012 N 1444 об отказе в осуществлении возврата, поскольку в ходе камеральной налоговой проверки сумма излишне уплаченного налога в размере 5 574 536 руб. не подтверждена документально; оставил без рассмотрения заявление о признании недействительными решений от 17.12.2012 N 9, 10, 11 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалованной части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, которому корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным видам налога, погашению недоимки либо возврату налогоплательщику.
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В силу п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В силу с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ установлено, что налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
В силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно гл. 31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) разрешенное использование земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в сведения государственного кадастра недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка может производиться собственником земельного участка путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (ч. 3 ст. 20, п. 9 ч. 1 ст. 22 Закон N 221-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным законом и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (в частности, земельные участки учитываются в Государственном земельном кадастре).
В силу ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Момент возникновения и прекращения права собственности законодатель определяет, в том числе государственной регистрацией.
Датой государственной регистрации прав и прекращения права является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.
В соответствии со ст. 14 Закона N 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Согласно ч. 6 ст. 22.2 Закона N 122-ФЗ установлено, что в случае, если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременении) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.
Налогоплательщик в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ").
Из материалов дела следует, что 07.09.2012 по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП) налогоплательщиком представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2009-2011 годы с суммой налога к уплате 0 рублей (т. 1, л.д. 83-92, 95-118, 120-124, 126-136).
Вместе с уточненной налоговой декларацией на уменьшение налоговых обязательств налогоплательщик представил пояснение (N 87 от 07.09.2012) из филиала ФГБУ "ФКП Россреестра" о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 имеет статус "архивный" и не имеет кадастровой стоимости для исчисления налога на землю (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Росреестр в ответах от 30.08.2012 N 01/235/2012/297, N 01/443/2012-390 на запрос инспекции сослался на то, что земельный участок с кадастровым N 74:36:07.06.002:0010, площадью 334 690 кв. м, с 30.04.2004 по настоящее время на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ГСК-3 - изменений в праве и границ использования земельного участка не было.
Налоговым органом 07.09.2012 направлены в Росреестр и в филиал ФГБУ "ФКП Россреестра" письма N 11-25/1007962дсп, 11-25/007961дсп, с просьбой объяснить противоречия по данной информации, а также 10.09.2012 направлен запрос на получение кадастровой выписки по земельному участку 74:36:07.06.002:0010.
Из кадастровой выписки N 7400/101/12-302052 от 17.09.2012 следует, что участок 74:36:07.06.002:0010 снят с учета 30.07.2008 и сведения о правах отсутствуют.
Филиал ФГБУ "ФКП Россреестра", рассмотрев обращение инспекции от 07.09.2012 N 11-25/007961дсп, сообщил, что в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 на основании распоряжения N 1004-м от 25.09.2007 заместителя Главы города - председателя КУИЗО и описания земельного участка от 17.10.2007, выполненного ООО "Южно-Уральская служба землеустройства", на основании землеустроительного дела N 1515 образован земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:127, площадью 1 542 кв. м. После регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:127 исходный земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, площадью 334 690 кв. м, снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
Однако, согласно ответу КУИЗО на запрос инспекции от N 11-25/010262дсп 20.11.2012 следует, что сведений по данному участку у них нет и информацией об образовании из указанного земельного участка других участков комитет не располагает.
Управление в ответе на запрос инспекции от 07.09.2012 N 11-25/007962дсп сообщило, что сведения, содержащиеся в выписках N 01/443/2012-390 от 30.08.2012, N 01 235 2012-297 от 30.08.2012 являются достоверными - в соответствии со ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке.
Инспекция 28.12.2012 направила повторный запрос в Росреестр на получение выписки из ЕГРП.
29 декабря 2012 года получена выписка ЕГРП N 01/328/2012-362, из которой следует, что в 2009-2011 годах налогоплательщик являлся правообладателем земельного участка с кадастровым номером: 74:36:07.06.002:0010, адрес места нахождения участка: 454036, г. Челябинск, тракт Свердловский, ГСК, площадью 334 690,00 кв. м; дата регистрации возникновения права постоянного (бессрочного) пользования - 30.04.2004, сведения о дате регистрации прекращения права в реестре прав на недвижимое имущество не содержатся.
Вместе с тем, управление на обращение инспекции от 07.09.2012 N 11-25/007962дсп сообщило, что сведения, содержащиеся в выписках N 01/443/2012-390 от 30.08.2012 и N 01/235/2012-297 от 30.08.2012, являются достоверными. Указанные выписки содержат сведения о принадлежности на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 ГСК-3.
18 марта 2013 года Росреестр во исполнение определения об истребовании доказательств от 11.03.2013 сообщил, что право на земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, площадью 334 690 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, тер. Свердловский тракт, прекращено 06.03.2013 на основании заявления Кооператива N 3 по строительству и эксплуатации гаражей (т. 2, л.д. 24-28, 29-30).
Кроме того, на запрос ИФНС от 08.08.2013 N 11-25/005824дсп Росреестр представил ответ от 12.08.2013 N 837дсп "О предоставлении разъяснения", с приложением трех документов, за подписью руководителя управления Цыганаша И.Н. (т. 3, л.д. 64-65, 66-68).
В поименованном ответе управление сообщило, что по сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 поставлен на государственный кадастровый учет 10.03.2004 (единое землепользование) и учтен со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации существующих гаражей; площадь - 334 690 кв. м 26.08.2011 специалистами филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" земельному участку с кадастровым номером 74:36:0706002:10 ошибочно присвоен статус "архивный". На основании протокола выявления технической ошибки от 11.07.2013 N 7137 выявлена и исправлена техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости, земельному участку с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 присвоен статус "ранее учтенный". В связи с исправлением технической ошибки специалистами филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с требованиями Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, рассчитана кадастровая стоимость указанного участка (акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 16.07.2013, протокол выявления технической ошибки от 16.07.2013 N 7278). Кадастровая стоимость участка составила 1 473 445 949,80 руб.
К данному документу приложены: протокол выявления технической ошибки от 11.07.2013 N 7137 на 1 листе; протокол выявления технической ошибки от 16.07.2013 N 7278 на 1 листе; акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 16.07.2013 на 1 листе - номер земельного участка в кадастровом квартале 74:36:07.06.002:0010, площадь 334 690 кв. м, кадастровая стоимость 1 473 445 949,80 руб.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств обжалования соответствующих действий (бездействия) Росреестра заявителем в материалы дела не представлено.
Поэтому ссылка кооператива на перераспределение спорного земельного участка, на присвоение ему статуса "архивный", на выделение из него других земельных участков, апелляционным судом отклоняется, как не нашедшая своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В материалы дела не представлено достоверных надлежащих документальных доказательств зарегистрированного права иных, кроме кооператива, лиц на спорный земельный участок или его части. Соответственно, без установления границ таких земельных участков и их площадей невозможно определить кадастровую стоимость этих земельных участков, а значит, пересчитать налоговые обязательства ГСК-3 по уплате земельного налога.
Не противоречит такому выводу и представленные кооперативом копии документов, выданных филиалом ФГБУ "ФКП Россреестра": кадастровой выписки о земельном участке от 16.09.2013 N 7400/101/13-717321; кадастровой выписки о земельном участке от 16.09.2013 N 7400/101/13-717360; кадастровой выписки о земельном участке от 16.09.2013 N 7400/101/13-717478; кадастровой выписки о земельном участке от 16.09.2013 N 7400/101/13-717525; решения от 16.09.2013 N Ф7400/13-158060; решения от 16.09.2013 N Ф7400/13-158065; решения от 16.09.2013 N Ф7400/13-158087; решения от 16.09.2013 N Ф7400/13-158113, а также копии свидетельства о государственной регистрации права 74-АГ N 456380 от 28.06.2011, выданного Кабирову Гарифу Салиховичу о праве собственности на земельный участок для эксплуатации гаража N 5-648, площадью 20,0 кв. м, адрес - г. Челябинск, Курчатовский район, Свердловский тракт, кооператив N 3 по строительству и эксплуатации гаражей, поскольку, как видно из вышеуказанного ответ Росрееста от 12.08.2013 N 837дсп "О предоставлении разъяснения", земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 как минимум в спорный период являлся неделимым, ранее учтенным площадью 334 690 кв. м, с зарегистрированной принадлежностью именно ГСК-3.
Доказательств того, что зарегистрированный земельный участок гражданина Кабирова Гарифа Салиховича входит в спорный земельный участок кооператива, с даты регистрации права фактически уменьшая его площадь 334 690 кв. м, материалы дела не содержат.
Также апелляционному суду, как и суду первой инстанции, не представлено документальных доказательств двойного налогообложения на весь спорный земельный участок или его часть (части), а инспекция этот факт отрицает.
Кроме того, филиал ФГБУ "ФКП Россреестра" письмом от 03.09.2013 N 7645 "О предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости" сообщил инспекции, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 был ошибочно снят с государственного кадастрового учета 30.07.2008 и земельному участку был присвоен статус "архивный". Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляла 1 013 551 767,70 рублей. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010 восстановлены в государственном кадастре недвижимости 12.07.2013 на основании решения об исправлении технической ошибки N Ф7400/13-118735 от 12.07.2013, земельному участку присвоен статус "ранее учтенный". На основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 16.07.2013 рассчитана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, которая составила 1 473 445 949,80 рублей.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, в силу ст. 65 АПК РФ налогоплательщик не лишен права доказать обоснование своих доводов и возражений при оспаривании соответствующего решения налогового органа.
Отказывая в возврате уплаченного земельного налога, ИФНС доказала свою позицию, в том числе и потому, что в порядке ст. 85 НК РФ сведения о дате регистрации прекращения права на весь земельный участок или его часть от Росреестра в инспекцию не поступали.
Таким образом, принимая во внимание платную основу пользования землей в Российской Федерации, материалами дела подтверждается, что ГСК-3 в спорный налоговый период имел на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, и, соответственно, являлся плательщиком земельного налога.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что апелляционная жалоба ГСК-3 в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области на решение от 17.12.2012 N 1444 кооперативом подана 13.03.2013 (т. 2, л.д. 69-70), то есть после подачи заявления (26.12.2012) в арбитражный суд.
Также апелляционный суд поддерживает позицию инспекции, изложенную в дополнении к отзыву, и суда первой инстанции о том, что доказательства обжалования оспариваемого решения в вышестоящий налоговый орган не представлены - заявитель пропустил сроки для обжалования решения о возврате либо отказе возврата излишне уплаченной суммы по земельному налогу (т. 2, л.д. 69-70, 75).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку полагает решение от 17.12.2012 N 1444 об отказе в возврате излишне уплаченного налога в размере 5 574 536 руб. (т. 2, л.д. 72) соответствующим требованиям НК РФ, так как заявитель в ходе камеральной проверки документально не подтвердил основания и сумму переплаты. Следовательно, у налогоплательщика в силу закона существует обязанность по исчислению и уплате земельного налога за 2009-2011 годы и за 1 квартал 2012 года по земельному участку с кадастровым номером 74:36:07.06.002:0010, а переплата по этому налогу в указанные период не возникла.
Выводы налогового органа и суда первой инстанции по настоящему делу не противоречат правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.07.2013 N 2125/13 по делу N А35-10019/2011 Арбитражного суда Курской области.
Апелляционный суд также отклоняет довод подателя жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции, поскольку в жалобе таковые не поименованы, и апелляционным судом не установлены.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ГСК-3 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 марта 2013 года по делу N А76-25131/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кооператива N 3 по строительству и эксплуатации гаражей - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН
О.Б.ТИМОХИН
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ
И.А.МАЛЫШЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)