Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2010 N 18АП-1779/2010 ПО ДЕЛУ N А07-22025/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2010 г. N 18АП-1779/2010

Дело N А07-22025/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2010 по делу N А07-22025/2009 (судья Кутлин Р.К.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы, налоговый орган) произвести начисление и уплату процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 17.06.2007 по 29.04.2008 в сумме 398 879 руб., 10 265 руб. 80 коп. расходов по госпошлине (с учетом уточнений заявленных требований (л.д. 3-4, 50, 64), принятых судом).
Первоначально требования заявлены к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 31 по Республике Башкортостан). В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 33 по Республике Башкортостан). Определением суда от 22.12.2009 в качестве соответчика привлечена ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы (л.д. 58-59).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял отказ общества от требований к МИФНС России N 31 по Республике Башкортостан (л.д. 64). Производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2010 заявленные требования удовлетворены, суд обязал ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы произвести начисление и уплату обществу процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 17.06.2007 по 29.04.2008 в сумме 398 879 руб. Кроме того, с налогового органа в пользу налогоплательщика взыскано 9 477 руб. 58 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указал, что основанием для взыскания процентов явилось бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Республике Башкортостан (правопреемником является МИФНС России N 33 по Республике Башкортостан). При этом возврат налога МИФНС России N 31 по Республике Башкортостан осуществлен без расчета процентов за несвоевременный возврат. По мнению налогового органа, начисляемые согласно статье 78 Налогового кодекса Российской проценты имеют компенсационный характер, поэтому подлежат взысканию только при наличии вины, а поскольку со стороны налогового органа неправомерное бездействие и вина отсутствуют, то проценты с налогового органа не должны взыскиваться. Кроме того, налоговый орган считает, что заявленные обществом требования носят имущественный характер и подлежат рассмотрению в общем порядке, а не в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; общество должно было предпринять меры по досудебному урегулированию спора, но до момента обращения в суд с настоящими требованиями налогоплательщик в налоговый орган с целью досудебного урегулирования спора не обращался.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве общество указало, что в силу положений пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 30.05.2006 N 1334/06, после перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налогов и процентов, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается, и возлагается на инспекцию по новому месту учета. Общество также указало, что главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика урегулировать подобные споры в досудебном порядке.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу указало, что оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований не имеется, поскольку в резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2007 по делу N А07-6968/2007 отсутствует указание на возврат налога с начисленными процентами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 28.04.2003 серии 02 N 003714743, ОГРН 1030203733911 (л.д. 8).
14.12.2009 общество снято с налогового учета в МИФНС России N 31 по Республике Башкортостан и поставлено на учет в ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы (л.д. 49, 51-52, 61).
Налогоплательщик обращался в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 24 по Республике Башкортостан с заявлением от 16.02.2007 N 3 (л.д. 15) о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.07.2005 по 31.12.2006 в сумме 4 527 000 руб.
В связи с отказом инспекции произвести возврат налога на игорный бизнес, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным указанного отказа.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2007 по делу N А07-6968/2007 (л.д. 20-24) признано незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Республике Башкортостан, выраженное в непринятии решения о возврате и не возврате налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 4 527 000 руб. за период с 01.07.2005 по 31.12.2006.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2007 (л.д. 16-19) решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2007 по делу N А07-6968/2007 оставлено без изменения, решение вступило в законную силу.
Возврат налога на игорный бизнес в размере 4 527 000 руб. произведен 29.04.2008 (л.д. 25, 26).
Несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес без начисления процентов явился основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из пропуска инспекцией срока, установленного пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, для возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Поскольку налог на игорный бизнес уплачен обществом в бюджет до 01.01.2007, то положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.
При этом начисление процентов за несвоевременный возврат налога носит компенсационный характер и не зависит от причин нарушения установленных сроков или наличия вины налогового органа.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела следует, что отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Республике Башкортостан о возврате переплаты налога на игорный бизнес в сумме 4 527 000 руб. признан недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2007 по делу N А07-6968/2007 (л.д. 20-24).
При этом с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.07.2005 по 31.12.2006 общество обратилось в инспекцию 16.02.2007, возврат же налога произведен 29.04.2008, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование налогоплательщика согласно произведенному расчету процентов за период с 17.06.2007 по 29.04.2008 в сумме 398 879 руб. Расчет суммы процентов проверен, является верным, налоговым органом не оспаривается.
Довод налогового органа о необходимости возложения обязанности по выплате процентов на инспекцию, которая допустила несвоевременный возврат налога на игорный бизнес, проверен и подлежит отклонению, как основанный на неверном истолковании закона.
Согласно пункту 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговое законодательство исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 1334/06, от 22.04.2008 N 17520/07, после перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается, и возлагается на инспекцию по новому месту налогового учета.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Уфы, в которой в настоящее время состоит на налоговом учете общество, входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, поэтому к указанному налоговому органу с 14.12.2009 перешли полномочия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении общества действий, в том числе связанных с начислением и уплатой процентов за нарушение срока возврата налога, в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод налогового органа о несоблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора также является несостоятельным, поскольку досудебный порядок урегулирования спора при взыскании процентов, начисленных на не возвращенную в срок сумму излишне уплаченных налогов, статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора необходимо лишь в случае обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5).
Довод третьего лица об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований ввиду не указания в резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.09.2007 по делу N А07-6968/2007 на возврат налога с начисленными процентами, проверен и подлежит отклонению, поскольку статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не запрещает налогоплательщику обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием о возврате процентов при нарушении налоговым органом срока возврата налога.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований налогового органа, изложенных в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2010 по делу N А07-22025/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
М.Г.СТЕПАНОВА

Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)