Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N А65-25584/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N А65-25584/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Булак" - Королева Г.А., доверенность от 31.05.2013 г.;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Исмаев А.В., доверенность от 17.02.2014 г.;
- от Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Татарстан 09 июня 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 марта 2014 года по делу N А65-25584/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Булак", г. Казань (ОГРН 1051622139810, ИНН 1655099793),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978),
при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения N 6389 от 07.08.2013 г. в части неправомерного доначисления суммы неуплаченного земельного налога за 2012 год в сумме 566 603 руб., и неправомерного привлечения ООО "Булак" к налоговой ответственности за неполную уплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы за 2012 год на сумму 113 321 руб.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Булак", г. Казань (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань (ответчик), при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по РТ, о признании недействительным решения N 6389 от 07.08.2013 г в части неправомерного доначисления суммы неуплаченного земельного налога за 2012 год в сумме 566 603 руб., и неправомерного привлечения ООО "Булак" к налоговой ответственности за неполную уплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы за 2012 год на сумму 113 321 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2014 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по РТ N 6389 от 07.08.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части доначисления земельного налога за 2012 г. в сумме, превышающей 566 603 руб., а также соответствующих сумм штрафа, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение АС РТ от 20 марта 2014 г. по делу А65-25584/2013 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Булак" - полностью.
В апелляционной жалобе указывает, что если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
По мнению подателя жалобы, если по аналогии применить п. 7 ст. 396 НК РФ при исчислении земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости участка в данном случае с 28.12.2012 года т.е. после 15-го числа месяца - исчисление за декабрь месяц должно производиться по кадастровой стоимости, установленной Постановлением N 1102 от 24.12.2010 года, (аналогичная ситуация в - Постановлении Одиннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 09.04.2014 г. по делу N 24104/2013).
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Булак" считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16: 24:150305:8, площадью 22 540 кв. м, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 10.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой 07.08.2013 вынесено решение N 6389 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю доначислен земельный налог в размере 566 603 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 113 321 руб.
Заявитель, не согласившись с выводами инспекции, обратился в Управление ФНС по РТ с апелляционной жалобой, решением Управления ФНС по РТ от 25.10.2013 N 2.14-0-18/023600@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Заявитель, обращаясь в суд с настоящим заявлением, обосновывает свои требования тем, что в отношении земельного участка с кадастровым номером должна быть применена кадастровая стоимость в размере рыночной, установленной решением Арбитражного суда РТ от 22.11.2012 N А65-24778/2012.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221 -ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221 -ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.11.2012 по делу N А65-24778/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:8 в размере 40 004 000 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-24778/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.11.2012 внесена в кадастр 28.12.2012 (т. 1 л.д. 74).
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:24:150305:8, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 28.12.2012.
Судом правильно указано на то, что до указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221 -ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, с 01.01.2012 до 28.12.2012 (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН), составляет 557 719 руб., с 28.12.2012 по 31.12.2012 подлежит уплате земельный налог, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда РТ от 22.11.2012 по делу N А65-24778/2012.
Поэтому начисление земельного налога, превышающего 557 719 руб., а также начисление соответствующих сумм штрафа, является незаконным.
Таким образом судом первой инстанции правомерно признано недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по РТ N 6389 от 07.08.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 г. в сумме превышающей 566 603 руб., а также соответствующих сумм штрафа, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 марта 2014 года по делу N А65-25584/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)