Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2015 N 13АП-20621/2015 ПО ДЕЛУ N А56-7156/2015

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. по делу N А56-7156/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Трушляковой Е.А.
при участии:
от заявителя: Арнольд И.А. (доверенность от 01.07.2015), Стихин К.Л. (доверенность от 27.04.2015)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20621/2015) ООО "Европолис Балтик рус"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2015 по делу N А56-7156/2015 (судья Егорова Д.А.), принятое
по заявлению ООО "Европолис Балтик рус"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Европолис Балтик рус" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (далее - КЗРиЗ), выразившегося в неопределении вида фактического использования объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А, с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, а также в невключении указанного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень), обязании КЗРиЗ определить вид фактического использования объекта как торговый центр (комплекс) и включить в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год, - 3 314 012 971 руб. 68 коп.
Определением от 26.05.2015 произведена замена заинтересованного лица на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в порядке процессуального правопреемства.
Решением от 17.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит решение отменить, указывая, что спорное здание отвечает всем необходимым критериям для включения его в спорный Перечень, положения пункта 3.3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 737, к спорным правоотношениям не применимы, поскольку КЗРиЗ обследование спорного объекта не проводил, решение по спорному объекту не принимал. По мнению подателя жалобы, у КЗРиЗ имелась обязанность по обследованию здания, которое подлежит включению в перечень как выявленное в 2014 году, что соответствует абз. 1 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 78:36:0005120:1032 площадью 137 827,4 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2014 серии 78-АЗ N 507321.
Как указывает заявитель, здание образовано в результате реконструкции здания площадью 5858,6 кв. м, с кад. N 78:36:0005120:1009, право собственности на которое прекращено 26.09.2014.
16.09.2014 произведен государственный учет реконструированного здания, указана его кадастровая стоимость в размере 3 314 012 971 руб. 68 коп., что подтверждается кадастровым паспортом от 16.09.2014.
Приказом КЗРиЗ от 17.11.2014 N 390 утверждены результаты определения кадастровой стоимости помещений площадью более 3000 кв. м и зданий на территории Санкт-Петербурга для целей расчета налога на имущество организаций в 2015 году.
Ссылаясь на отсутствие в указанном приказе сведений о реконструированном здании, Общество обратилось в КЗРиЗ с заявлением от 04.12.2014 о включении принадлежащего ему объекта в Перечень.
Письмом от 30.12.2014 N 45623 КЗРиЗ сообщил об отсутствии оснований для включения нежилого здания, принадлежащего Обществу, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, указав, что перечень объектов, подлежащих обследованию с целью определения их фактического использования, был сформирован до государственного учета здания, в ходе проведения КЗРиЗ данных работ спорное здание находилось в стадии реконструкции, КЗРиЗ соблюден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737, в соответствии с п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса спорный объект подлежит включению в перечень на очередной налоговый период.
Приказом КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, в который здание Общества не было включено.
Полагая, что КЗРиЗ допущено незаконное бездействие, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса. Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, к числу которых относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 645-110 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, определена налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании указанных норм принят порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок), утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737, согласно которому Правительство Санкт-Петербурга постановило КЗРиЗ до 01.09.2014 провести обследование зданий (строений, сооружений) и помещений площадью свыше 3000 кв. м в целях определения их фактического использования в 2014 году.
Суд первой инстанции, установив, что в период проведения данного обследования принадлежащее Обществу здание находилось в стадии реконструкции, в связи с чем, по мнению суда, не подлежало обследованию КЗРиЗ и не могло быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Между тем, в соответствии с абз. 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
В отношении спорных правоотношений таким периодом является календарный год.
Положения Порядка, нормы НК РФ не содержат положений, запрещающих уполномоченному органу по заявлению налогоплательщика проводить проверку вида фактического использования объекта, введенного в эксплуатацию после 01.09.2014.
Признавая отказ КЗРиЗ во включении в Перечень спорного объекта законным, суд исходил из пропуска Обществом срока на обращение, предусмотренного п. 3.3 Порядка.
Вместе с тем, поскольку КЗРиЗ осмотр спорного здания не осуществлял положения пункта 3.3 Порядка, согласно которому собственники (правообладатели) в течение пяти рабочих дней с даты размещения решений на официальном сайте КЗРиЗ в сети "Интернет" вправе обратиться с заявлениями о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которые подлежат рассмотрению КЗРиЗ в течение 20 рабочих дней, к спорным правоотношения не применимы.
Как указано выше, государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, с письмом о включении спорного здания в Перечень на 2015 Общество обратилось в КЗРиЗ 04.12.2014, таким образом, спорный объект должен был быть включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год.
Кроме того, апелляционный суд полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что у КЗРиЗ отсутствовала обязанность по проведению осмотра спорного здания в момент его реконструкции, поскольку реконструируемый объект являлся объектом налогообложения и соответствовал критериям для проведения его обследования, в том числе имел площадь более 3000 кв. м и использовался в целях осуществления торговли, учитывая, что согласно пункту 3.1 Порядка КЗРиЗ готовит перечень объектов, подлежащих обследованию, на основе данных государственного кадастра недвижимости.
Из положений ч. 4 ст. 378.2 НК РФ следует, что основанием для признания отдельно стоящего здания торговым центром (комплексом) является как его фактическое использование в целях размещения торговых объектов (не менее 20% общей площади здания), так и предназначение объекта для использования в указанных целях.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2015 по делу N А56-7156/2015 отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в неопределении вида фактического использования объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв. м с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А.
Признать незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв. м с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А.
Определить вид фактического использования объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв. м с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А, кадастровой стоимостью 3 314 012 971 руб., как торговый центр (комплекс).
Включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв. м с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А, кадастровой стоимостью 3 314 012 971 руб., как торговый центр (комплекс).
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН: 1027809244561) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Европолис Балтик рус" (адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Железноводская, д. 13, лит. Б, ОГРН: 5067847164721) 6000 рублей расходов по госпошлине по заявлению и 1500 рублей расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Европолис Балтик рус" справку на возврат из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)