Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-8123/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. по делу N А65-8123/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Емелина В.П. (доверенность от 09.01.2014),
ответчика - Кашфутдиновой Л.А. (доверенность от 31.03.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2013 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А65-8123/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АШИ", г. Казань (ИНН 1658006388, ОГРН 1021603270545) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 26.02.2013 N 6113; об обязании инспекции устранить допущенные нарушения путем возврата излишне уплаченного земельного налога за 2011 год в сумме 154 362 рублей, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АШИ", г. Казань (далее - ООО "АШИ", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - ИФНС России по Московскому району г. Казани, инспекция, налоговый орган) от 26.02.2013 N 6113; об обязании инспекции устранить допущенные нарушения путем возврата излишне уплаченного земельного налога за 2011 год в сумме 154 362 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014, заявление налогоплательщика удовлетворено частично. Решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 26.02.2013 N 6113 признано незаконным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. Суд обязал налоговый орган устранить нарушение прав общества и возвратить из соответствующего бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2011 год в сумме 154 362 рублей. Требование о возврате из бюджета излишне взысканного земельного налога за 2011 год в сумме 63 114 рублей, пени в сумме 1828 рублей 83 копеек оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе ИФНС России по Московскому району г. Казани с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом налоговый орган полагает, что поскольку изменение кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании решения суда произошло в течение налогового периода, и в самом решении не содержится указаний на дату, с которой следует применять данную измененную кадастровую стоимость, то эта стоимость должна быть применена при исчислении налогоплательщиком земельного налога в следующем налоговом периоде после момента внесения таких изменений, то есть с 01.01.2013. По мнению инспекции, доначисление земельного налога на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "АШИ" возражает против доводов налогового органа и просит резолютивные части обжалованных инспекцией судебных актов оставить без изменения с указанием в их мотивировочной части на применение в рассматриваемом деле применительно к налоговому периоду 2011 года установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-34804/2011 рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200105:0010.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "АШИ" 19.09.2012 в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с суммой к уплате в размере 36 438 рублей, исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200105:0010 в размере рыночной - 6 073 037 рублей, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-34804/2011. Одновременно обществом подано заявление на возврат из бюджета излишне уплаченного земельного налога за 2011 год в сумме 154 362 рублей.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации, по результатам которой составлен акт от 10.01.2013 N 21927. По итогам рассмотрения акта проверки и представленных заявителем возражений инспекцией принято решение от 26.02.2013 N 6113, в соответствии с которым обществу был доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 217 647 рублей.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы налогового органа о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной после внесения записи в государственный кадастр недвижимости с 2012 года, поскольку запись в государственный реестр на основании решения суда внесена в 2012 году. В 2011 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2010 N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 26.03.2013 N 2.14-0-18/006496@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, обжалованное решение инспекции утверждено.
Полагая, что решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 26.02.2013 N 6113 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования частично, судебные инстанции исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2012 по делу N А65-34804/2011 в государственный кадастр недвижимости 22.06.2012 внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При данных обстоятельствах довод налогового органа о применении новой кадастровой стоимости, установленной решением суда в 2012 году, лишь со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2013, является несостоятельным.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога, как правильно указали судебные инстанции, необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суды правомерно признали несостоятельным.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
Суды сделали правильный вывод о неправомерном указании налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости с 2012 года.
Из материалов дела также следует, что в соответствии с частью 6 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции определением от 26.02.2014 предложил ООО "Аши" и ИФНС России по Московскому району г. Казани представить суду расчет земельного налога на спорный земельный участок за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости указанного земельного участка, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478.
Ввиду того, что определение суда апелляционной инстанции инспекцией не было исполнено, суды правомерно указали, что бремя ответственности за непредставление налоговым органом, который принял оспариваемое решение, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, лежит, в данном случае, на ИФНС России по Московскому району г. Казани.
При данных обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение инспекции от 26.02.2013 N 6113 в части доначисления земельного налога в сумме 217 647 рублей, а также предложения уплатить доначисленные суммы и внести исправления в бухгалтерский учет и отчетность не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, вследствие чего в данной части оспариваемое решение налогового органа правомерно признано судами незаконным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А65-8123/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)