Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука" - Денисов А.В., доверенность от 10.06.2014 г. N 43/73;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Исаева К.Ю., доверенность от 17.02.2014 г. N 2.4-16/001747;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2014 года по делу N А65-14306/2014 (судья Латыпов И.И.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука", (ОГРН 1021603463485), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным,
установил:
Открытое акционерное общество "Казанский завод синтетического каучука", г. Казань (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань (далее по тексту -ответчик) о признании решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО "Казанский завод синтетического каучука".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2014 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать недействительными пункты 1, 3, подпункты "б" и "в" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942, пункт 2 и подпункт "а" пункта 4 того же решения в части доначисления суммы налога, превышающей 17 425 907 рублей, в остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, открытое акционерное общество "Казанский завод синтетического каучука" подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2014 по делу N А65-14306/2014 в части признания недействительными пункта 2 и подпункта "а" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942 в части доначисления сумм налога, превышающей 17 425 907 руб., в указанной части признать недействительным пункт 2 и подпункт "а" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 03.04.2014 г. N 1942 в части доначисления сумм налога, превышающей 14 965 659 руб.
В апелляционной жалобе указывает, что позиция суда первой инстанции противоречит позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011 и приводит к излишнему доначислению заявителю земельного налога в сумме 2 460 248 руб.
По мнению подателя жалобы, дата вступления в силу соответствующего судебного акта и дата фактического внесения новой кадастровой стоимости в кадастр должна совпадать.
Податель жалобы считает, что с момента вступления решений суда в силу, изменения в ГКН считаются внесенными.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республике Татарстан по делу N А65-14306/2014 от 20 августа 2014 года в части признания недействительными пунктов 1, 3, подпунктов "б" и "в" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942, пункта 2 и подпункта "а" пункта 4 того же решения в части доначисления суммы налога, превышающей 17 425 907 рублей, и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода, в том числе, на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 01 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть, в рассматриваемом случае, по состоянию на 01 января 2014 года. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 16 июля 2013 года N 03-05-04-02/27809 (размещено на официальном сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами").
Поэтому, по мнению подателя жалобы, налоговый орган обоснованно исчислил земельный налог, исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", и с учетом налоговых ставок, действовавших в 2013 году.
Кроме того, налоговый орган считает правомерным привлечение заявителя к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и начисление пени.
В судебном заседании представитель Открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука поддержал доводы своей апелляционной жалобы, и просил апелляционную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан поддержала доводы своей апелляционной жалобы и возражала против удовлетворения жалобы общества.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель является собственником 10 земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:80530:32, 16:50:80530:37, 16:50:80530:38, 16:50:80530:40, 16:50:80530:121, 16:50:000000:6399, 16:50:80526:3, 16:50:080530:103, 16:50:080530:110, 16:50:080530:91, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. Лебедева.
Заявитель 07.02.2014 г. представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, согласно которой подлежащая уплате сумма налога составила 5661164 руб.
Ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации. По результатам проверки составлен акт N 1640 от 26.02.2014. На основании акта проверки и возражений заявителя ответчиком было принято решение N 1942 от 03.04.2014 г., в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 3607946,84 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 21835507 руб. и соответствующие пени в сумме 953135,92 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков налоговым органом рассчитана на основании Постановления Кабинета Министров по Республике Татарстан от 24.12.2010 г. N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан". Налоговые ставки по земельному налогу применяются в соответствии с Решением Казанской городской думы от 24.10.2011 г N 12-8.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы ответчика о том, что за 2013 год земельный налог должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Кадастровая стоимость, определенная по решениям суда в размере рыночной стоимости, в ГКН по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:32, 16:50:80530:37, 16:50:80530:38, 16:50:80530:40 внесена 06.09.2013г, по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:121, 16:50:0000006399 внесена 07.11.2013 г., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:80526:3 внесена 22.03.2013 г., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:80530:64 внесена 11.09.2013 г.
По мнению налогового органа, изменения в государственный кадастр недвижимости по вышеуказанным земельным участкам внесены в 2013 г. и новая кадастровая стоимость, равная рыночной, должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, т.е. с 01.01.2014 г.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением УФНС по РТ от 20.05.2014 г. обжалуемое решение налогового органа было отменено в части доначисления суммы налога в размере 20 122 руб., соответствующих пеней и штрафа, в связи с тем, что согласно оспариваемому решению, Инспекцией сумма земельного налога по участку с кадастровым номером 16:50:80530:103 исчислена за 12 месяцев владения вместо 11.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа недействительным в части пунктов 1, 3, подпунктов "б" и "в" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942, пункта 2 и подпункта "а" пункта 4 того же решения в части доначисления суммы налога, превышающей 17 425 907 рублей суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221 -ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221 -ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом верно отмечено в решении, что из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость, определенная по решениям Арбитражного Суда Республики Татарстан в размере рыночной стоимости в государственный кадастр недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:32, 16:50:80530:37, 16:50:80530:38, 16:50:80530:40 внесена 06.09.2013 г., по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:121, 16:50:000000:6399 внесена 07.11.2013 г., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:80526:3 внесена 22.03.2013 г.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода. Вместе с тем, на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом в соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда; изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Судом правильно указано на то, что до указанной даты внесения записи в ГКН налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Проверив расчет налоговых обязательств заявителя с учетом решений Арбитражного суда РТ об установлении кадастровой стоимости и даты их внесения в ГКН, суд установил, что сумма земельного налога за 2013 г. должна составить 23 087 071 руб. на момент вынесения решения налогового органа земельного налога в сумме 5 661 164 руб., сумма доначисленного налога должна составлять 17 425 907 руб.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу N А65-19370/2013 и Постановлении ФАС Поволжского округа от 31 июля 2014 года по делу N А65-18164/2013.
Судом также верно учтено, что установление факта излишней уплаты могло быть осуществлено налоговым органом только в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Ответчик, при вынесении решения указал, что у заявителя имеется переплата по земельному налогу в размере 3 795 772,81 руб.
Данная переплата учтена при расчете штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Однако, ответчиком не учтено, что помимо данной переплаты у заявителя имелась переплата земельного налога, возникшая по результатам 2011 г. в размере 18456907 руб., выявленная после подачи уточненной налоговой декларации в марте 2014 г.
Всего, по состоянию на февраль 2014 г. (срок представления декларации и уплаты земельного налога за 2013 г.) размер переплаты составлял 22 252 679 руб. 81 коп., т.е. превышал сумму недоимки по решению ответчика.
Данная сумма переплаты была зачтена Ответчиком в счет "недоимки" по оспариваемому решению, что подтверждается извещением N 6784 от 18 06.2014 г.
При таких обстоятельствах, по состоянию на дату уплаты земельного налога за 2013 г. и на дату вынесения Ответчиком оспариваемого решения, у заявителя имелась переплата земельного налога, превышающая сумму доначисленного налога.
Как указано в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу статьи 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
При применении приведенной нормы необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.
Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;
- на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.
Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что начисление пени в размере 953 135,92 руб., а также штрафа в размере 3607946,84 руб. является незаконным.
Таким образом, судом правомерно вынесено решение о частичном удовлетворении заявленных обществом требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Открытым акционерным обществом "Казанский завод синтетического каучука", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2014 года по делу N А65-14306/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.11.2014 ПО ДЕЛУ N А65-14306/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2014 г. по делу N А65-14306/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука" - Денисов А.В., доверенность от 10.06.2014 г. N 43/73;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Исаева К.Ю., доверенность от 17.02.2014 г. N 2.4-16/001747;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2014 года по делу N А65-14306/2014 (судья Латыпов И.И.),
принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука", (ОГРН 1021603463485), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным,
установил:
Открытое акционерное общество "Казанский завод синтетического каучука", г. Казань (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань (далее по тексту -ответчик) о признании решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО "Казанский завод синтетического каучука".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2014 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать недействительными пункты 1, 3, подпункты "б" и "в" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942, пункт 2 и подпункт "а" пункта 4 того же решения в части доначисления суммы налога, превышающей 17 425 907 рублей, в остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, открытое акционерное общество "Казанский завод синтетического каучука" подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2014 по делу N А65-14306/2014 в части признания недействительными пункта 2 и подпункта "а" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942 в части доначисления сумм налога, превышающей 17 425 907 руб., в указанной части признать недействительным пункт 2 и подпункт "а" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 03.04.2014 г. N 1942 в части доначисления сумм налога, превышающей 14 965 659 руб.
В апелляционной жалобе указывает, что позиция суда первой инстанции противоречит позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011 и приводит к излишнему доначислению заявителю земельного налога в сумме 2 460 248 руб.
По мнению подателя жалобы, дата вступления в силу соответствующего судебного акта и дата фактического внесения новой кадастровой стоимости в кадастр должна совпадать.
Податель жалобы считает, что с момента вступления решений суда в силу, изменения в ГКН считаются внесенными.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республике Татарстан по делу N А65-14306/2014 от 20 августа 2014 года в части признания недействительными пунктов 1, 3, подпунктов "б" и "в" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942, пункта 2 и подпункта "а" пункта 4 того же решения в части доначисления суммы налога, превышающей 17 425 907 рублей, и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода, в том числе, на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 01 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть, в рассматриваемом случае, по состоянию на 01 января 2014 года. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 16 июля 2013 года N 03-05-04-02/27809 (размещено на официальном сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами").
Поэтому, по мнению подателя жалобы, налоговый орган обоснованно исчислил земельный налог, исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", и с учетом налоговых ставок, действовавших в 2013 году.
Кроме того, налоговый орган считает правомерным привлечение заявителя к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ и начисление пени.
В судебном заседании представитель Открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука поддержал доводы своей апелляционной жалобы, и просил апелляционную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан поддержала доводы своей апелляционной жалобы и возражала против удовлетворения жалобы общества.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель является собственником 10 земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:80530:32, 16:50:80530:37, 16:50:80530:38, 16:50:80530:40, 16:50:80530:121, 16:50:000000:6399, 16:50:80526:3, 16:50:080530:103, 16:50:080530:110, 16:50:080530:91, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. Лебедева.
Заявитель 07.02.2014 г. представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, согласно которой подлежащая уплате сумма налога составила 5661164 руб.
Ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации. По результатам проверки составлен акт N 1640 от 26.02.2014. На основании акта проверки и возражений заявителя ответчиком было принято решение N 1942 от 03.04.2014 г., в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 3607946,84 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 21835507 руб. и соответствующие пени в сумме 953135,92 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков налоговым органом рассчитана на основании Постановления Кабинета Министров по Республике Татарстан от 24.12.2010 г. N 1104 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан". Налоговые ставки по земельному налогу применяются в соответствии с Решением Казанской городской думы от 24.10.2011 г N 12-8.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы ответчика о том, что за 2013 год земельный налог должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Кадастровая стоимость, определенная по решениям суда в размере рыночной стоимости, в ГКН по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:32, 16:50:80530:37, 16:50:80530:38, 16:50:80530:40 внесена 06.09.2013г, по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:121, 16:50:0000006399 внесена 07.11.2013 г., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:80526:3 внесена 22.03.2013 г., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:80530:64 внесена 11.09.2013 г.
По мнению налогового органа, изменения в государственный кадастр недвижимости по вышеуказанным земельным участкам внесены в 2013 г. и новая кадастровая стоимость, равная рыночной, должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, т.е. с 01.01.2014 г.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением УФНС по РТ от 20.05.2014 г. обжалуемое решение налогового органа было отменено в части доначисления суммы налога в размере 20 122 руб., соответствующих пеней и штрафа, в связи с тем, что согласно оспариваемому решению, Инспекцией сумма земельного налога по участку с кадастровым номером 16:50:80530:103 исчислена за 12 месяцев владения вместо 11.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа недействительным в части пунктов 1, 3, подпунктов "б" и "в" пункта 4 решения Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ от 03.04.2014 г. N 1942, пункта 2 и подпункта "а" пункта 4 того же решения в части доначисления суммы налога, превышающей 17 425 907 рублей суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221 -ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221 -ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом верно отмечено в решении, что из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость, определенная по решениям Арбитражного Суда Республики Татарстан в размере рыночной стоимости в государственный кадастр недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:32, 16:50:80530:37, 16:50:80530:38, 16:50:80530:40 внесена 06.09.2013 г., по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:121, 16:50:000000:6399 внесена 07.11.2013 г., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:80526:3 внесена 22.03.2013 г.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Однако в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода. Вместе с тем, на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом в соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда; изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Судом правильно указано на то, что до указанной даты внесения записи в ГКН налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Проверив расчет налоговых обязательств заявителя с учетом решений Арбитражного суда РТ об установлении кадастровой стоимости и даты их внесения в ГКН, суд установил, что сумма земельного налога за 2013 г. должна составить 23 087 071 руб. на момент вынесения решения налогового органа земельного налога в сумме 5 661 164 руб., сумма доначисленного налога должна составлять 17 425 907 руб.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу N А65-19370/2013 и Постановлении ФАС Поволжского округа от 31 июля 2014 года по делу N А65-18164/2013.
Судом также верно учтено, что установление факта излишней уплаты могло быть осуществлено налоговым органом только в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Ответчик, при вынесении решения указал, что у заявителя имеется переплата по земельному налогу в размере 3 795 772,81 руб.
Данная переплата учтена при расчете штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Однако, ответчиком не учтено, что помимо данной переплаты у заявителя имелась переплата земельного налога, возникшая по результатам 2011 г. в размере 18456907 руб., выявленная после подачи уточненной налоговой декларации в марте 2014 г.
Всего, по состоянию на февраль 2014 г. (срок представления декларации и уплаты земельного налога за 2013 г.) размер переплаты составлял 22 252 679 руб. 81 коп., т.е. превышал сумму недоимки по решению ответчика.
Данная сумма переплаты была зачтена Ответчиком в счет "недоимки" по оспариваемому решению, что подтверждается извещением N 6784 от 18 06.2014 г.
При таких обстоятельствах, по состоянию на дату уплаты земельного налога за 2013 г. и на дату вынесения Ответчиком оспариваемого решения, у заявителя имелась переплата земельного налога, превышающая сумму доначисленного налога.
Как указано в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу статьи 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
При применении приведенной нормы необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.
Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;
- на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.
Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что начисление пени в размере 953 135,92 руб., а также штрафа в размере 3607946,84 руб. является незаконным.
Таким образом, судом правомерно вынесено решение о частичном удовлетворении заявленных обществом требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Открытым акционерным обществом "Казанский завод синтетического каучука", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2014 года по делу N А65-14306/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)