Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Рудых С.Ф., доверенность от 30.09.2013 N 91,
- ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - Горина Д.А., доверенность от 10.01.2013 N 16-03-11/00135;
- ответчика - Макаровой О.В., доверенность от 14.01.2013 N 16-06-14/00200;
- в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атрибут", г. Новоульяновск, Ульяновская область,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013 (судья Пиотровская Ю.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А72-12116/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атрибут", г. Новоульяновск, Ульяновская область (ОГРН 1077321002186) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, р.п. Ишеевка, Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании недействительными решений,
с участием в деле в качестве третьего лица - Правительства Ульяновской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Атрибут" (далее - заявитель, ООО "Атрибут", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решения от 24.08.2012 N 16-08-05/16683 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - Управление) от 08.10.2012 N 16-15-11/12314.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Атрибут", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной 12.04.2012 обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год инспекцией составлен акт от 19.07.2012 N 02967дсп и принято решение от 24.08.2012 N 16-08-05/16683 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог в размере 495 111 руб.
Основанием доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно применил к налоговому периоду 2011 года кадастровую стоимость земельных участков, определенную в постановлении Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П.
По мнению налогового органа, в сфере налогообложения постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П вступает в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П было опубликовано 27.01.2012, соответственно для целей налогообложения указанное постановление действует с 01.01.2013 и не распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011.
Следовательно, налоговая база по земельному налогу за 2011 год не могла быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Кроме того, на запрос инспекции от 05.05.2012 N 16-0831/8270 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области представлена информация о кадастровой стоимости спорных земельных участков ООО "Атрибут" по состоянию на 01.01.2011, согласно которой кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 73:19:120116:115 составила 161 584 774 руб., с кадастровым номером 73:19:120116:343 - 7 914 251 руб. На основании данной информации инспекцией и был сделан расчет земельного налога на 2011 год.
Решением Управления 08.10.2012 N 16-15-11/12314 решение инспекции оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решениями ответчиков, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении требований заявителя.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Ульяновской области.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществу принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с кадастровыми номерами 73:19:120116:115, 73:19:120116:343. Первоначально заявленная к уплате сумма земельного налога по указанным участкам составила 2 542 486 руб., исчислена из кадастровой стоимости земельных участков 161 584 774 руб. и 7 914 251 руб. соответственно с учетом постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П.
В уточненной налоговой декларации обществом уменьшен к уплате земельный налог по указанным земельным участкам на 495 111 руб., их кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением Правительства от 18.01.2012 N 21-П.
Постановлением Правительства от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011.
Пунктом 2 названного постановления постановление Правительства N 508-П признано утратившим силу.
Кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков определена: с кадастровым номером 73:19:120116:115 в сумме 130 669 080 руб., с кадастровым номером 73:19:120116:343 - 5 822 592 руб.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" вступает в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Постановление от 18.01.2012 N 21-П было опубликовано 27.01.2012, следовательно, как правильно отмечено судебными инстанциями, для целей налогообложения оно действует с 01.01.2013.
На основании пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований статьи 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2013, то есть с начала нового налогового периода.
Правомерно не принят довод общества о том, что определение кадастровой стоимости земель по состоянию на 01.01.2011 означает придание постановлению от 18.01.2012 N 21-П обратной силы и распространение на налоговые правоотношения с указанной даты, поскольку как обоснованно указано судами, указание даты - 01.01.2011 в постановлении от 18.01.2012 N 21-П определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете с 01.01.2011.
Общество в обоснование правомерности своих доводов ссылается на разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2011 N 03-05-05-02/46, от 19.12.2012 N 03-05-0502/123, от 18.12.2012 N 0-05-04-02/105, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/97, от 30.10.2012 N 03-05-05-02/110, от 15.03.2012 N 03-05-05-02/15, от 26.10.2012 N 03-05-05-02/107.
В указанных разъяснениях Департамент указывает, что вновь утвержденные в нормативном акте результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика. При этом в письмах Департамента указано, что такими нормативными актами являются те акты, положения которых распространяются на прошлые налоговые периоды.
Однако постановление от 18.01.2012 N 21-П не может быть отнесено к таким актам, поскольку не содержит ссылки на его распространение на прошлые налоговые периоды.
На период 2011 года действовало постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П, следовательно, должна применяться кадастровая оценка, утвержденная данным постановлением.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11 и N 2081/11.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А72-12116/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.10.2013 ПО ДЕЛУ N А72-12116/2012
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2013 г. по делу N А72-12116/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Рудых С.Ф., доверенность от 30.09.2013 N 91,
- ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - Горина Д.А., доверенность от 10.01.2013 N 16-03-11/00135;
- ответчика - Макаровой О.В., доверенность от 14.01.2013 N 16-06-14/00200;
- в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атрибут", г. Новоульяновск, Ульяновская область,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013 (судья Пиотровская Ю.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Кузнецов Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А72-12116/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атрибут", г. Новоульяновск, Ульяновская область (ОГРН 1077321002186) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, р.п. Ишеевка, Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании недействительными решений,
с участием в деле в качестве третьего лица - Правительства Ульяновской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Атрибут" (далее - заявитель, ООО "Атрибут", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решения от 24.08.2012 N 16-08-05/16683 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - Управление) от 08.10.2012 N 16-15-11/12314.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Атрибут", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной 12.04.2012 обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год инспекцией составлен акт от 19.07.2012 N 02967дсп и принято решение от 24.08.2012 N 16-08-05/16683 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог в размере 495 111 руб.
Основанием доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно применил к налоговому периоду 2011 года кадастровую стоимость земельных участков, определенную в постановлении Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П.
По мнению налогового органа, в сфере налогообложения постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П вступает в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П было опубликовано 27.01.2012, соответственно для целей налогообложения указанное постановление действует с 01.01.2013 и не распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011.
Следовательно, налоговая база по земельному налогу за 2011 год не могла быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Кроме того, на запрос инспекции от 05.05.2012 N 16-0831/8270 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области представлена информация о кадастровой стоимости спорных земельных участков ООО "Атрибут" по состоянию на 01.01.2011, согласно которой кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 73:19:120116:115 составила 161 584 774 руб., с кадастровым номером 73:19:120116:343 - 7 914 251 руб. На основании данной информации инспекцией и был сделан расчет земельного налога на 2011 год.
Решением Управления 08.10.2012 N 16-15-11/12314 решение инспекции оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решениями ответчиков, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении требований заявителя.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Ульяновской области.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществу принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с кадастровыми номерами 73:19:120116:115, 73:19:120116:343. Первоначально заявленная к уплате сумма земельного налога по указанным участкам составила 2 542 486 руб., исчислена из кадастровой стоимости земельных участков 161 584 774 руб. и 7 914 251 руб. соответственно с учетом постановления Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П.
В уточненной налоговой декларации обществом уменьшен к уплате земельный налог по указанным земельным участкам на 495 111 руб., их кадастровая стоимость определена в соответствии с постановлением Правительства от 18.01.2012 N 21-П.
Постановлением Правительства от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011.
Пунктом 2 названного постановления постановление Правительства N 508-П признано утратившим силу.
Кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков определена: с кадастровым номером 73:19:120116:115 в сумме 130 669 080 руб., с кадастровым номером 73:19:120116:343 - 5 822 592 руб.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" вступает в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Постановление от 18.01.2012 N 21-П было опубликовано 27.01.2012, следовательно, как правильно отмечено судебными инстанциями, для целей налогообложения оно действует с 01.01.2013.
На основании пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований статьи 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2013, то есть с начала нового налогового периода.
Правомерно не принят довод общества о том, что определение кадастровой стоимости земель по состоянию на 01.01.2011 означает придание постановлению от 18.01.2012 N 21-П обратной силы и распространение на налоговые правоотношения с указанной даты, поскольку как обоснованно указано судами, указание даты - 01.01.2011 в постановлении от 18.01.2012 N 21-П определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете с 01.01.2011.
Общество в обоснование правомерности своих доводов ссылается на разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2011 N 03-05-05-02/46, от 19.12.2012 N 03-05-0502/123, от 18.12.2012 N 0-05-04-02/105, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/97, от 30.10.2012 N 03-05-05-02/110, от 15.03.2012 N 03-05-05-02/15, от 26.10.2012 N 03-05-05-02/107.
В указанных разъяснениях Департамент указывает, что вновь утвержденные в нормативном акте результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика. При этом в письмах Департамента указано, что такими нормативными актами являются те акты, положения которых распространяются на прошлые налоговые периоды.
Однако постановление от 18.01.2012 N 21-П не может быть отнесено к таким актам, поскольку не содержит ссылки на его распространение на прошлые налоговые периоды.
На период 2011 года действовало постановление Правительства Ульяновской области от 11.12.2008 N 508-П, следовательно, должна применяться кадастровая оценка, утвержденная данным постановлением.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11 и N 2081/11.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А72-12116/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)