Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2015 N 20АП-5187/2015 ПО ДЕЛУ N А54-7244/2014

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. по делу N А54-7244/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 13.10.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области - Булавиной Е.В. (доверенность от 24.12.2014 N 2.6-21/15249), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области - Рамазановой Н.С. (доверенность от 18.05.2015 N 2.4-12/010334), в отсутствие других надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Рязани" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.06.2015 по делу N А54-7244/2014, принятое по заявлению муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Рязани" (г. Рязань, ОГРН 1026200956760, ИНН 6228027829) к Управлению Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031857, ИНН 6234010781), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014), третье лицо: министерство экономического развития и торговли Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1086234009454, ИНН 6234058208), о признании незаконными решений: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.09.2014 N 2.12-26/ N 27047 и от 17.11.2014 N 2.15-12/13393,
установил:

следующее.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Рязани" (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными: решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее - Инспекция) N 2.12-26/ N 27047 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.09.2014 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (далее - Управление) от 17.11.2014 N 2.15-12/13393.
Определением суда от 13.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено министерство экономического развития и торговли Рязанской области (далее - министерство).
Решением суда 29.06.2015 в заявленные к Инспекции требования оставлены без удовлетворения, а в части требований к Управлению производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что несоблюдение порядка получения субсидии, установленного в свою очередь с нарушением компетенции регионального законодательного органа, не может лишать права на ее получение, поскольку основания к ее использованию не утрачены.
Управление и министерство в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Учреждением представлены возражения на отзыв Управления на апелляционную жалобу, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, выслушав представителей, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.03.2014 учреждение представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2013 год. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет по данной декларации, указана налогоплательщиком в размере 0 руб.
19.04.2013 учреждение представило в налоговый орган уведомление на право получения налоговых льгот на 2013 год (вх. N 15813).
30.05.2014 учреждением получено требование N 2.10-22/39693 о предоставлении документов (информации) от 27.05.2014.
На основании декларации и представленных Обществом документов налоговым органом в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой налоговым органом составлен акт камеральной проверки от 30.06.2014 N 2.12-26/33748 дсп.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки (акт проверки от 30.06.2014 N 33748, материалы, полученные в связи с проведением дополнительных мероприятий по решению N 2.12-26/344), налоговым органом 22.09.2014 было принято решение N 2.2-26/ N 27047 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с указанным решением, учреждение 13.10.2014 обратилось в Управление с апелляционной жалобой.
17.11.2014 Управление приняло решение N 2.15-12/13393, в соответствии с которым жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями налогового органа и Управления от 22.09.2014 N 2.12-26/ N 27047 и от 17.11.2014 N 2.15-12/13393, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований к Инспекции и прекращая производство по делу в части требований к Управлению, правомерно исходил из следующего.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий, предусмотренных Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 31 НК РФ приведен перечень полномочий налоговых органов, в том числе право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
Статьями 32 и 33 НК РФ установлена обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, в связи с чем, должностные лица налоговых органов должны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов с целью реализации возложенных на них обязанностей в пределах предоставленной компетенции.
Статьей 88 НК РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Рязанской области налог на имущество организаций установлен и введен в соответствии со статьей 1 Закона Рязанской области "О налоге на имуществе организаций на территории Рязанской области" 26.11.2003 N 85-ОЗ (с учетом изменений и дополнений) (далее - Закон N 85-ОЗ).
В соответствии со статьей 2.1 Закона N 85-ОЗ предоставление налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков осуществляется в соответствии с Законом Рязанской области "О налоговых льготах" (далее по тексту - Закон о налоговых льготах).
Пунктом 1.1 статьи 13.1 Закона о налоговых льготах (действующей в спорный период) предусмотрено, что освобождаются от уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций в текущем налоговом периоде и уплаты налога на имущество организаций по итогам налогового периода, в том числе, следующие налогоплательщики: казенные и бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти Рязанской области и (или органами местного самоуправления, финансируемые из областного и (или) местных бюджетов на основе бюджетной сметы и (или) в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и (или) за счет средств бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области. Налоговые льготы, установленные данным пунктом, не применяются в отношении имущества, используемого исключительно в целях предпринимательской деятельности.
Согласно статье 14 Закона о налоговых льготах налоговые льготы, пониженные налоговые ставки предоставляются при условии соблюдения налогоплательщиком порядка реализации данного Закона, изложенного в приложении к нему. Несоблюдение указанного порядка влечет утрату права на налоговые льготы, применение пониженных налоговых ставок на текущий налоговый период.
В соответствии с Разделом 1 Порядка реализации Закона о налоговых льготах налогоплательщики, отвечающие требованиям статей 13.1, 13.3, 13.5 13.6 данного Закона, представляют в министерство экономического развития и торговле Рязанской области уведомление в двух экземплярах по форме, изложенной в разделе III Порядка реализации Закона о налоговых льготах.
Срок подачи уведомления устанавливается не позднее 10 календарных дней до наступления срока, установленного действующим законодательством для представления налоговой отчетности по соответствующему налогу за первый отчетный период календарного года в налоговую инспекцию.
Срок действия уведомления определяется до конца календарного года. К уведомлению прилагаются: копия налоговой декларации за прошедший налоговый период с подтверждением налоговой инспекции о принятии. Копию налоговой декларации не прилагают вновь созданные в текущем налоговом периоде организации; копия устава (положения) организации; отдельные документы, подтверждающие право налогоплательщика на получение: налоговых льгот, применение пониженной налоговой ставки (установленная действующим законодательством бухгалтерская, статистическая отчетность за предшествующий год (или выписки из указанной отчетности), справки за подписью руководителя и главного бухгалтера организации, претендующей на получение льготы, применение пониженной налоговой ставки, копии соглашений (договоров) с органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае предоставления налоговых льгот, применения пониженной налоговой ставки на основании указанных соглашений (договоров)). Министерство экономического развития и торговли Рязанской области запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из Единого государственного реестра юридически) лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлен, заявителем по собственной инициативе.
Министерство экономического развития и торговли Рязанской области согласовывает применение налогоплательщиками налоговых льгот, пониженных налоговых ставок предоставляемых им Законом о налоговых льготах. Согласование осуществляется путем принятия уведомления с документами, указанными в пункте 1 данного раздела. Министерством экономического развития и торговли Рязанской области и проставлением на уведомлении отметки "принято" (пункт 2 Раздела I Порядка).
Министерство направляет в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Рязанской области информацию о налогоплательщиках, согласовавших уведомления на право получения налоговых льгот, применения пониженной налоговой ставки, до 1 июня текущего года.
В случае согласования уведомлений налогоплательщикам, указанным в абзаце третьем пункта 1 Раздела 1 Порядка реализации Закона о налоговых льготах, министерство направляет в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Рязанской области информацию об указанных налогоплательщиках в течение всего календарного года (по мере согласования уведомлений).
В соответствии с пунктом 1 статьи 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 2 статьи 386 НК РФ налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Таким образом, уведомление на право получения налоговых льгот по налогу на имущество на 2013 год налогоплательщик должен представить в министерство экономического не позднее 10 календарных дней до наступления указанного срока, т.е. не позднее 20.04.2013.
Заявитель является бюджетным учреждением, финансируется из бюджета, следовательно, в соответствии с п. 1.1 статьи 13.1 Закона о налоговых льготах имеет праве на льготу по налогу на имущество организаций, что налоговым органом не оспаривается.
Вместе с тем, по результатам проверки Инспекцией установлено, что учреждение в нарушение вышеуказанных норм получение льготы по налогу на имущество за 2013 год с министерством не согласовало.
Данный факт подтверждается письмом министерства от 10.09.2014 N ИП/2-2929, в котором указано, что учреждение в определенный Законом о налоговых льготах срок уведомление на право получения налоговых льгот, применения пониженной налоговой ставки на 2013 год не представляло, в связи с этим, право на применение налоговой льготы по налогу на имущество организаций данному налогоплательщику на 2013 год министерство не согласовывало, и сведения о нем не включались в информацию, направленную в Управление письмом от 29.05.2013 N ОБ/2-1625.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что у заявителя отсутствуют основания для применения льготы по налогу на имущество за 2013 год.
Поскольку заявителем применена налоговая льгота по налогу на имущество без представления уведомления на право получения налоговых льгот на 2013 год, то доначисление налога на имущество и применение санкций обосновано и основания для признания решения Инспекции незаконным отсутствуют.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Таким образом, производство по делу в части требования о признании незаконным решения Управления подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса, поскольку не усматриваются приведенные в указанном выше постановлении обстоятельства.
В обоснование своей позиции заявитель в апелляционной жалобе указывает, что несоблюдение порядка получения субсидии, установленного в свою очередь с нарушением компетенции регионального законодательного органа, не может лишать права на ее получение, поскольку основания к ее использованию не утрачены.
Вместе с тем, законом субъекта установлено, что несоблюдение порядка влечет утрату права на налоговые льготы, применение пониженных налоговых ставок на текущий налоговый период, при этом государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, фактические обстоятельства установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
В силу статьи 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб. подлежат отнесению на учреждение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.06.2015 по делу N А54-7244/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
К.А.ФЕДИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)