Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя - представитель закрытого акционерного общества "Татплодоовощпром" - не явился, извещено,
от заинтересованного лица - представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан - Исаевой К.Ю. (доверенность N 2.4-16/001747 от 17.02.2014),
от третьего лица - представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.07.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 по делу N А65-3134/2014 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Татплодоовощпром", г. Казань (ОГРН 1021602830567, ИНН 1654041350),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978),
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании решения недействительным, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
установил:
Закрытое акционерное общество "Татплодоовощпром" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (л.д. 4-9) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании решения N 9204 от 16.12.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - третье лицо, управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 заявление удовлетворено частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан от 06.12.2013 г. N 9204 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме превышающей 134 640 руб., соответствующих сумм штрафа, признано незаконным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ЗАО "Татплодоовощпром" (л.д. 118-122).
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 17.04.2014 отменить (л.д. 130-133), принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:172109:3.
Заинтересованным лицом в отношении заявителя проведена камеральная налоговая проверка по представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 339 900 руб., с заявленной кадастровой стоимостью земельного участка 61 800 000 руб.
Основанием для представления уточненной налоговой декларации послужило внесение изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012.
По результатам налоговой проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки N 9204 от 06.12.2013 г.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, налоговым органом было вынесено решение N 9204 от 06.12.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Посчитав решение N 9204 от 06.12.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения частично незаконным, заявитель обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы России по РТ.
Управлением Федеральной налоговой службы России по РТ 17.01.2014 года вынесено решение N 2.14-0-18/000900, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа N 9204 от 06.12.2013, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление частично, исходил из следующего.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Между тем, налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание, следующее.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако, не может быть принят и довод заявителя о применении рыночной стоимости земельного участка, утвержденных решением Арбитражного суда РТ от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:172109:3, общей площадью 30 000 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Приволжский район, п.Петровский.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:172109:3 в размере 61 800 000 руб.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 рыночная стоимость не определена на дату кадастровой оценки, измененная кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу судебного акта.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012 вступило в законную силу 18.08.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 2012 года.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суд при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год исходит из кадастровой стоимости земельных участков заявителя и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:172109:3 установлена в размере 86 280 000 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 474 540 руб., а не 677 639 руб., как указывает налоговый орган.
Из оспариваемого решения следует, что у заявителя на момент вынесения оспариваемого решения имелась переплата в размере 274 394 руб., в связи с чем сумма земельного налога за 2011 год подлежащая доначислению с учетом состояния расчетов с бюджетом составляет 134 640 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение налогового органа от 06.12.2013 N 9204 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2011 год превышающего 134 640 руб., а также начисленных сумм штрафа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя подлежит удовлетворению.
В остальной части требование заявителя удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 17.04.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 по делу N А65-3134/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-3134/2014
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. по делу N А65-3134/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя - представитель закрытого акционерного общества "Татплодоовощпром" - не явился, извещено,
от заинтересованного лица - представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан - Исаевой К.Ю. (доверенность N 2.4-16/001747 от 17.02.2014),
от третьего лица - представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09.07.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 по делу N А65-3134/2014 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Татплодоовощпром", г. Казань (ОГРН 1021602830567, ИНН 1654041350),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978),
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании решения недействительным, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
установил:
Закрытое акционерное общество "Татплодоовощпром" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (л.д. 4-9) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании решения N 9204 от 16.12.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - третье лицо, управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 заявление удовлетворено частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан от 06.12.2013 г. N 9204 в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме превышающей 134 640 руб., соответствующих сумм штрафа, признано незаконным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ЗАО "Татплодоовощпром" (л.д. 118-122).
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 17.04.2014 отменить (л.д. 130-133), принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:172109:3.
Заинтересованным лицом в отношении заявителя проведена камеральная налоговая проверка по представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 339 900 руб., с заявленной кадастровой стоимостью земельного участка 61 800 000 руб.
Основанием для представления уточненной налоговой декларации послужило внесение изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012.
По результатам налоговой проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки N 9204 от 06.12.2013 г.
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, налоговым органом было вынесено решение N 9204 от 06.12.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Посчитав решение N 9204 от 06.12.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения частично незаконным, заявитель обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы России по РТ.
Управлением Федеральной налоговой службы России по РТ 17.01.2014 года вынесено решение N 2.14-0-18/000900, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа N 9204 от 06.12.2013, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление частично, исходил из следующего.
Налоговым органом при начислении земельного налога за 2011 год применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Между тем, налоговым органом при исчислении земельного налога заявителя за 2011 год не принято во внимание, следующее.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд, в силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Данные выводы суда подтверждаются постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако, не может быть принят и довод заявителя о применении рыночной стоимости земельного участка, утвержденных решением Арбитражного суда РТ от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:172109:3, общей площадью 30 000 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Приволжский район, п.Петровский.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:172109:3 в размере 61 800 000 руб.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 рыночная стоимость не определена на дату кадастровой оценки, измененная кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу судебного акта.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-12607/2012 вступило в законную силу 18.08.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 2012 года.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суд при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год исходит из кадастровой стоимости земельных участков заявителя и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:172109:3 установлена в размере 86 280 000 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 474 540 руб., а не 677 639 руб., как указывает налоговый орган.
Из оспариваемого решения следует, что у заявителя на момент вынесения оспариваемого решения имелась переплата в размере 274 394 руб., в связи с чем сумма земельного налога за 2011 год подлежащая доначислению с учетом состояния расчетов с бюджетом составляет 134 640 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение налогового органа от 06.12.2013 N 9204 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2011 год превышающего 134 640 руб., а также начисленных сумм штрафа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя подлежит удовлетворению.
В остальной части требование заявителя удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 17.04.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.04.2014 по делу N А65-3134/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)